Конференции

 
 

Кто он, господин Савельев?

Тема: Кто он, господин Савельев?

28.04.2009 Пантелеев Олег пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Назначение нового генерального директора ОАО "Аэрофлот – российские авиалинии", состоявшееся 26 марта 2009 года, вызвало в авиационном сообществе много разнотолков. Как и все незнакомое, новый человек сразу вызвал отторжение. Сразу пошли слухи, один мрачнее другого. Наиболее распространенное заявление: мол, Савельев – человек "питерских", представляет команду Чемезова-Лужкова, пришел в авиакомпанию для того, чтобы ослабить ее в угоду вновь создаваемой "Росавиа". После назначения Валерия Окулова заместителем министра транспорта слухи стали обретать новые подробности – теперь уже экс-гендиректор "Аэрофлота", с позиции высокопоставленного чиновника, добьется того, что у авиакомпании отнимут так называемые "роялти", назначения на международные рейсы... словом, вокруг национального перевозчика уже сплетен заговор, и дни авиакомпании сочтены. Другая версия – новое назначение является попыткой взять под контроль финансовые потоки "Аэрофлота", также, естественно, с вовсе не благой целью – вывести их из компании. Очевидно, что жить и работать при таком информационном поле невозможно. Виталий Савельев, пусть и не в виде открытой пресс-конференции, но все же выступил перед представителями СМИ. Спустя месяц после назначения, и через две недели после официального вступления в должность, новый генеральный директор "Аэрофлота" в неформальной обстановке провел встречу с главными редакторами ведущих российских изданий.

Сразу оговорюсь, что сторонами было принято джентльменское соглашение: Виталий Геннадьевич будет предельно откровенен, а гости сохранят содержание беседы в тайне от своих читателей, слушателей и зрителей. Поэтому я не стану пересказывать многое из того, что было озвучено, но позволю себе поделиться впечатлениями, полученными в ходе этой встречи. И по этой же причине воспользуюсь возможностями "АвиаПорт.Конференции", а не размещу статью на сайте.

Но для начала – несколько официальных строк. Виталий Савельев родился 18 января 1954 года в Ташкенте, в 1977 году окончил механико-машиностроительный факультет Ленинградского политехнического института им. М.И. Калинина, в 1986 году - факультет организаторов производства Ленинградского инженерно-экономического института им. Пальмиро Тольятти. В 1977-1980 - инженер Ленинградского филиала треста "Оргэнергострой" Министерства энергетики и электрификации СССР, в 1980-1981 - начальник отдела Управления карьерно-бетонного хозяйства управления строительства Красноярской ГЭС, 1981-1984 - главный конструктор Управления подсобных предприятий Красноярскогэсстроя. В 1988-1991 - директор Ленинградского филиала совместного предприятия "Диалог"; в 1991-1993 - гендиректор АО "Диалог Инвест"; в 1993-1995 - предправления банка "Россия"; 1996-2001 – председатель правления банка "МЕНАТЕП Санкт-Петербург"; сентябрь 2001 года - май 2002 года – заместитель председателя правления ОАО "Газпром", курировал вопросы финансов; в 2002-2004 - вице-президент объединенной компании "ГРОС". Апрель 2004 года - октябрь 2007 года - замминистра экономического развития и торговли. До назначения генеральным директором "Аэрофлота" являлся первым вице-президентом АФК "Система", отвечал за телекоммуникационное направление.

10 апреля авиакомпания распространила пресс-релиз, в котором содержался перечень первоочередных задач, стоящих перед командой "Аэрофлота". Среди них: "разработка новых подходов к Стратегии развития компании до 2015 г., рассмотрение и утверждение которых Советом директоров ОАО "Аэрофлот" запланировано на второй квартал 2009 г., подготовка бизнес-плана по приоритетным направлениям деятельности на ближайшую перспективу, учитывающего изменяющуюся конъюнктуру рынка авиаперевозок, а также программы по оптимизации расходов". Еще одна выдержка из пресс-релиза показывает отношение нового руководителя к решению кадрового вопроса: "В этой связи руководство ОАО "Аэрофлот" будет уделять особое внимание поддержанию благоприятной рабочей атмосферы в трудовом коллективе, нацеленной на достижение высоких результатов". Но если отвлечься от пресс-релизов, то новое назначение подается как антикризисная мера. По-прежнему жить на широкую ногу, как это до сих пор позволял себе перевозчик, быть традиционным до консервативности в период стремительных перемен на рынке нельзя.

Теперь, собственно, к впечатлениям. Первое получено еще до этой встречи. Один из специалистов, имеющих опыт и в деловой журналистике, и в финансах, и при этом отлично разбирающихся в специфике авиационного бизнеса, охарактеризовал назначение В.Савельева, начав свой рассказ со слов: "Этот человек не развалил ни одной компании, не провалил ни одного дела, за которое брался". Другими словами, роль марионетки-могильщика "Аэрофлота" совершенно не увязывается с этим человеком. Позднее такое же мнение высказали еще два человека... и, наконец, появилась возможность какие-то выводы сделать и самому.

Какой он? Если надо уложиться в два-три слова, то энергичный, опытный и уверенный в себе. А что кроме того? Беглая речь, способность "держать" аудиторию, свободное владение темой, откровенность и прямолинейность. Несколько раз в ходе беседы сказал об умении не только "держать удар", но и наносить удар. Сказал о желании выстраивать рабочие отношения с коллегами по компании, налаживать диалог, и тут же сделал ремарку: если нужны жесткие меры, они будут приняты. Авиакомпанию и хвалил, и критиковал, но всякий раз мотивировал свою точку зрения. Был предельно серьезен и собран, но регулярно разряжал обстановку шуткой.

В ходе беседы В.Савельев рассказал о первых рабочих днях на новом посту. Судя по тому, сколько было затронуто аспектов деятельности авиакомпании, новому руководителю, во-первых, очень многое удалось изучить за это время, во-вторых, о многом сформировать собственное мнение, в-третьих, о еще большем запросить дополнительную информацию. Также показалось, что ряду вопросов во время беседы было уделено излишне много внимания, а что-то воспринято руководителем поверхностно.

Нельзя сказать, что после беседы у всех присутствующих полегчало на душе, не все решили, что теперь-то "Аэрофлот" в надежных руках и больше у авиакомпании проблем не будет. Несколько досадных оговорок подтвердили, что тонкости терминологии (не говоря уже о тонкостях бизнеса) постичь за столь непродолжительное время невозможно. Также вызвали определенное недоумение проведенные параллели между авиаперевозками и телекоммуникационным бизнесом, которым Виталий Геннадьевич занимался в предыдущие годы. Однако цель встречи, на мой взгляд, достигнута. Теперь у участников этой беседы есть уверенность, что новый директор действительно будет работать и развивать авиакомпанию, он действительно постарается придать ей новый импульс, у него достаточно идей и планов, чтобы в ближайшие пять лет "Аэрофлот" оставался одним из ведущих ньюс-мейкеров на отечественном авиарынке. Наконец, Виталий Савельев пообещал, что компания будет информационно-открытой и прозрачной. На вопрос, когда можно ожидать первых публичных выступлений от него, ответил: "Дайте проработать сто дней".

Вместо заключения

Далеко не все руководители в российском авиационном бизнесе поднялись по карьерной лестнице до ступени руководителя авиакомпании, имея предыдущий опыт работы в каких-либо подразделениях "Аэрофлота" или других авиакомпаниях. Владислав Филев, генеральный директор "Сибири" – профессиональный военный, который впоследствии занялся инвестиционным бизнесом. В "Сибирь" он пришел из инвесткомпании "Еврофинансы-Новосибирск". Председатель совета директоров авиакомпании "Трансаэро" Александр Плешаков окончил Московский авиационный институт и работал конструктором на Московском машиностроительном заводе "Скорость", правда, затем стал экспертом международного коммерческого управления Министерства гражданской авиации. Президент и основатель группы "Волга-Днепр" Алексей Исайкин окончил Иркутский институт народного хозяйства по специальности инженер-экономист, затем служил в Вооруженных силах СССР, в качестве военного представителя работал на авиационном заводе в Улан-Удэ и Ульяновском авиационно-промышленном комплексе. Андрей Мартиросов, гендиректор "ЮТэйр", окончил Киевский государственный университет им. Тараса Шевченко по специальности "правоведение", начал работу в авиабизнесе как юрист, но затем поднялся до высшего поста в авиакомпании. "Авиационные корни" есть у успешного Сергея Скуратова ("Уральские авиалинии") и закончившего у разбитого корыта Бориса Абрамовича ("Сибавиатранс", "КрасЭйр", AiRUnion). А самым "неавиационным" бизнесменом, пожалуй, стал Дмитрий Каменщик, председатель совета директоров группы "Ист Лайн", бросивший философский факультет МГУ и получивший специальность "Экономическая социология" уже на другом факультете. Имея минимум опыта и максимум энергии, он создал авиакомпанию, а затем, сосредоточившись на аэропортовом бизнесе, вывел "Домодедово" в российские лидеры.

28.04.2009 andrey_che пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

08:59 Пантелеев Олег пишет: "...Теперь, собственно, к впечатлениям...
Какой он? ....
....Сказал о желании выстраивать рабочие отношения с коллегами по компании, налаживать диалог, и тут же сделал ремарку: если нужны жесткие меры, они будут приняты. Авиакомпанию и хвалил, и критиковал, но всякий раз мотивировал свою точку зрения. Был предельно серьезен и собран, но регулярно разряжал обстановку шуткой.
... Однако цель встречи, на мой взгляд, достигнута. Теперь у участников этой беседы есть уверенность, что новый директор действительно будет работать и развивать авиакомпанию, он действительно постарается придать ей новый импульс, у него достаточно идей и планов, чтобы в ближайшие пять лет "Аэрофлот" оставался одним из ведущих ньюс-мейкеров на отечественном авиарынке...."

По высказанным "смутным ощущениям" некоторых сотрудников Аэрофлота всё-таки имеет место быть некий диссонанс между сказанным Савельевым в "тронной речи" и последующими практическими действиями.

Это чуть-чуть настораживает видавших виды людей.

28.04.2009 Жигалов Дмитрий пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Слова одно, дела - совсем другое. Будем посмотреть...

28.04.2009 Drozdov Vadim пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Если бы уважаемый г.Савельев также как Исайкин начал бизнес с нуля и достиг с того, что мы называем "Аэрофлотом", тогда конечно можно было бы вообще забыть про образование. Пусть хоть начальное. А прийти на готовенькое...Ну-ну...

Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Дроздову Вадиму.А Окулов пришел не на готовенькое?

28.04.2009 Лысенко Сергей пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

И плюс пролетные. За красивые глазки видимо.

29.04.2009 Drozdov Vadim пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Прежде всего огромне спасибо господину Пантелееву за то, что поделился своими впечатлениями от встречи хотя бы в конференции. От действий т.Савельева впечатления двойственные - зачем было организовывать встречу с представителями прессы, но при этом просить ничего не публиковать? Чтобы потом не отвечать за сказанное? Может и не так, но ведь подозрение логично. Лично для меня свидетельством профессионализма нового гендиректора будет являться его отношение к проекту движения на восток, а именно к организации "дочки" в Хабаровске. Поживём - увидим.
Петропавловскому:
Окулов между прочим штурман. И если вы немного знакомы с гражданской авиацией, то должны знать, что до недавнего времени это была одна из самых интеллектуальных профессий в ней(до появления GPS и компьютерных самолётов). Ну и я говорил о профильном образовании и отчасти опыте работы в авиации. Дело в том, что многим, даже успешным бизнесменам трудно понять, что авиация - это не совсем бизнес на самом деле.

Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Дроздову. Встреча в 70-х годах в Люберцах. Старше меня на пару лет, штурман, жили в одном дворе. За кружкой пива жалуется на судьбу- всего 300 руб. в месяц зарабатывает.Рыдал так, что в пору Веллеру дать сюжет для его "Легенд Невского проспекта". Ну, я тихо молчал про свои 110 руб., работу за "решеткой" и ядерный реактор у соседей (от которого я видимо рано полысел). А надо было врезать со всей моей теперешней "дури". Вы забыли сказать что он еще и "Зять" был, однако. А вообще у меня отрицательное отношение к эксплуатантам гражданской авиатехники. Очень они высокомерные по отношению к разработчикам (хотел написать более грубые слова но воздержался).

29.04.2009 Пантелеев Олег пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

To andrey_che:

По поводу того, что и как говорят сотрудники "Аэрофлота", тоже есть некоторые замечания. Одно дело, если кто-то говорит не анонимно, и говорит правду - тогда действительно надо прислушиваться повнимательнее к этому, и В.Савельеву - в первую очередь, ибо ему с этими людьми работать. А если кто-то распространяет слухи, а этим в большой компании обязательно будет грешить изрядное количество людей, то и степень достоверности таких критических отзывов - ноль. Собственно, отражение этой ситуации - все форумы в сети Интернет. На одного человека, который называет свое имя и выступает от своего лица, найдется несколько анонимов, людей под маской, достоверность высказываний которых порой под сомнением.

Сам Савельев, к примеру, в бытность финансистом "Газпрома", не стал молчать, и свою позицию озвучл на правлении так, что потом пришлось уходить из компании. А мог бы промолчать, приспособиться, или анонимно погадить.

То, что "Аэрофлот" имеет крепкие традиции, большой коллектив - не оспаривает никто. И мало кто поспорит с тем, что в какой-то момент традиции превратились в инертность, а коллектив стал переразмеренным, неповоротливым и не слишком эффективным. "Аэрофлот" требует изменений, пусть не радикальных.

Каково должно быть поведение нового руководителя в такой ситуации? Думаю, мало кто со мной поспорит, что как человек себя поставит в первый день, так и будут его воспринимать долгое время. Покажешь себя мямлей - и потом подчиненных в кулак не соберешь. Вот и приходится действовать по принципу: "бей своих, чтобы чужие боялись".

To Drozdov Vadim:

От действий т.Савельева впечатления двойственные - зачем было организовывать встречу с представителями прессы, но при этом просить ничего не публиковать? Чтобы потом не отвечать за сказанное?

Тут тоже есть своя логика. Если Вы 10 дней проработаете на новом месте, причем в новом для себя бизнесе, возьмете ли Вы на себя смелость утверждать, что Вы его досконально изучили и поняли? Если это сложный бизнес (не семечками торговать) - то предпочтете потрудиться еще, чтобы действительно войти в курс дела. Но впечатления-то будут и в первый день. Кто и как относится к работе, кто просто штаны протирает, а кто пашет от рассвета до заката. Как построены те или иные процессы в компании. Ну и, конечно же, все мы пассажиры, "Аэрофлотом" летали, каждый сможет поделиться своим взглядом на то, что нужно изменить в сервисе. Именно об этом и говорил В.Савельев. И разговор был именно с теми людьми, которые не будут тут же диктовать новости, вот новый директор сказал, пообещал... цель другая - не наобещать что-то, а установить доверительные отношения.

Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Вадим: интервью нужно с теми, от кого в значительной степени зависит информационный поток, идущий много кому, - от потенциальных пассажиров, и до выдающих кредиты банков.
Этот разговор нужен был для того, чтобы превратить потенциальных врагов в союзников.

Грамотный ход ИМХО.

Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Я так думаю, что если согласился Савельев ответить на вопросы-это не так уж и плохо. Однако я лично сужу о том или ином интервью непосредственно по его тексту. Мне лично не так интересно мнение интервьюера, как содержание вопросов и соответственно ответов на них. Вполне вероятно, что Савельев хороший человек, и финансист неплохой, НО! Сразу на ум приходит: "Подвижный состав" и "Колесная пара"! Уж больно специфичная сфера, тонкая, чувствительная. Не терпящая "инородных". Последствия такого "кооптирования" могут быть весьма печальными для АФЛ.

29.04.2009 Drozdov Vadim пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Я и не говорю о том, что ход неграмотный. Но не отношу себя к людям, перед которыми надо устраивать PR-акции. Как говорят "настоящего боксёра видно по ушам". А бизнесмена - по делам.
Петропавловскому:
Не секрет, что в ГА каждый пятый, а в Москве и каждый второй, чей-то зять, сын или племянник. И у многих все пути открыты. Только не многие из них чего-то на этом пути достигают. Прошу прощения за прямоту.
Негативное отношение эксплуатантов к разработчикам имеет во многом исторические корни. Общеизвестно, что при "совке" все "фирмы" занимались гражданской техникой в порядке "соцнагрузки" по остаточному принципу. А эксплуатанты получали вовсе не то о чём мечталось, а то, что казалось нужным ЦК, МАПу, КБ, но не им. Если сюда добавить трудности с ППО, нежелание КБ и заводов заниматься модернизацией, то станет всё понятно. История самолёта Ту-154 - наглядный и яркий пример тому.

29.04.2009 andrey_che пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Уважаемый Пантелеев Олег,
Лишь бы потом не полдучилось так: "вскрытие показало, что больной умер в результате вскрытия...."

Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

http://www.gazeta.ru/news/lenta/2009/04/30/n_1357287.shtml

Это к вопросу о о "инородных" телах в авиатранспортной отрасли. Как мне кажется, весьма характерный.

27.02.2012 andrey_che пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

"... Виталий Савельев: «Ланта-Тур» является одним из туристических агентов, который пользуется услугами «Аэрофлота», и ситуация, в которую попала «Ланта-Тур», она для нас, как для компании, не нова. В такой же ситуации не так давно была компания «Капитал-Тур», которая осталась нам должна более двух миллионов долларов. И мы списали эти деньги, к сожалению, на убытки. Ситуация с «Ланта-Тур» развивалась следующим образом: компания задолжала нам деньги, что это четко отслеживается нашей финансовой службой. И мы предупредили «Ланта-Тур» за полтора месяца до сокращения нашего предложения по креслам о том, что они должны нам деньги, и должны их возместить. Тогда долг составлял 45 миллионов рублей. «Ланта-Тур» нас заверила, что есть договоренности с банком, что они будут перекредитованы и долги нам погасит. Однако уже в январе, через полтора месяца, мы увидели, что долг только вырос, он стал равен 63 миллионам рублей, и мы, как компания, не имели права дальше продолжать работу с «Ланта-Тур»
....
... — Имел ли отношение к решению в отношении «Ланта-Тур» заместитель генерального директора «Аэрофлота» Калмыков, которого в прессе обвиняют в афилированности с другой туристической компанией — «Санрайз-Тур»? Просто известно, что его жена является генеральным директором этой компании...."
http://www.bfm.ru/news/2012/...

Ответить в тему:



Авиапорт.Конференции

Агентство «АвиаПорт» является разработчиком программного обеспечения, позволяющего зарегистрированным пользователям сайта общаться друг с другом. Все сообщения отражают собственное мнение их авторов, и агентство не несет ответственность за достоверность и законность информации, публикуемой пользователями на страницах раздела.