Конференции

 
 

Как менять законодательство об авиации

Тема: Как менять законодательство об авиации

26.11.2008 AviaAlex3 пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Дмитрий, тогда вам прямая дорога в ..... ОАК !

Выкладываю тезисы ОАКовских мудрецов об их видении реформирования авиационного законодательства.
У меня уже есть свое мнение. интересно что скажут на это участники форума. :-)

КОНЦЕПЦИЯ ОАК по
реорганизации системы управления нормативной документаций в самолётостроении

В настоящее время перед самолётостроительной отраслью России стоят масштабные задачи. В 2008 году принята стратегия развития ОАО «ОАК», в которой поставлена цель - в обозримом будущем перейти к серийному производству АТ и вернуться на ведущие роли на мировом авиастроительном рынке.
Нормативная документация традиционно является одним из инструментов, с помощью которых достигается решение внутриотраслевых организационных, технических и технологических задач, а также обеспечивается результативное сотрудничество авиастроительных предприятий с организациями-соисполнителями. Заявленные планы развития самолетостроительного сегмента отрасли, предполагающие существенное увеличение производства АТ, разработку принципиально новых «прорывных» продуктов, повышение конкурентоспособности отечественной авиационной промышленности и ее последовательную интеграцию в мировое авиастроительное сообщество, предопределяют необходимость активной актуализации и наращивания массива нормативных документов
Настоящая концепция фиксирует исходные предпосылки, определяет цель, условия и принципы проведения совершенствования системы управления нормативной документацией, а также основные направления организации работ.
1. Предпосылки реорганизации системы управления НД отрасли.

Развитие нормативной документации в настоящее время затруднено вследствие воздействия ряда внешних и внутриотраслевых факторов.
К числу внешних факторов относятся:
• несовершенство законодательства в сфере технического регулирования и противоречивые тенденции его развития;
• параллельно происходящие в отрасли процессы интеграции и дезинтеграции;
• неэффективная государственная политика в части организации и финансирования работ по подготовке/актуализации нормативных документов.
К числу внутренних факторов следует отнести:
• дисбаланс в организационно-техническом развитии и производственной загрузке авиастроительных предприятий;
• сложная структура массива отраслевых нормативных документов;
• кризис действующей системы управления нормативной документации в авиационной промышленности;
• отрицательные последствия коммерциализации оборота нормативных документов.
Учитывая характер указанных факторов, для минимизации их негативного влияния необходимо принятие организационных мер. В этой связи предлагается осуществить реорганизацию отраслевой системы управления нормативной документацией
2 Цель, условия и принципы проведения реорганизации системы управления нормативной документацией.
Целью реорганизации отраслевой системы управления нормативной документацией является приведение системы управления нормативными документами в состояние, позволяющее ей адекватно реагировать на текущие и перспективные потребности отрасли в нормативном обеспечении и своевременно удовлетворять их. Все слои нормативной документации, затрагивающие интересы отрасли, должны находиться в управляемых условиях и развиваться при непосредственном участии специалистов в области авиастроения.
Достижение указанной цели должно проводиться при соблюдении следующих условий:
• признание ведущей роли ОАО «ОАК» в реорганизации системы управления нормативными документа;
• поддержка и оказание всестороннего содействия реорганизации со стороны других предприятий отрасли;
• соблюдение базовых принципов реорганизации отраслевой системы управления нормативными документами.
Этими принципами являются:
• позиционирование деятельности по управлению нормативной документацией как самостоятельного процесса, непосредственно интегрируемого с другими процессами, осуществляемыми в отрасли;
• синхронизация развития отрасли и ее системы управления нормативными документами ;
• нацеленность на формирование эффективных экономических механизмов, обеспечивающих развитие отраслевой нормативной базы;
• учет передового отечественного и зарубежного опыта формирования систем управления нормативными документами, включая требования регулирующей среды в области стандартизации;
• реализация комплексного подхода, заключающегося в управлении нормативными документами всех уровней на основе унифицированных и взаимно адаптированных процедур ;
• направленность на обеспечение качества нормативных документов;
• защита интересов разработчиков и заказчиков нормативных документов по использованию информации, зафиксированной в документальной форме.

3 Анализ действующей структуры нормативной документации в авиастроении.
3.1 Структура нормативных документов, действующих в авиастроении, включает:
- правовые и нормативные документы международного уровня,
- нормативные документы межгосударственного уровня (документы МАК),
- нормативные документы национального уровня (федеральные законы, национальные стандарты);
- авиационные (отраслевые) стандарты (ОСТы) и другие отраслевые нормативные документы,
- нормативные документы организаций.
Все указанные правовые и нормативные документы образуют нормативно правовую основу для деятельности в авиастроении, поэтому должны подвергаться изменениям, направленным на оптимизацию взаимодействия в области авиастроения. ОАО «ОАК» является организацией, заинтересованной в оптимизации нормативно правовой базы, поэтому намеревается влиять на содержание нормативных документов на всех уровнях структуры документации. Однако, степень влияния для разных уровней будет различной, в зависимости от степени влияния каждого слоя документов на российское авиастроение.
3.1.1Международный уровень.
Основным документом этого слоя нормативной документации является Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция). Эта конвенция, которая установила основные принципы работы международной авиации, в частности, правила полетов над территорией страны участницы, принцип национальной принадлежности воздушного судна, облегчение международных полетов, международные стандарты и рекомендованную практику и т.д. Кроме конвенции, к документам международного уровня следует отнести документы Организации Международной гражданской авиации (ИКАО), директивы и правила Еврокомиссии, Международные стандарты ISO, EN, AS и другие нормативные документы, разработанные международными организациями по стандартизации.
Характерной особенностью данного слоя документов является недостаточное участие специалистов отрасли в работе по совершенствованию международных стандартов.
3.1.2Межгосударственный уровень (Документы МАК).
Межгосударственные документы включают Авиационные правила, директивные и циркулярные письма Авиационного регистра МАК (АР МАК).
Отличительной особенностью документов МАК является слабая степень гармонизации с соответствующими документами европейских и американских авиационных властей. Следует также отметить, что в Российской Федерации в настоящее время отсутствует единая авиационная власть, сопровождающая АТ ГН в течении всего жизненного цикла. Искусственное разделение авиационных властей по ответственности за этапы разработки и производства и эксплуатации не способствует обеспечению безопасности использования АТ.
3.1.3 Нормативные документы национального уровня
Этот уровень формируется действующими в Российской Федерации федеральными законами (ФЗ), постановлениями Правительства, указами Президента. К числу ФЗ, в первую очередь, относится Воздушный кодекс, в котором сформулированы основные требования, вытекающие из положений Чикагской конвенции. К числу других федеральных законов относятся ФЗ о техническом регулировании, Гражданский кодекс, Земельный кодекс, Налоговый кодекс и т.д.
Главной проблемой этого уровня является существенное противоречие между Воздушным Кодексом (ВК) и Федеральным Законом о техническом регулировании (ФЗТР). ВК , в отличие от ФЗТР, предусматривает строгое соблюдение всех требований нормативной документации авиастроительной отрасли, в которой обобщён весь опыт советского , российского и ,частично, зарубежного авиастроения. ФЗТР, в свою очередь, вообще не предусматривает такого класса нормативной документации, как отраслевая НД и предусматривает добровольное соблюдение стандартов.
3.1.4Отраслевая нормативная документация.
Отраслевая документация включает отраслевые стандарты ОСТы, нормативные документы отраслевых НИИ, такие, как ТУ, ПИ, ТИ, РТМ, МУ и др.
Действующая отраслевая нормативная документация, регламентирующая разработку, производство и сертификацию АТ ГН, характеризуется высокой насыщенностью и сложной многоуровневой структурой. Текущее состояние нормативной базы отрасли можно охарактеризовать следующими особенностями:
- недостаточные темпы актуализации;
- недостаточная гармонизация с зарубежной нормативной базой;
- дублирование требований в различных документах, а также появления несоответствия и противоречий между требованиями различных документов;
- недостаточное нормативное обеспечение внедрения информационных технологий и электронного документооборота;
- появление негативных тенденций коммерциализации оборота нормативной документации;
- утрата, в значительной степени, связей и кооперации между головными НИИ отрасли и предприятиями – разработчиками и изготовителями АТ.
3.1.5 Нормативные документы организаций.
Этот слой документов включает стандарты организаций (СТП), положения, инструкции, руководства.
Слабые стороны этого слоя документации, на большинстве предприятий полностью обусловлены застойным состоянием отраслевой нормативной базы.

4. Планируемые действия ОАО «ОАК» (во взаимодействии с другими холдингами, действующими в авиастроении: ВР, ОДК) должны быть адекватны проблемам и рискам, имеющимся на всех уровнях документации.
4.1По отношению к международному уровню документов, ОАО «ОАК» планирует организацию взаимодействия и непосредственное участие в таких организациях, как ISO (ТК 176), ASD, IAQG. Целью такого участия должно стать защита интересов отрасли при формировании перспективных нормативных требований.

4.2 Применительно к межгосударственным нормативным документам МАК, ОАО «ОАК» видит свою роль в инициировании изменений в указанных документах, направленных на гармонизацию с соответствующими зарубежными, в частности европейскими требованиями. Для этого, специалисты ОАО «ОАК» и предприятий ОАО «ОАК» участвуют в реализации проекта «ЕС – Россия» по гармонизации требований по обеспечению летной годности. Целью этого направления работы является сокращение издержек, обусловленных различиями требований по обеспечению летной годности.

4.3В области Федерального Законодательства, ОАО «ОАК» намерен инициировать действия, направленные на устранение противоречий в Законах, в частности, в ВК и ФЗТР. Целью таких инициатив является получение однозначно понимаемой и экономически оправданной правовой базы для деятельности в области авиастроения.

4.4Применительно к национальным стандартам, ОАО «ОАК» рассчитывает организовать продуктивное взаимодействие с Ростехрегулированием, направленное на формирование государственной нормативной базы в авиастроении, основанной на передовом отечественном опыте и лучших международных стандартах.

4.5Отраслевые (авиационные) стандарты должны стать объектом наиболее пристального внимания со стороны ОАО «ОАК». Существующая база отраслевых документов должна быть существенно обновлена. Эта работа должна проводиться систематически, на основе постоянного анализа потребностей перспективных и действующих проектов авиационной техники, потребностей предприятий ОАО «ОАК» и подразделений самого ОАО «ОАК». Эти потребности должны документироваться в виде постоянно пополняющегося темника нормативных документов. Темник, в свою очередь, должен стать основой для отраслевого Плана стандартизации. Для организации разработки новых нормативных документов и анализа их влияния на существующие, предполагается задействовать Технический комитет ТК 323 по авиации, председателем которого является НИИСУ. Деятельность ТК 323 регулируется документами Росттехрегулирования. ТК 323 включает 22 подкомитета, работу которых планируется развернуть последовательно, по мере востребованности каждого подкомитета, вытекающей из темника нормативной документации. Один из подкомитетов, по процедурам взаимодействия, мог бы возглавить ОАО «ОАК». Каждый подкомитет должен организовать деятельность рабочих групп по анализу и разработке нормативных документов по тематике подкомитета. Рабочие группы должны быть компактными и состоять из наиболее подготовленных, в данной функциональной области, специалистов, включая специалистов предприятий ОАО «ОАК». Финансирование разработки и актуализации стандартов должно проводиться:
- организациями, инициировавшими разработку и актуализацию, когда необходимость работы обусловлена потребностями одной организацией,
- организациями, управляющими проектами, когда необходимость работы обусловлена интересами данного проекта,
- Министерством промышленности и торговли, в случае, когда необходимость работы обусловлена потребностями нескольких организаций, или нескольких проектов.
ОАО «ОАК» совместно с НИИСУ и Минпромторгом должны выработать цивилизованные и необременительные правила использования нормативных документов. Эти правила должны обеспечивать доступность нормативных документов для всех заинтересованных пользователей и защищать интересы владельцев интеллектуальной собственности.

4.6Стандарты организаций должны разрабатываться и перерабатываться на основе лучшего опыта, распространяемого в виде национальных, отраслевых (авиационных) стандартов и стандартов ОАО «ОАК». Для этого, на каждом предприятии ОАО «ОАК» должна быть принята политика в отношении применения нормативных документов вышестоящих организаций. Кроме того, на каждом предприятии должны действовать процедуры, регламентирующие порядок применения нормативных документов внешнего происхождения, в том числе, национальных и отраслевых стандартов, нормативных документов заказчиков и вышестоящих организаций.

26.11.2008 Кислер Леонид пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

А.Белоусову
Большое заблуждение, что военные функции у МО забрали! Читайте в упомянутых выше ФАПах ИВП о том кто утверждает сруктуру и элементы ВП РОссии.
Второйе заблуждение- не все эти зоны охраняются, например полигон для танковых стрельб. Там и локатора то нет! Но сшибить могут запросто!
Третье, и самое главное заблуждение- МО всегда будет против, поскольку отсутствует необходимая инфраструктура, позволяющая при уведомительном порядке своевременно информировать структуры МО о полетах в районе их объектов. Например,оповестить корабли флота, вышедшие в район стрельб в море- о пролете в непосредственной близости некоего аэроплана! И при разрешительной то системе не раз бывало, только после того как корабли своими средствами видят аэроплан и прекращают работу, они узнают, что оказывается заявка на этот полет была еще накануне! Это же Наше МО!

26.11.2008 Жигалов Дмитрий пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Алекс, мне понравились два пункта:

• признание ведущей роли ОАО «ОАК» в реорганизации системы управления нормативными документа;
• поддержка и оказание всестороннего содействия реорганизации со стороны других предприятий отрасли;

То есть они будут рулить, а работать будут другие...

И я уже говорил, что в ОАК работать не пойду, да и не возьмёт меня туда никто. Особенно после того, что я устроил на сайте Медведева. :о)

http://medvedev-da.ru/...

26.11.2008 Белоусов Александр пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Леониду. Если Вы не верите мне на слово, поинтересуйтесь в ФАНСе, а точнее в Положении о ФАНС. Военные функции точно уже там со всей структурой, и ФАП ИВП в этой части устарел, вернее военные функции МО по ФАПу выполняет структура ФАНС. Это точно.
А МО не надо делать страшилкой, там гражданский министр, и зачастую вопросы денег и эффективности проходят и через МО. Зачем охватывать необъятное, если есть возможность наладить отдельно взятые зоны. И не все зоны надо охранять, опасные зоны и зоны ограничения по ФАП - это временные меры, соответственно не требуют наличия постоянных частей и оборудования.
Что касается ОАК, я рад за них, но из законодательных предложений в части ФЗ они видят только устранение противоречий между ВК и ФЗТР и больше ничего, для их большой и богатой структуры это слабовато....

26.11.2008 Жигалов Дмитрий пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Вообще странно, что ОАК хочет взять на себя функции министерства. А чем тогда занимается Минпромторг?

26.11.2008 Белоусов Александр пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Дмитрий, ошибаетесь. ОАК не хочет взять на себя функции министерства. Эти функции УЖЕ у Ростехнологии, головной организации ОАК. Они и фактически пишут законы для себя, и голосуют от имени государства в более чем 500 организациях, и назначают руководителей, и сами себя контролируют. Минигосударство в авиастроении, скоро туда попадет и РОСАВИА...И КобзДец. Минпромторг отвечает только за передачу корреспонденции сверху, думаю, он даже поручения Ростехнологиям выдать не может.

26.11.2008 Жигалов Дмитрий пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Тогда понятно, что идёт борьба между ОАК и Ростехнологиями за административный ресурс.
То есть инвестиционный подход к управлению отраслью продолжается - борьба за активы, а не за рынок. А законодательство лишь разменная монета в этой борьбе.

26.11.2008 andrey_che пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

15:19 Жигалов Дмитрий пишет: ".... собрать какую-то экспертную группу для работы над обновлением законодательства?"

- А кто Вас уполномочил/кого Вы представляете?

P.S. Есть мнение, что выработать более-менее адекватную законодательную систему возможно за 100 (сто) лет. Так что в России вся работа ещё впереди. Ваше мнение господа?

26.11.2008 Жигалов Дмитрий пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Андрей, если практически ничего не делать, то можно выработать адекватное законодательство и за 1000 лет. :о)

26.11.2008 Кислер Леонид пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

А.Белоусову

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 1999 г. N 1084
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРАВИЛ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 N 767)
В соответствии со статьей 2 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации.
Установить, что разъяснения по применению указанных Федеральных правил в отношении вопросов использования воздушного пространства Российской Федерации дает Министерство обороны Российской Федерации, а в отношении вопросов использования части воздушного пространства, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных линий, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов, - Федеральная служба воздушного транспорта России.
2. Федеральным органам исполнительной власти привести свои нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства, в соответствие с настоящим Постановлением.
3. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 г. N 561 "О порядке выдачи разрешений на разовые полеты воздушных судов иностранных государств в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 23, ст. 2557).
4. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2000 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

Далее можно посмотрть сами ФАП.

И ФАП и Постанвление ДЕЙСТВУЮЩИЕ! Так что Вы рано отлучили МО от воздуха!

26.11.2008 Кислер Леонид пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Это из ФАП ИВП:
5. Использование воздушного пространства производится с разрешения соответствующего центра ЕС ОрВД на основании заявок (расписаний, графиков), подаваемых пользователями воздушного пространства, с сообщением в органы ЕС ОрВД и органы ВВС и ПВО в соответствии с правилами согласно приложению N 1
12. Пользователь воздушного пространства обязан:
в) осуществлять свою деятельность в воздушном пространстве только после получения соответствующего разрешения от центров ЕС ОрВД и в соответствии с изложенными в нем условиями, за исключением случаев, указанных в пункте 50 настоящих Федеральных правил;
г) своевременно сообщать о начале и окончании использования воздушного пространства в соответствующие оперативные органы ЕС ОрВД, Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны (далее именуются - ВВС и ПВО);
13. Министерство обороны Российской Федерации (Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением) осуществляет полное государственное регулирование использования воздушного пространства

26.11.2008 Кислер Леонид пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Это из ФАП ИВП:
5. Использование воздушного пространства производится с разрешения соответствующего центра ЕС ОрВД на основании заявок (расписаний, графиков), подаваемых пользователями воздушного пространства, с сообщением в органы ЕС ОрВД и органы ВВС и ПВО в соответствии с правилами согласно приложению N 1
12. Пользователь воздушного пространства обязан:
в) осуществлять свою деятельность в воздушном пространстве только после получения соответствующего разрешения от центров ЕС ОрВД и в соответствии с изложенными в нем условиями, за исключением случаев, указанных в пункте 50 настоящих Федеральных правил;
г) своевременно сообщать о начале и окончании использования воздушного пространства в соответствующие оперативные органы ЕС ОрВД, Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны (далее именуются - ВВС и ПВО);
13. Министерство обороны Российской Федерации (Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением) осуществляет полное государственное регулирование использования воздушного пространства

26.11.2008 Кислер Леонид пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Пардонте, техника подводит иногда!

27.11.2008 Белоусов Александр пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Кислер Леониду. Если бы я сомневался в том, что МО больше не отвечает за ИВП, я бы так и сказал. Но я Вам написал, что это точно. Доказываю:
Указ Президента РФ от 5 сентября 2005 года № 1049 "О Федеральной аэронавигационной службе":
Правительству РФ утвердить положение о Федеральной аэронавигационной службе, предусмотрев в нем, что указанная Служба является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим следующие функции: государственное регулирование, контроль и надзор в сфере использования воздушного пространства Российской Федерации; оказание государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации; организация единой системы авиационно-космического поиска и спасания.
8. Признать утратившими силу:
абзацы шестой и девятый подпункта 7 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3538).

Привожу абзацы шестой и девятый пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации:
7) осуществляет в качестве органа в области обороны:
6. полное государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации;
9. контроль поисково-спасательного обеспечения полетов.

Далее Постановление Правительства РФ от 30 марта 2006 года № 173 "О Федеральной аэронавигационной службе":
2. Установить, что Федеральная аэронавигационная служба осуществляет полномочия, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на .... уполномоченный орган в области обороны (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны).....в сфере использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания.

6. Федеральная аэронавигационная служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
6.3. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

Поэтому Леонид, забудьте про МО при использовании воздушного пространства, это только ФАНС.
А ФАП об ИВП устарел, УВЫ!!!


27.11.2008 Белоусов Александр пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Мнение насчет "выработать более-менее адекватную законодательную систему возможно за 100 (сто) лет":
Если участники этой темы форума будут обсуждать конкретные законодательные поправки, то минимум за 2 года обсуждения можно добиться того, чтобы 10 % предложений попали на подпись Президенту в качестве законов. Самим фактом обсуждения и поддержки тех или иных поправок создается фон, который будут учитывать все законодатели, благо они всегда в процессе поиска новых идей для отчетности перед избирателями. Надежды на Минтранс в этой гонке минимальные, от 10 % прошедших поправок их инициатива будет не более чем в 1/3, мои приблизительные подсчеты...

Ответить в тему:



Авиапорт.Конференции

Агентство «АвиаПорт» является разработчиком программного обеспечения, позволяющего зарегистрированным пользователям сайта общаться друг с другом. Все сообщения отражают собственное мнение их авторов, и агентство не несет ответственность за достоверность и законность информации, публикуемой пользователями на страницах раздела.