Конференции

 
 

Боярство или барство - что нужно авиапрому

Тема: Боярство или барство - что нужно авиапрому

27.10.2008 Жигалов Дмитрий пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

По книге В.О. Ключевского "О государственности в России"

Знать собственную историю весьма полезно. Мы привыкли к тому, что боярство и барство практически синонимы. Однако изначально это было не так. Со времён Русской Правды на Руси существовала своя вольная демократия без рабства или крепостничества (как мне известно, введённого Петром Первым, хотя и сомнения по этому поводу есть). Князья конкурировали за право управлять своими "вольными слугами". Бояре тогда не были равны между собой, различались большие и меньшие, старшие и младшие. Теперь уже довольно сложно узнать те условия, которыми определялось это большинство при князе:

"Совокупность всех этих условий составляла служебную годность боярина. В состав этой годности (системы аттестации, если хотите), несомненно, входили и личные качества, и давность службы; но, кажется главным условием этой годности считалась боевая сила, количество вооружённых дворовых людей, которых мог боярин вывести в поле, и качество их вооружения".

Когда собирание Великороссии под рукой московского государя Иоанна III пошло ускоренным ходом, то произошли важные перемены: при массовом наплыве князей и бояр служебное положение в Москве начало определяться Уложением (общими правилами).
После закрепления московского княжества как властного центра в XV веке был новый прилив в Москву новых слуг и тогда "старослужащие" установили новое (то ли явное то ли неявное) правило, которое стало основанием московского местничества. Правило это состояло в том, что служебное положение, раз занятое служилым лицом по отношению к другим служилым людям, становилось прецедентом, предопределявшим служебное отношение и потомков этого лица к потомству других лиц, соприкасавшихся с ним по службе:

"По основному местническому воззрению как раз стали предки в служебной иерархии, так вечно должны стоять и потомки, и ни государева милость, ни личные таланты и заслуги не могут изменить этой раз удавшейся расстановки"

Это местничество сохранилось до сих пор в реальности и в анекдотах: почему сын полковника не может стать генералом - потому что у генерала тоже есть сын.
Из этого барского болота местничества пытался вытащить Россию Пётр Первый, но оно даже после отмены крепостного права, социалистической и даже капиталистической революции не утратило своего влияния. Можно также привести весьма показательные описания боярина и барина.

Барчуки: "грубые и хищные, лишённые гражданского чувства, онипонимали только своё местническое "отечество", своё счетоводство предков, больше всего боялись уступить друг другу лишний шаг по службе и только в этом полагали свою фамильную "честь", ради которой готовы были жертвовать всем на свете, не только общественным благом, но и своей жизнью, упрямо твердя одно: "хотя царь велит мне и голову отсечь, а мне под тем (соперником) не сидеть"... "

Боярин: "Если бы такой столп был здесь, за него бы все держались"

Нам бы от барства избавиться, да боярство обрести. Хотя б в авиапроме, без которого нет будущего у России!

27.10.2008 Бирюков Андрей пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Дмитрий! это очень интересно, как все истоки нашего менталитета, и касается буквально всего.
я только не очень понял, где цитаты Ключевского, а где - Ваши комментарии

27.10.2008 Жигалов Дмитрий пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

С цитатами действительно немножко накосячил. Цитаты брал из третьего раздела "СМЕНА. БОЯРСТВО И ДВОРЯНСТВО". Книгу сейчас можно купить и через Интернет. Отдельно приведу цитаты из книги (страницы моего издания - "Мысль", 2003):

"Совокупность всех этих условий составляла служебную годность боярина. В состав этой годности, несомненно, входили и личные качества, и давность службы; но, кажется главным условием этой годности считалась боевая сила, количество вооружённых дворовых людей, которых мог боярин вывести в поле, и качество их вооружения". стр.547

"По основному местническому воззрению как раз стали предки в служебной иерархии, так вечно должны стоять и потомки, и ни государева милость, ни личные таланты и заслуги не могут изменить этой раз удавшейся расстановки" стр. 550

"грубые и хищные, лишённые гражданского чувства, они понимали только своё местническое "отечество", своё счетоводство предков, больше всего боялись уступить друг другу лишний шаг по службе и только в этом полагали свою фамильную "честь", ради которой готовы были жертвовать всем на свете, не только общественным благом, но и своей жизнью, упрямо твердя одно: "хотя царь велит мне и голову отсечь, а мне под тем (соперником) не сидеть" стр.564

"Если бы такой столп был здесь, за него бы все держались" стр. 570 (Отзыв кн. Д.М. Пожарского о боярине кн. В.В. Голицыне)

27.10.2008 foreman пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Мы академиев не кончали, а посему мысль моя будет попроще. Жизнь осчастливила меня возможностью потрудится как на серийном авиазаводе, так в СП(тоже связанном с производством по авиационной тематике). И теперь имею возможность сравнивать эти два разных производств. Разных по подходу к делу. И это делает меня и счастливым и несчастливым одновременно. Думаю нет смысла говорить, что сравнение идет не в пользу нашей(родной серийной краснознаменной) системы.

Если в СП жутко раздражало буквоедство, глупые придирки в дисциплине, необходимость мельчайшего учета в деталеобороте, невозможность списать что-то утеряное(точнее возможность была, но лучше не терять-замучают), то попав на серийный завод, я начал заново курить, постарел на несколько лет и стал мечтать о своем менеджере заказов( та еще сволочь была). Потому как на другую чашу весов легли возможность списать что угодно(и безо всяких проволочек), сомнительная система менеджмента качества( а уж внутренние проверки, эти жуткие карикатуры на аудит заслуживают отдельной полновесной статьи), попытки найти необходимую партию деталей затрачивали от 2 часов до дня, "любопытные" схемы построения системы начальник-подчиненный и et setera. Плюс ко всему этому поголовное родственничество, которое вы, Дмитрий, так красочно описываете. Я был ( и есть) свидетелем как одного "родственничка", работавшего барменом, поставили замом по производством, а через год начальником цеха по мех. обработке, а ведь это цех основного производства (!!!!!), а не ящико-заготовительный. Это самый вопиющий случай, про другие более мелкие и незначительные( начальники БТК без опыта работы не в счет по сравнению с этим) рассказывать ни к чему. И заводоуправление( и их возню) трогать не буду, поскольку от них ничего не зависит, и решений они как таковых не принимают. Под решениями я тут понимаю те, от которых в дальнейшем может зависить жизнь людей, т.е. нас с вами. Тут я может и не прав, готов если что принять справедливую критику.

Как с этим бороться? Хороший вопрос... Но вот что замечено, каждый из ново пришедших руководителей всегда повторял одну и ту же ошибку. Они все соревнуются в способности оперативно реагировать на ту или иную возникшую проблему. Кто быстрее узнает об этом и примет меры по устранению, вот кто передовик. Кстати, старые и опытные тоже не отстают, но на свой лад. Они соревнуются в создании заделов-запасов, позволяющих благополучно эту проблему пережить. И при этом никто не стремиться устранить сам первоисточник. Все борятся только с симптомами.

И так во всем. Прям МЧС, а не производство. И впечатление деревенского дурачка, раз за разом топающего ногой по граблям. Совершенно нет никакой системы, и, что страшнее- нет попыток ее создать.
И совсем не нужно все сваливать на менталитет, я ведь прекрасно видел, как те же граждане РФ( без политкорректности теперь никуда) отлично работают, эффективно и небезответственно. И свильнуть не получается, выстроенная система не дает.
А у нас в авиапроме нету этой выстроенной РАБОТАЮЩЕЙ системы принятия решений, РАБОТАЮЩЕЙ системы координации внутриотраслевых производств, я в этом не силен, сами можете дополнить лучше меня, нету людей( может и есть , но не видно, а раз не видно, то не на тех местах, которых нужно).

Резюмируя свое имхо, хочу сказать только одно, нужна работающая система. И команда, верящая в эффективность этой системы и способная внедрить ее в условиях любого производства и могущая вдохнуть в нее жизнь. Просьба шибко не ругаться, взгляд так сказать из глубины производства( из самого его «очка»), и спасибо всем, кто решил этот текст одолеть.

27.10.2008 Жигалов Дмитрий пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

foreman, спасибо Вам за такой жизненный пример. Местничество также принимает формы своячничества. Это всё знакомо и понятно. Так же как и откровенная вредоносность этих явлений в сложном машиностроении. Впрочем не только там. Но не буду обобщать, а то придётся потом от ФСБ бегать. :о)

Что касается вечной борьбы со следствиями. Это, к сожалению, мода в мэнэжэмэнте. Управление по ситуации. Правда и оно требует умения планировать реакции на типовые и нетиповые ситуации. Хотя бы процедурный вопрос должен быть отработан. Но, естественно, что ситуативного управления недостаточно, потому что по сути это антикризисное управление. А развитие невозможно без стратегического целеполагания, без программирования развития, просто без планирования. Уж не буду опускаться в дебри планирования мощностей производства, анализ рынков и т.д. В-общем, системы действительно нет. И никто её создавать не хочет. Имитация бурной деятельности сплошная с распальцовкой...

28.10.2008 Бирюков Андрей пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

to foreman.

Вы зря так прибедняетесь. оч. ценный текст, всё по делу.
я полагаю, что новые (постприватизационные) хозяева, хапнувшие народное достояние, систему выстроить не то что не хотят, а и не умеют, потому что из торгашей - с двухшаговым мышлением: купил, продал, вот маржа. вникать в производство - а что это такое? какая завтра маржа?
что делать - трудный вопрос. особенно в той части КАК. в части ЧТО более- менее ясно к чему стремится.
вот есть такая подсказка, многократно проверенная на чиновничистве любого рода.
плохо когда чиновников(начальников) больше, чем надо. тогда из возможных дел должностные - лишь небольшая часть, и не понятно чья - можно спихивать друг на друга, а оставшаяся деятельность может быть направлена на себя любимого - как прямое воровство, так и ИБД(имитация бурной деятельности), постоянное изменение вских правил, написание отчётов об устранении недостатков и прочая закулисная возня.

показателен такой факт(за точность цифр не ручаюсь) - в СССР чиновников было около 700 тысяч. а в меньшей по численности России нынче миллиона, кажется, полтора.

ещё показателе опыт из азии, кажется Гонконга. там оккупационные власти столкнулись с проблемой тотальной коррумпированности полиции. результаты дала только полная смена личного состава, кажется неоднократная.

28.10.2008 andrey_che пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

27.10.2008 foreman пишет: ".... Я был ( и есть) свидетелем как одного "родственничка", работавшего барменом, поставили замом по производству, а через год начальником цеха по мех. обработке, а ведь это цех основного производства (!!!!!), а не ящико-заготовительный...."

- О!!! Кажется догадываюсь, о чём идёт речь! Это не ФГУП ММПП "Салют" ли случаем имеется в виду?

29.10.2008 Жигалов Дмитрий пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Андрей, может Вы расскажете о ситуации на Салюте с позиций темы?

Ответить в тему:



Авиапорт.Конференции

Агентство «АвиаПорт» является разработчиком программного обеспечения, позволяющего зарегистрированным пользователям сайта общаться друг с другом. Все сообщения отражают собственное мнение их авторов, и агентство не несет ответственность за достоверность и законность информации, публикуемой пользователями на страницах раздела.