Конференции

 
 

Психологическая подготовка летного состава

Тема: Психологическая подготовка летного состава

Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Моя вторая профессия - психологическая. Причем упор у меня не на "лечение", а на развитие.

Потому и интересует меня данный вопрос: являются ли нынешние летчики обычными людьми, обученными водить самолеты, - или же их комплексно готовят, используя последние достижения и то, что возможно?

18.09.2008 Летберг Олег пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Вопрос задан очень интересный, и я даже несколько удивлен тем, что по этой теме не посыпался град высказываний. Делиться своим опытом учебы в штурманском училище сейчас смысла нет: 37 лет назад была другая страна и другой подход, следы которого, возможно, еще и сохранились в рамках преемственности поколений специалистов, но, скорее всего, по инерции, а не по продуманной схеме.
В советском Аэрофлоте бытовала шутка, которую регулярно повторял летный состав при сдаче очередных зачетов или экзаменов: "ну вот, набирали по здоровью, а спрашивают, как с умных!"
Впрочем, отсутствие комментариев и является в какой-то мере ответом на Ваш вопрос. Ведь подготовка летного состава должна подразумевать не только учебный процесс и летную тренировку в стенах училища, но и организацию системы самих училищ, как методическую, так и финансовую.
Короче, коли есть соответствующие госструктуры, они должны в силу своих должностей организовать процесс сверху до низу. Хорошо бы, с учетом обратной связи. А что мы видим, листая информационные сообщения о формировании компетентных в своем деле структур? Пороемся в архиве дайджеста.
http://www.aviaport.ru/digest/2006/08/30/109609.html
Кстати, в архиве можно найти и другие материалы, где мы пытались говорить на тему и подготовки пилотов, и человеческом факторе. Если есть время, то можно заглянуть и в
http://www.aviaport.ru/conferences/11349/
http://www.aviaport.ru/conferences/11957/
http://www.aviaport.ru/conferences/12817/
http://www.aviaport.ru/conferences/13791/
http://www.aviaport.ru/conferences/19553/
http://www.aviaport.ru/conferences/28357/

Тема обучения как-никак мелькает на сайте, но, видимо, не является достаточно приоритетной, поскольку идет замена парка самолетов, требуется не только обучение, но и переучивание, необходимо, кроме умения чувствовать воздух, еще и знать английский, поскольку РЛЭ зарубежной техники на русский не переводятся (запрещено).
Однако, вопрос подготовки летного состава постепенно превращается в некий бизнес без гарантий трудоустройства, что тоже не заманивает молодежь в училище. А трудоустроенные нередко живут в психологическом напряге, ибо не все авиакомпании устойчиво существуют на рынке.
Решать задачи эффективного обучения надо, но как бы при этом и не забыть гарантированную работу, а ситуация в этой сфере весьма напрягает.


18.09.2008 AviaAlex3 пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Проблема действительно, наиважнейшая! Но обучение - это не простой конвейер. Тут важны школа или традиции как таковые, а также стандарты и технологии обучения. У варягов есть специальные разхделы курсов для летчиков CRM (Crew Resource Management) - именно чтобы повысить психологическую устойчивость экипажей в нештатных ситуациях и исключить дублирование функций и организация взаимодействия для подстраховки от фатальных ошибок.

Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Олег, - спасибо за такую большую подборку. Я сейчас читаю данные темы.

АвиаАлекс, - а что делают эти CRM? Они обучают работе в конкретных ситуациях, или осуществляют общую расчистку психики?

Поскольку я, прочитав первыуую книгу Ершова, пришел к выводу, что в советской школе многое шло по принципу "выдвиженцев", - приходили разные люди, и система с той или иной долей успеха их отсеивала. То есть, немногие "списывались на землю", - но на более ответственные должности (самолеты более высокого класса, кресло КВС) попадали лишь те, кто обладали талантом, ответственностью, - и УДАЧЕЙ.

21.09.2008 Летберг Олег пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

ШПП. "...но на более ответственные должности (самолеты более высокого класса, кресло КВС) попадали лишь те, кто обладали талантом, ответственностью, - и УДАЧЕЙ"

Увы! В этот список попадали и такие люди, которые перед дверью партбюро на вопросы коллег, ты чего это в партию заяву подал, не ты ли в курилке материл ее, почем зря?, отвечали: На х.. бы она мне сто лет нужна, если бы не вводиться командиром! ...Вскоре один такой человек вырос до парторга...

22.09.2008 AviaAlex3 пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

СRM в западном понимании - в основном автоматизм в конкретных случаях (поэтому такие курсы и не очень длинные), но в целом дают алгоритмику принятия решения между членами экипажа и взаимный контроль на этапе принятия решения.

Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Олег:
Может, это как раз знак удачи? Когда настрой на карьерный рост обеспечивал это, даже если для этого надо было продать душу "красным" ;).

AviaAlex3:

Вижу, это традиционный западный подход, - довести до автоматизма специфические навыки, не заботясь о человеке-"подвое" ...

К чему я это?
Вы задумывались когда-либо над ПСИХОЛОГИЕЙ ОШИБКИ, - неважно, какого масштаба, и в какой области?

В той же авиации были случаи, когда пилоты были будто бы настроены на то, чтобы ситуация дошла со аварийной, - и это ИМХО было неслучайно!

Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

http://www.aviaport.ru/digest/2009/05/20/173142.html - вот интересная статья по теме.

Ответить в тему:



Авиапорт.Конференции

Агентство «АвиаПорт» является разработчиком программного обеспечения, позволяющего зарегистрированным пользователям сайта общаться друг с другом. Все сообщения отражают собственное мнение их авторов, и агентство не несет ответственность за достоверность и законность информации, публикуемой пользователями на страницах раздела.