Конференции

 
 

Оценка эффективной дозы облучения при досмотре авиапассажиров на рентгенографическом сканере

Тема: Оценка эффективной дозы облучения при досмотре авиапассажиров на рентгенографическом сканере

04.07.2007 Юрий Украинцев пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера Сибирского отделения Российской академии наук (ИЯФ СО РАН) является ведущим научным учреждением по разработке микродозовых цифровых рентгенографических установок для профилактических обследований органов грудной полости, при чрезвычайно низких дозах облучения, а также сканирующих систем рентгеновского контроля (СРК). Данная разработка предназначена для бесконтактного досмотра пассажиров на транспорте, посетителей массовых мероприятий и персонального досмотра людей, проходящих на стратегически важные объекты и охраняемые территории.
Система рентгеновского контроля ТУ4276-049-00226230-2004, произведена на орловском предприятии ЗАО «Научприбор» при участии ФГУП «НПП «Восток» (г. Новосибирск), установлена в зоне досмотра пассажиров аэровокзала внутренних линиях аэропорта «Толмачево» с целью обнаружения спрятанных в одежде, обуви, на теле и внутри тела досматриваемого любых опасных и запрещенных к перевозке на воздушном транспорте предметов. СРК позволяет быстро «просвечивать» человека без снятия верхней одежды, обуви и определять расположение и конфигурацию скрытых предметов. Такой досмотр позволил не только вывести процедуру досмотра на совершенно другой качественный уровень, ранее казавшийся фантастикой, но и очень доброжелательно принят как пассажирами (экономия времени, деликатность), так и персоналом службы безопасности аэропорта (высокая информативность, простота досмотра).
Рентгеновское сканирование авиапассажира узким веерообразным лучом, осуществляется в течение 5 с, при анодном напряжении на рентгеновской трубке 120 кВ и токе 12 мА. Сертификат соответствия выдан управлением транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и зарегистрирован в Государственном реестре Системы сертификации в гражданской авиации РФ 8 июня 2005 г. за №2051050404. Санитарно-эпидемиологическое заключение и лицензия на источники ионизирующего излучения (генерирующие) выданы Федеральной службой Роспотребнадзора (г. Москва). СРК вызвала большой интерес у руководителей предприятий заинтересованных министерств и ведомств и получила одобрение пассажиров. Пассажиры добровольно и осознанно отдают предпочтение досмотру с помощью СРК – при этом они хотят знать лучевую нагрузку, т.е. суммарный эффект облучения человека с точки зрения отдаленных последствий при прохождении досмотра.
Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области, совместно с ИЯФ СО РАН провело исследование по оценке эффективной дозы облучения авиапассажира на СРК с помощью термолюминесцентных дозиметров КДТ-0.2М. В смотровой кабине СРК были размещены дозиметры на уровнях хрусталика (5 шт.), молочных желез (5 шт.), гонад (5 шт.), стоп (5 шт.) и 5 штук оставлены для контроля. При проведении измерений в зоне контроля находился имитатор тела человека, в качестве которого использовались три стандартных водных фантома размером 250х250х150 мм поставленных друг на друга (вертикально).
Средняя эффективная доза облучения авиапассажира на хрусталик, молочные железы, гонады и стопы составила соответственно 0,03±0,01; 0,05±0,016; 0,12±0,04 и 0,025±0,008 мкЗв, на все тело 0,225±0,075 мкЗв за одну экспозицию. Радиационный риск равен 1,64Е10-8 и существенно ниже предела индивидуального риска для населения – 5,0Е10-5. Согласно НРБ-99, п.2.11 уровень пренебрежимого риска разделяет область оптимизации риска и область безусловно приемлемого риска и составляет 10Е-6. Следовательно, величиной радиационного риска, рассчитанной для авиапассажиров можно пренебречь. При условии, что авиапассажир (или иные контингенты) будет проходить радиационный контроль каждый день, то доза облучения на все тело составит 82,125 мкЗв в год при норме (согласно санитарно-эпидемиологического заключения) накопленной за счет контроля неоднократно проверяемых авиапассажиров не должна превышать 300 мкЗв в год.
Сказанное выше позволяет утверждать, что разработано эффективное и безопасное для здоровья человека средство обеспечения безопасности стратегически значимых объектов и транспорта.

Ответить в тему:



Авиапорт.Конференции

Агентство «АвиаПорт» является разработчиком программного обеспечения, позволяющего зарегистрированным пользователям сайта общаться друг с другом. Все сообщения отражают собственное мнение их авторов, и агентство не несет ответственность за достоверность и законность информации, публикуемой пользователями на страницах раздела.