Конференции

 
 

ПО СЛЕДАМ НЕКОТОРЫХ ЛЕТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ ( включая событие под Донецком ).

Тема: ПО СЛЕДАМ НЕКОТОРЫХ ЛЕТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ ( включая событие под Донецком ).

21.03.2007 Дмитрий Жигалов пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Три секунды на принятие решения в опасной ситуации - вот он тот момент движения, когда без СППР не обойтись.
Сегодня у любого бухгалтера под рукой есть несколько подобных, а у пилотов ни одной, а время реагирования различается на порядки!

21.03.2007 Олег Летберг пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Хочу добавить, что за эти 3 секунды самолет класса Ту-134А (относится к скоростной Категории "С" ИКАО) пролетает до 280 м, после чего в штатной процедуре следует переходный участок длительностью 15 сек, на котором самолет в горизонтальном полете набирает необходимую для набора высоты скорость и переходит в набор высоты. Это еще до 1380 м.

21.03.2007 Дмитрий Жигалов пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

И это не учитывая правовой фактор, который обычно обнаруживает себя пост-фактум и о котором просто некогда думать в критической ситуации!

21.03.2007 Дмитрий Жигалов пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Кстати, спасибо Вам, Марина, за полезную цитату.

21.03.2007 Марина Малинина пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Пожалуйста.
Стесняюсь спросить,но все же спрошу.А что такое СППР,кот.есть даже у бух-ров,но нет у пилотов?

22.03.2007 Валентин пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Здравствуйте!Со слов Дм.Жигалова -СППР-это ситема поддержки принятия решения,в помощь экипажу.Детали у него.Я же - более прозаик,точнее - прагматик.Сейчас идёт пересмотр стереотипов в решении проблем навигации,переоснащение"земли" и в.с.,но когда это всё реализуется?В конструкции новых в.с. уже устанавливают системы спутниковой навигации,кое-где и "земля "подтягивается,но на старом парке в.с.-всё по-старому.Я знаю многих пилотов,которые буквально "молились" на GPS-ку,когда познакомились с этой системой и она их выручала!Но это всё,как правило,происходило с теми,кто летал зарубежом.Дома же даже официально запрещали использование GPS,так как они не были сертифицированы!Многие летали со своими частными,приобретёнными не известно где и в каком состоянии.Спросите пилотов,ипользовавших и использующих GPS,зачем они им?Мой ответ:да потому,что я больше доверяю GPS,чем СП-50,Курс МП и прочим.Заход по ИЛСу хорошая штука,но ты не видишь удаление до торца ВПП,да и отклонение "директоров"(стрелок) идёт с запаздыванием и не очень наглядно.И сам приборчик стоит не перед глазами,надо отвлекаться от авиагоризонта,да +помехи,устаревшее оборудование-и выход один:если чуть не попал- уходить на второй круг как можно раньше!Но многие пытаются исправить ошибку,т.к.нужно будет повторно заходить и нет гарантии,что опять попадёшь!А напряжение растёт!Любой уход на второй круг-достаточно приличное испытание для нервной системы,а тем более в условиях,когда ты не увидел землю!Вот тут-то и нужен помощник в виде всё той же GPS-ки!Ты видишь положение в.с. в пространстве,удаление и все возможные радиалы и пеленги.А если это ещё и одна из новых систем-то и свой вертикальный профиль и полосу!В точности захода могут сомневаться только те,кто ни разу по GPS на посадку не заходил.
Я же испытал всё это в 94-м году,когда перегонял Ан-28 в африку,а потом работал там.Запасных аэродромов здесь,как правило не бывает,хотя всё-таки кое-где есть.Но расстояния такие,что необходимо садиться на дозаправки.И вот приходишь на аэродромчик(громко сказано),а там или туман,или камни с неба!Ваши действия?Моя первая посадка в тумане была выполнена с использованием Garmin 100,довольно простой приёмник,который,тем не менее,позволил сесть на полосу длиной 650м и шириной 20м.Я выполнил последовательно 3 прохода над полосой,начиная с 10 метров по РВ,потом 8 и 6м,С 4-го захода попал в "коридор"который сам и "прорубил",увидел полосу примерно за 300м до торца и сел.Конечно,при регулярных полётах этого делать никто не будет да и никчему,да вот только не лишне иметь на борту GPS.Не дорого.Гораздо дороже обходится её отсутствие!Как ни горько вспоминать,но напомню.Все помнят обстоятельства катастрофы при выполнении испытательного полёта Ан 124 с ведущими лётчиками-испытателями АНТК им.Антонова.Тогда основной проблемой экипажа было то,что они не видели скорость из-за сильной вибрации при 2-отказавших двигателях и просили помощь у борта сопровождения.А будь у них у кого-нибудь своя GPS-ка в портфеле с батарейками?Уж скорость бы они точно видели бы и смогли бы выйти на аэродром.Зачем СЕЙЧАС об этом говорить?Ответьте себе сами.Недавно интересовался у шефпилота Brussels Airlines,ка они выполняют заход и посадку на А-330 в Киншасе(и вообще по африке).Они используют GNS.И недавно пришли изменения по Киншасе в Jeppesen,где включён заход с использованием GNS.Система ILS здесь тоже есть,но глиссада ещё работает кое-как ногда,а лоукалайза(курса)я ещё здесь не видел.Это столичный международный аэропорт,куда летает пол-света!Да и своих самолетов всех мастей-около сотни штук!И все летают,причём в любую погоду!Конечно,не к этому нужно стремиться!Но и дома гробить людей из-за погоды в 21-м веке-преступление! В какой европейской стране и когда последний раз была катастрофа из-за плохих м.у?И не во всём виноваты только экипажи!Дайте им не советские наставления и бумажные указания,а реальную современную технику,если хотите перевозить своих граждан безопасно и за те деньги,которые вы с этих граждан берёте!Что-то я не вижу "правителей" на телегах,М-ках и полуторках...А в гражданской авиации,значит,можно...

22.03.2007 Дмитрий Жигалов пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Валентин, а использование ГЛОНАСС возможно?

22.03.2007 Дмитрий Жигалов пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Марина, под СППР имеется в виду не совсем, конечно, такая система поддержки принятия решений как у бухгалтеров. Разница в том, что в бухгалтерском учёте есть первичные документы, которые заводятся с систему учёта, данные из которых потом используются для анализа (для чего есть множество инструментов). В самолёте же роль первичных документов играют различные датчики с индикаторами, а система учёта - насколько я понимаю, в "чёрном ящике". Нужно, чтобы данные из "чёрного ящика" использовались не только комиссиями по расследованию ЧП, но и самими пилотами в обычной или критической ситуации. Пока же эти данные просто лежат мёртвым грузом до тех пор, пока не появляются мертвые люди.

22.03.2007 Олег Летберг пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Дмитрию: ГЛОНАСС, как и GALILEO находятся в стадии "строительства", необходимое для полноценной работы в любом регионе "созвездие спутников" еще не обеспечено.

Валентину: При безусловной поддержке идеи применения сертифицированного GPS в частности, а также GNSS, напомню, что владелец единственного полноценного созвездия спутников, обеспечивающего GPS-ки сигналами: США - не гарантирует бесперебойное наличие сигнала в системе и не несет ответственности за возможные последствия, связанные с использованием этих сигналов. Заходить по GPS, это пока еще "способ выкрутится" официальные цифры по горизонтальной точности (для 95% случаев) на 2000 год составляли 100 м, на 2005 - 20 м, а к 2014 году планируется достичь точности в 6 м. Безусловно, что в некоторых районах и для разных приемников точность сигнала может быть выше. Всерьез рассматривать вертикальное наведение без наземных станций корректировки сигнала EGNOS не имеет смысла. Ведь высота измеряется относительно поверхности эллипсоида WGS-84. Разница высот не просто вертикальное расстояние между двумя точками, но и разность гравитационного потенциала, который и вызывает перемещение воды, песка, падение предеметов. Реально обеспечиваемый GPS минимум занимает пока промежуточное положение между ILS и неточными схемами заходов. Если знать ундуляцию (разницу между высотой местности или вершиной препятствия и поверхностью эллипсоида WGS-84) можно корректировать высоту, но без компьютерных систем, проверяющих сигналы от спутников, говорить о точной посадке по GPS рано.
Для системы GALILEO предусмотрена точность приема двухчастотного открытого сигнала по горизонту 4 м и вертикальная точность 8 м. Сейчас уже понятно, что в 2008 году она еще задействована не будет.
Насчет фразы: "Ты видишь положение в.с. в пространстве,удаление и все возможные радиалы и пеленги.А если это ещё и одна из новых систем-то и свой вертикальный профиль и полосу!В точности захода могут сомневаться только те,кто ни разу по GPS на посадку не заходил." могу сказать только то, что "иметь возможность использовать" и "быть гарантийно обеспеченным"
при заходе на посадку в СМУ не одно и тоже. Можно приноровиться пользоваться тем что есть, но, безусловно, надо требовать то, что надо.
Для начала хотя бы "бумажки", в которой четко написано: от кого требовать... :-)

23.03.2007 Олег Летберг пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Как все просто!
..."Сенсационную версию авиакатастрофы в Самаре рассказали "Известиям" источники в компании "ЮТэйр", которой принадлежит самолет. По этой версии, пилот в условиях плохой видимости принял рулежную дорожку за начало взлетно-посадочной полосы (ВПП) и, отклонившись от траектории на 150 метров, рухнул."...

В тумане при видимости 150-200 м заходя на полосу и находясь на удалении свыше 400 м (фактически в "двойном" тумане) "перепутать" ее с рулежкой, гораздо меньшей по размеру, хуже освещенной, да еще и другим цветом, и рвануть в ту сторону... Это даже не версия, это - бред сивой кобылы!

24.03.2007 Дмитрий Жигалов пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

эллипсоид WGS-84 - а что это такое?
У меня также вопрос: GPS и GPRS - это одно и тоже? А то вот у меня мобильник с GPRS, через который я в интернет захожу, то он у меня может вырубиться "в чистом поле". Возможно ли такое с GPS?

Что до комментариев, то тут каждый пытается выгородить себя. А "правил игры" нема. Некому их установить. Вот и идёт борьба формулировок.

24.03.2007 Олег Летберг пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Начну со ссылки на тему происшествий:
http://www.avia.ru/press/9840/

GPS - это система глобального позиционирования, для определения места требуется прием как минимум сигналов от трех спутников. (см. Викпедия) - NAVSTAR GPS (англ. Navigation Satellite Time and Ranging, Global Positioning System — Измерение дальности и времени по навигационному спутнику, Глобальная система позиционирования) — спутниковая система навигации, часто именуемая GPS. Позволяет в любом месте Земли (включая приполярные области), почти при любой погоде, также в космическом пространстве на расстоянии до 100 тыс км от поверхности Земли, определить местоположение и скорость объектов. Система разработана, реализирована и эксплуатируется Министерством обороны США (англ. US Department of Defense).
Эллипсоид WGS-84 - математическая модель "земного шара", имеющая с реальной фигурой единый центр гравитации. Измеренные различия позволяют корректировать высоту над реальной точкой земной поверхности.
GPRS (см.Википедия) - (англ. General Packet Radio Service — пакетная радиосвязь общего пользования) — надстройка над технологией мобильной связи GSM, осуществляющая пакетную передачу данных. GPRS позволяет пользователю мобильного телефона производить обмен данными с другими устройствами в сети GSM и с внешними сетями, в том числе Интернет.

24.03.2007 Олег Летберг пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Высказываясь "по следам" летных происшествий, неизбежно задаешься вопросом, что им предшествовало. На этой ссылке анализ ситуации с кадрами в отрасли дополняет общую картину.
http://www.avia.ru/inter/641/

25.03.2007 Дмитрий Жигалов пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Олег, Вы меня просветили не только по заданным вопросам (на всё сил как-то не хватает), но и показали мне реальный пример полезности Википедии. Спасибо за урок.

26.03.2007 Олег Летберг пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Не стоит благодарности, я и сам по некоторым вопросам заодно просветился.

А во что всплыло на форуме в авиа.ру:
igorgri:

Ну вот вам классик:
Раздумья ездового пса
Василий Васильевич Ершов

"Заходим на посадку по курсо-глиссадной системе при отличной видимости полосы. Пилотирует по директорным стрелкам второй пилот. Он четко держит их в центре прибора, периодически командуя бортинженеру установить тот или другой режим. Стабильный, спокойный заход.
Но вот команда: 'Режим 80! Режим 78! Режим 75!' Вариометр показывает вертикальную 6 м/сек. при норме три с половиной. В чем дело? Самолет явно уходит ниже глиссады - а директорные стрелки в центре.
Это ж хорошо, что мы заходили не в облаках. Хорошо, что старый штурман комплексно контролировал заход по дублирующим системам. И он закричал: 'Двести метров - дальней нет!' Это значит, что мы снизились гораздо раньше и идем на высоте пролета дальнего привода - и норовим снижаться:а домик дальней приводной радиостанции - вот он, в километре впереди.
Добавили режим, вышли в горизонтальный полет, прошли в горизонте дальний привод: Глиссадная стрелка зашкалилась внизу, требуя энергично снижаться. Нет уж, после привода снижаться пришлось визуально.
Такой случай - медленного, вялого затягивания самолета под глиссаду по команде прибора - был не первым. Проведенный анализ показал, что вероятной причиной явились радиопомехи на частоте работы курсо-глиссадной системы, а причина помех - переговоры 'крутых' пассажиров по мобильному телефону. Недаром пассажиров предупреждают: на посадке не пользоваться радиоаппаратурой. Это действительно опасно."
Выводы делайте сами...

Есть самолеты, где ПРЕДУСМОТРЕНО для пассажиров использование и телефона и Интернета, но... если в Интернет входишь со своего лаптопа, то насчет телефона, изволь подойти к настенному пульту, снять трубочку и только с нее свой нетерпеж реализовать. Но таковых, обычно мало, я, например, за время полета на МД-11 от Хельсинки до Пекина не видел ни одного желающего "снять трубку".

Ответить в тему:



Авиапорт.Конференции

Агентство «АвиаПорт» является разработчиком программного обеспечения, позволяющего зарегистрированным пользователям сайта общаться друг с другом. Все сообщения отражают собственное мнение их авторов, и агентство не несет ответственность за достоверность и законность информации, публикуемой пользователями на страницах раздела.