Конференции

 
 

Эх, полным полна моя "коробочка"...

Тема: Эх, полным полна моя "коробочка"...

12.03.2008 Олег Летберг пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Итак, в 1998 году появился такой вот приказ: организовать издание Дополнений к "Руководству по построению аэродромных схем и определению безопасных высот пролета препятствий".


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ

ПРИКАЗ
от 3 июня 1998 г. N 154

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ДОПОЛНЕНИЙ В РУКОВОДСТВО ПО ПОСТРОЕНИЮ
АЭРОДРОМНЫХ СХЕМ И ОПРЕДЕЛЕНИЮ БЕЗОПАСНЫХ
ВЫСОТ ПРОЛЕТА ПРЕПЯТСТВИЙ

В связи с оснащением аэродромов России радиомаяками VOR/DME
зарубежного и отечественного производства, позволяющими применять
их при разработке аэродромных схем захода на посадку, а также в
целях повышения эффективности использования курсовых маяков
радиомаячных систем (РМС) при заходе на посадку приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 10.07.98 Дополнения к
Приказу ДВ-86 от 08.08.94 "Руководство по построению аэродромных
схем и определению безопасных высот пролета препятствий" в части
установления правил учета препятствий для начального этапа захода
на посадку с участками счисления пути и введения правил учета
препятствий для захода на посадку по курсовому маяку РМС
(приложения 1, 2) <*>.
--------------------------------
<*> Не приводится.

2. Начальнику УГНБП ФАС России Нерадько А.В. совместно с
руководителем "Центра расчетов аэродромных схем и минимумов
аэродромов" при ГосНИИ "Аэронавигация" организовать издание
Дополнений к "Руководству по построению аэродромных схем и
определению безопасных высот пролета препятствий" в типографии
акционерного общества "Центр автоматизированного обучения" при
Академии ГА в достаточном количестве.
3. Начальникам территориальных органов ФАС России
информировать руководителей аэропортов и авиапредприятий о
введении в действие указанных Дополнений.

Директор
Г.Н.ЗАЙЦЕВ
Но, чтобы что-то издать, его надо создать. В конце концов, появилось РАСПОРЯЖЕНИЕ РОСАВИАЦИИ ОТ 12.09.2005 N АЮ-229-Р О ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ ПО ПРОВЕРКЕ СХЕМ МАНЕВРИРОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РАЙОНОВ АЭРОДРОМОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". http://www.bestpravo.ru/fed2005/data04/tex17802.htm
Там сказано: Пункт 3.5. В срок до 1 января 2006 года направить в Управление ОрВД Федерального агентства воздушного транспорта предложения по корректировке "Руководства по построению аэродромных схем и определению безопасных высот пролета препятствий" (Приказ ДВТ Минтранса России N ДВ-86 от 8 августа 1994 г.) с целью приведения этого документа в соответствие документу ИКАО "Правила аэронавигационного обслуживания. Производство полетов воздушных судов" (Док. ИКАО 8168-OPS/611).

В фильме Ролана Быкова про Доктора Айболита, герои поют песню про то, что "нормальные герои всегда идут в обход". Почему бы просто не ввести взамен "Руководства" Док. ИКАО 8168-OPS/611?
Тем более, что планируется жесткий контроль за исполнением: Пункт 4 гласит. Директору ФГУП "ЦАИ ГА" с 1 января 2006 года принимать к публикации в документах аэронавигационной информации схемы маневрирования воздушных судов в воздушном пространстве районов аэродромов гражданской авиации только при наличии положительного заключения ФГУП ГосНИИ "Аэронавигация" о соответствии схем требованиям нормативных документов. (И опять же - каких именно?)


13.03.2008 Олег Летберг пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Почитал я вчерашние посты по другим веткам. Унылый пейзаж! Так и проступает сквозь весь этот кажущийся бардак и нелепость действий и поступков номенклатуры четкая цель: избавиться от головной боли и расходов, связанных с проектированием и производством того, что можно купить готовеньким ОТТУДА. Но ведь это "готовенькое" создавалось под другие порядки и правила эксплуатации. Так что ж, образно говоря, цепляться за "коробочку"? Может и здесь далеко идущие планы: сейчас построить не вполне жизнеспособную структуру, на замену которой потом неизбежно придется пойти, открывая новый рынок для бизнеса на аэронавигации?

13.03.2008 Дмитрий Жигалов пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Олег, Вы очень верно подметили, что цель - избавиться от головной боли. Современные топ-менеджеры не хотят думать, для них это мука. Вот на банкете на столе станцевать - это в кайф, это завсегла готовы...

14.03.2008 Олег Летберг пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Дмитрий, а Вы не знаете, под чью дудку они танцуют?
На банкетном столе-то может и под музыку, а вот между столами (рабочими)?

14.03.2008 Дмитрий Жигалов пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Если рассмотреть в целом, то думаю, что происходит "растаскивание" России. Кто-то пляшет под Израиль с США, кто-то под Европу, кто-то с арабами, кто-то с китайцами дружит. А Жириновский дружит со всеми кто платит.

14.03.2008 Олег Летберг пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

...Кстати, обнаружил интересный "курс молодого бойца" по аэрокосмической технике:
http://kursy.rsuh.ru/aero/html/karta.html
Подскажите - насколько он хорош, можно ли на него ориентироваться?...

Этот вопрос задал Дмитрий Жигалов на ветке посвященой двигателям, я же постараюсь прокомментировать упомянутый курс здесь - на мой взгляд более подходящей случаю ветке.

Задумка хорошая. Тем более, что в разделе про ВПП и класс аэродрома есть напоминание о том, что "По нормам Международной организации гражданской авиации (ИКАО, ICAO – International Civil Aviation Organization), членом которой является наша страна..." и т.д. Весьма похвально! Однако, приведенный ниже рисунок слишком уж примитивен как иллюстрация к тексту. Цифровые ссылки на рисунке порой слепые и найти их, не зная сути дела, трудно. Рисунок повторяется на еще трех следующих страницах, и даже там, где иллюстрировать нечего - концевая полоса безопасности на нем не показана. Да и сам рисунок после упоминания об ИКАО можно покритиковать по деталям. Чтобы было проще понять - о чем речь, желающие могут заглянуть на "Медиа фрагменты", стр.2, верхний ряд, последний справа.
Впрочем, рисунок сделан дилетантом (да и текст местами тоже), слегка наслышанным о системах захода на посадку.
При описании радиотехнических систем захода на посадку фрагмент текста: "Дальний и ближний приводные радиомаяки (ДПРМ и БПРМ) создают узконаправленные зоны излучения в вертикальной плоскости и совместно с курсовым и глиссадным радиомаяками позволяют точно выйти на ось ВПП и проконтролировать точность выдерживания высоты при снижении по глиссаде." Ничего кроме улыбки или нервного смеха (когда представишь, что по этому курсу будут учиться "молодые бойцы") такое описание не вызывает.
ДПРМ и БПРМ никогда в жизни не создавали "узконаправленные зоны излучения в вертикальной плоскости" !!! Это маяки всенаправленного сигнала, который может быть принят за сотню-другую километров. Поэтому они не зря называются ПРИВОДНЫМИ. А то, о чем хотели сказать авторы "курса", это маяки излучения в вертикальной плоскости, именуемые МАРКЕРАМИ, в силу чего функцие привода они не обладают и в их аббревиатурах нет буквы "П", т.е. ДРМ и БРМ. Кстати, "узкая" направленность этих маяков выражается перевернутым острием к земле конусом с углом при вершине у земли 80 градусов (по 40 градусов от вертикали). Нетрудно заметить, что на картинке диаграммы излучения далеки от реальности.
Посмотрим на приведенные цифры высоты пролета "ДПРМ и БПРМ". Рисунок дает допуски на местоположение этих контрольных точек. Возьмем их самую близкую к ВПП позицию "ДПРМ": 6,5км. Высота пролета относительно порога ВПП 200м. С учетом высоты залегания глиссады над порогом 15м, физическая высота потребного снижения составит 185м на участке 6500м, значит угол наклона глиссады составит 1 градус 38 минут при российском стандарте 2 градуса 40 минут и стандартной глиссаде для ИКАО 3 градуса ровно! А если сделать расчет для ближней точки "БПРМ", то угол глиссады получится 5 градусов 08 минут. Зачем нужно было приводить фиксированные высоты пролета при "гуляющих" расстояниях до маяков?

Интересно, упомянутые Дмитрием руководители:

Мультимедийный курс построен на базе многолетного опыта преподавания авиационных дисциплин ведущим специалистом отрасли, автором многих монографий и публикаций, доцентом Шаталовым Игорем Алексеевичем.

Научный руководитель всего комплекса работ - проф. Воронков Ю.С.
Идея и координация проекта - доц. Кувшинов С.В.

просматривали готовый курс или просто "подмахнули" бумаги?

Пропускаю то, что не связано с навигацией, листаю "Медиа", натыкаюсь на "Земную систему осей координат". С учетом того, что по тексту: "Начало системы координат и направление осей 0х и 0z выбираются в соответствии с решаемой задачей. При исследовании траекторий взлета самолета оказывается удобно поместить начало координат в точке старта самолета, а горизонтальную ось 0х совместить с осью ВПП."
Раз уж речь зашла об ИКАО, хочу напомнить, что там система X,Y,Z применяется для относительно посадочного порога ВПП при расчете поверхностей ИЛС. И направлены эти оси не так, как на рисунке (см. Медиа фрагменты, стр. 5, третий ряд, первая слева).
При описании посадочного режима делается однозначное заявление, что: "Заход на посадку (режим посадки) начинается с входа на высоте Н=400 м в глиссаду." Опять фиксированная высота!!! А знают ли создатели "курса" о том, что существует БЕЗОПАСНАЯ высота полета по кругу? О том, что на этапе, предшествующем началу снижения (промежуточном этапе по ИКАО) запас высоты над пролетаемыми препятствиями должен составлять 150м, а на начальном этапе 300м?
Ох, что-то не хочется дальше разбираться с этим курсом!
Дмитрию предлагаю ориентироваться на что-нибудь другое, по крайней мере в вопросах аэронавигации. Если кто-нибудь захочет прокомментировать другие рисунки и пояснения - добро пожаловать!

14.03.2008 Дмитрий Боев пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Ну, наконец-то кто-то из специалистов попал на РГГУшный курс!
Уже более 10 лет Сергей Викторович Кувшинов эту штуку там развивает, пытаясь скрестить технические и гуманитарные основы. Начал он это на 101 кафедре МАИ, у легендарного генерала Савицкого. Все маёвцы прошли через "ангар", которым он командовал, уйдя в отставку. Там мы и познакомились. Я читал у Евгения Яковлевича вводный курс по двигателям для недвигателистов (то есть - спресованный до упора в одну-две лекции).
Кувшинов изобрёл такой сильно эмоциональный и с заходом в эстетику темы курс проектирования, который заставлял студентов как бы побывать в шкуре и проектанта и испытателя и прочниста - и на себе прочувствовать все очобенности этих специализаций. При этом - не специализируясь в них. Интересная постановка дела. В становлении этого ему сильно помогал историк авиации (скорее и во многом - философ и аналитик), один из ведущих сотрудников Института истории естествознания и техники (ИИЕТ) проф. Юрий Сергеевич Воронков. В то время, когда они начинали совместную деятельность, он, кажется, был учёным секретарём ИИЕТа (простите, если неточно назвал время и должность). Они оба упомянуты в Вашей публикации, поскольку оба и создавали этот факультет новых образовательных технологий в РГГУ по приглашению Афанасьева - первого ректора этого одного из самых молодых университетов (в него вошли историко-архивный институт и бывшие партийные университеты).
То, что вы нашли у них на сайте - постановочная обзорная часть с реперными отметками для тематической ориентации студентов. Зачастую отдельные элементы этих схем появлялись в результате студенческих же работ. Они постоянно развиваются и совершенствуются.
И очень хорошо, если заметив что-то, что требует принципиальной правки, вы связались с авторами и помогли в исправлении положения. Я, например, так и делаю. Много сил и времени это не отнимает (настолько, чтобы приходилось об этом жалеть), а польза делу всегда есть.

15.03.2008 Олег Летберг пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Хороший совет, Дмитрий. Но, к сожалению, невыполнимый. Опять же в силу причин, вызвавших появление этой ветки. Авторы "курса" замахнулись на популярное изложение... ЧЕГО? В части аэронавигации, например, они скрещивают "ужа с ежом". Если существующие отечественные нормы и принципы разнятся с международными, то говорить о них, на мой взгляд, надо отдельно: это, мол, по-нашенски, а так вот - по ИКАО.
Тем более, что на сегодняшний день сказать однозначно, что "на основании такого-то регламентирующего документа с такого-то числа на территории России следует пользоваться исключительно местными или международными правилами" они НЕ МОГУТ в силу отсутствия такового! А смешение стилей приведет лишь к тому, что кислые щи запахнут "Шанелью".
Вот именно поэтому рекомендованная Вами "принципиальная правка" в настоящий момент невозможна. Нужна радикальная переделка!

15.03.2008 Дмитрий Боев пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Ну, полагаю, не надо представлять, что методичка для студентов-гуманитариев, да даже и технарей, замахивается встать на место Наставления по производству полётов или хотя бы заявиться официальным документом ФАС. Или ИКАО.
Всему свое место. Написанные жестким и безальтернативно понимаемым языком официальные нормы неудобны для непосредственного обучения студентов по ним именно в силу плохой воспринимаемости положений этого языка неспециалистами: не для них писано. Канцелярит официальных бумаг хорош именно там, где он ходит: в официальных документах. Его сила именно в ограничении возможностей неверного толкования. Но и понимание поэтому затруднено. А учебники и учебные пособия, пусть даже и лучшие из них, не могут служить такими официальными документами именно в силу общности формулировок и слишком вольно допускаемых толкований. Всему своё место.
Это одна из причин, почему, не являясь специалистом в применении последних версий АП, я и не встревал досе в дискуссию на этой ветке. Здесь я более читатель. Пока не затронули то, в чём всё же разбираюсь.
Удачи!

15.03.2008 Дмитрий Боев пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Олегу: А у нас в Сов. России кислые щи зачастую той самой "Шанэлью" и пахли. Просто не так давно выяснилось, что любимые духи всех советских поварих "Красная Москва", это на самом деле и есть знаменитые на весь мир "Шанель №5". Чудны дела твои, господи!

15.03.2008 Олег Летберг пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Тем не менее, "книжка-раскраска для студентов-гуманитариев" должна-таки доносить приемлемо достоверную информацию. Я не против образности и упрощенности такого материала. Но, позвольте, в конце этой методички предлагается: "Проверьте, как Вы уяснили материал и способны ли Вы графически и словесно интерпретировать следующие основные понятия:
...
- радиомаяки;
- система посадки всепогодной;
..." и т.д. по другим темам.
А надо ли "уяснять" то, что дано с ощибками? То, что, вполне возможно, завтра наконец-то будет отменено, как не соответствующее членству в ИКАО?
Повторяю, я не против популяризации сложных видов деятельности человека, но, как Вы верно подметили, всему своё место.

15.03.2008 Jazz пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Рекомендую самарский «Виртуальный кабинет конструкции самолетов»: http://cnit.ssau.ru/virt_lab/ .
Там, правда, только конструкция, плюс немного по системам.

15.03.2008 Дмитрий Боев пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Вот это - правильный подход. КуАИ, который СГАУ, готовит практиков - инженеров-производственников и эксплуатационников. Специалистов. И там в методичках "общих слов" быть не должно. Всё конкретно. Если очень надо кому-то и ликбезом заняться в смежной области - это к ним. Да и подвспомнить, чему учили. Мы с ними давно работаем и весьма удачно. У нах там есть единственный в России Центр исследования авиационных двигателей (ЦИАД), благословлённый ещё великим конструктором Кузнецовым, а созданный В.А. Зреловым из СГАУ. Студентов-двигателистов на его основе учат. Весьма основательная и обстоятельная коллекция. Я у них - московский представитель. Считаю это за честь.

15.03.2008 Олег Летберг пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Рад, что по самолетам так сложилось. А вот что делать с теми "дорогами" по которым они "ездят" и "паркуются"? Там ведь тоже "общих слов" быть не должно. Всё конкретно.

16.03.2008 Дмитрий Боев пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Положение несколько сложнее. Как Вы знаете, РГГУ в целом, вообщем-то готовит кандидатов в будущие управленцы. И, как любит повторять один знакомый профессор: "Преподаватели! Внимательнее вглядывайтесь в троечников: среди них и ваши дальнейшие начальники". К тому моменту, когда надо будет заниматься чем-то реальным, конкретика всё равно забудется, а то, что засело на уровне общей культуры и кругозора - останется. Отсюда и разница в построении курсов.

Ответить в тему:



Авиапорт.Конференции

Агентство «АвиаПорт» является разработчиком программного обеспечения, позволяющего зарегистрированным пользователям сайта общаться друг с другом. Все сообщения отражают собственное мнение их авторов, и агентство не несет ответственность за достоверность и законность информации, публикуемой пользователями на страницах раздела.