Конференции

 
 

Титаны уходят...

Тема: Титаны уходят...

Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

13 марта 2015 года на 85-м году жизни скончался Марат Николаевич Тищенко - ученик и продолжатель дела Михаила Леонтьевича Миля, выдающийся ученый-аэродинамик, генеральный конструктор Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля, возглавлявший предприятие на протяжении двух десятков лет - с 1970 по 1991 годы.

Марат Николаевич Тищенко родился 18 февраля 1931 года в Харькове, в 1956 году с отличием окончил Московский авиационный институт по специальности <вертолетостроение>. В студенческие годы Марат Тищенко серьезно увлекался авиамоделизмом: в 1954 году его модель вертолета установила рекорд продолжительности полета, впервые официально подтвержденный Международной авиационной федерацией (FAI).

Поступив в опытно-конструкторское бюро Михаила Миля, в бригаду аэродинамики, Марат Тищенко вскоре зарекомендовал себя как перспективный специалист и трудолюбивый ученый. Он разработал метод расчета аэродинамических характеристик несущего винта, который обеспечивал высокую точность определения летных данных вертолетов. В 1961 году Марат Тищенко руководил бригадой аэродинамики в отделе аэродинамики и устойчивости.

Михаил Миль возлагал большие надежды на своего талантливого ученика и через два года доверил ему бригаду перспективного проектирования, определявшую основные направления творческой деятельности ОКБ. Вскоре бригада была преобразована в отдел общих видов и перспективного проектирования. Марат Тищенко принял непосредственное участие в проектировании вертолетов Ми-2, Ми-6, Ми-8 и В-12. В 1968 году после защиты диссертации Марат Тищенко стал заместителем главного конструктора, и Михаил Миль доверил ему руководство программой строительства и летных испытаний воздушного гиганта - вертолета В-12.

Таким образом, когда после смерти Михаила Миля Марат Тищенко должен был возглавить Московский вертолетный завод, он уже имел большой авторитет как ученый, конструктор и организатор. Однако в Министерстве авиационной промышленности отношение к его кандидатуре было неоднозначным - 39-летнего руководителя считали слишком молодым. Кто-то по-прежнему не причислял вертолеты к <настоящей> авиации. Поэтому должность генерального конструктора он не получил - его назначили главным конструктором (подобно руководителям ОКБ вспомогательных отраслей авиационной промышленности). Пониженный статус нового руководителя Московского вертолетного завода не только уязвлял честь предприятия, но и значительно снижал его возможности при участии в новых программах и получении ассигнований: <забуксовал> ряд программ, ухудшилось финансирование. Но, несмотря на все трудности, сотрудники конструкторского бюро сплотились вокруг молодого руководителя и в 1970-е годы успешно завершили испытания и доводку самого мощного в мире боевого вертолета Ми-24 и противолодочной амфибии - Ми-14, реализовали программу глубокой модернизации <вертолета века> Ми-8, создали ряд их модификаций и приступили к разработке нового семейства вертолетов.

Новый руководитель Московского вертолетного завода им М.Л. Миля бережно сохранял традиции основателя фирмы. Совершенствовались теория и практика проектирования винтокрылых машин, осваивались новые технологии, расширялся спектр вариантов оснащения боевых модификаций. Проектирование новых образцов вертолетов велось параллельно с работами по переоборудованию серийных вертолетов для новых сфер применения, усовершенствованию систем и агрегатов с целью повышения надежности и ресурса вертолетов, находящихся в эксплуатации. Не прекращались научно-исследовательские и экспериментальные работы, направленные на решение проблем, возникающих при испытаниях и эксплуатации машин в воинских частях ВВС и подразделениях гражданской авиации. За свой труд по обеспечению обороноспособности страны Марат Тищенко получил Ленинскую премию в 1976 году, а позднее звание Героя Социалистического Труда. За вклад в развитие отечественного вертолетостроения в 1977 году Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1977 году в воздух поднялся новый винтокрылый гигант - Ми-26, по летно-техническим характеристикам превосходящий лучшие иностранные вертолеты. Успешно завершившиеся испытания серийного Ми-26 подтвердили способность ОКБ создавать совершенные вертолеты любого класса. Созданию Ми-26 предшествовали серьезная научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа, организация не имеющего аналогов в мире экспериментально-научного комплекса. На основе разработанных в ОКБ оригинальных методик в 1976 году Марат Тищенко, Андрей Некрасов и Алексей Радин подготовили к печати фундаментальный научный труд <Вертолеты. Выбор параметров при проектировании>. Книга получила высокую оценку как у нас в стране, так и за рубежом (была переведена на английский язык).

В 1981 году Марат Тищенко получил должность генерального конструктора. В том же году он защитил докторскую диссертацию и получил звание профессора, а затем был избран членом-корреспондентом и действительным членом Академии наук СССР, что было высокой честью для завода и первым прецедентом такого рода в истории отечественного вертолетостроения.

Восьмидесятые годы в истории Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля ознаменовались созданием новых вертолетов: мощного боевого Ми-28 и легкого спортивного Ми-34. На базе Ми-8, Ми-14, Ми-24 и Ми-26 разработаны многочисленные модификации, которые нашли применение в вооруженных силах и гражданской авиации. <Милевские> машины по-прежнему составляли основу отечественного вертолетного парка. С их помощью осваивались богатства Сибири, Севера и Дальнего Востока. Они защищали национальные интересы страны. С каждым годом расширялся экспорт вертолетов марки <Ми>. Их начали поставлять в новые регионы, такие как Южная Америка.

Проверкой надежности и эффективности вертолетов <Ми> в 1980-е годы стала война в Афганистане. Они вынесли основную тяжесть боевых действий в этой высокогорной стране с суровым климатом. В 1986 году <милевские> машины принимали участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Они использовались для оценки радиационной обстановки, локализации радиоактивных продуктов выброса, целевого сброса изолирующих компонентов при блокировании реактора и доставки срочных грузов на территорию станции.

1970-е и 1980-е годы в истории Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля по праву называются <эпохой Тищенко>. Его огромный вклад в развитие отечественного и мирового вертолетостроения неоспорим. Марат Тищенко ушел на заслуженный отдых в 1991 году. Начало его деятельности на посту руководителя Московского вертолетного завода и вся дальнейшая работа пришлись на очень непростой период.

В 1970-х годах завершился этап <непаханого поля> в развитии вертолетостроения, технический облик современного вертолета к тому времени в основном сложился. Разработчики создали многочисленные модификации серийно выпускаемой техники. Эта работа осложнялась тем, что к этому времени заказчики вертолетной техники уже приобрели богатый опыт эксплуатации и их требования к разработчикам стали более жесткими. Дальнейшее повышение летно-технических, эксплуатационных и экономических характеристик вертолетов требовало огромной концентрации научного и производственного потенциала. Возникающие задачи в ряде случаев были сложны даже для Московского вертолетного завода с его мощной научной школой. Те же процессы проходили во всем мировом вертолетостроении. Несмотря на это за два десятилетия <эпохи Тищенко> были созданы Ми-26 и Ми-28 - винтокрылые шедевры, до сих пор не имеющие равных в мире.

Родина высоко оценила заслуги Марата Николаевича Тищенко. Помимо званий Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, профессора, члена-корреспондента и действительного члена Академии наук СССР Марат Тищенко награжден двумя орденами Ленина, медалями, а также наградами других государств. Но главная награда - это память людей, наша благодарность талантливому руководителю, выдающемуся ученому и конструктору, неравнодушному и мудрому человеку. Вертолеты, созданные при участии и под руководством Марата Николаевича, еще долго будут летать и восхищать людей своим совершенством. Имя Марата Николаевича Тищенко навсегда вписано в историю отечественного и мирового вертолетостроения.

Холдинг <Вертолеты России> выражает искренние соболезнования родным, близким, друзьям и коллегам Марата Николаевича Тищенко.



АО <Вертолеты России> (входит в Госкорпорацию Ростех) - один из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли, единственный разработчик и производитель вертолетов в России. Холдинг образован в 2007 году. Головной офис расположен в Москве. В состав холдинга входят пять вертолетных заводов, два конструкторских бюро, а также предприятия по производству и обслуживанию комплектующих изделий, авиаремонтные заводы и сервисная компания, обеспечивающая послепродажное сопровождение в России и за ее пределами. Покупатели продукции холдинга - Министерство обороны России, МВД России, МЧС России, авиакомпании <Газпром авиа> и UTair, крупные российские и иностранные компании. В 2013 году выручка <Вертолетов России> по МСФО выросла на 10% и составила 138,3 млрд рублей, объем поставок составил 275 вертолетов.


Пресс-служба холдинга
<Вертолеты России>
T: +7 495 627 5545, доб. 7240
F: +7 495 627 5424
pressrus-helicopters.com
http://www.russianhelicopters.aero
twitter.com/RusHeliCo
facebook.com/RussianHelicopters
youtube.com/user/RussianHelicopters
vk.com/russianhelicopters

Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Хотя бы в некрологе Вертолеты России признали вклад и значение Марата Николаевича! А то на МАКС и ХелиРашу он ездил своим ходом и покупал билетики. Горжусь, что знаком с ним лично. Был. Мне кажется, что наше вертолетостроение много потеряло когда его "ушли" в 1991 году. И с тех пор на "заслуженном отдыхе" он продолжал работать, но уже не мог строить вертолеты. Достойных приемников не нашлось. Грустно.

Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Да эти "вертолёты России" по отношению к Тищенко покрыли себя позором бесконечным.
Когда в Панках открывали памятник созданному под руководством Марата Николаевича вертолёту Ми-8, к 50-летию начала эксплуатации (которой пока и конца не просматривается, одни модификации), собралась масса народу. И производственники и испытатели и проектанты, и руководители разных лет. Был митинг, "памятник самому себе" открыли - Ми-8 крашенный под золото на постаменте - хорошо просматривается из окна электрички Казанской дороги на Отдых и далее.Слова говорили правильные. Поздравляли всех причастных, по фирме водили - всё показывали. Конференция была небольшая.
Не было только одного человека: Марата Николаевича Тищенко. И никто из организаторов о нём и не вспоминал. И каким-то образом его ухитрились не вспомнить и в музейной экспозиции. Ну ладно - не пригласили (хотя и непонятно). Приглашённые, которые много с ним работали, те - вспомнили. А организаторы - как и не было у вертолёта "отца"...
Я понимаю: характер у Марата Николаевича никогда сахарным не был. Со многими на фирме у него были весьма напряжённые отношения. Но совесть и порядочность должна же быть!

14.03.2015 astoronny пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

C М.Н.Тищенко лично по работе не пересекался, но хорошо запомнил начальника его перспективнрго отдела (? не ручаюсь за название за давностью лет), поскольку был весьма и весьма впечатлён.
Но речь на об этом.
Году в 2010, кажется, околачивался я как-то в группе, ожидающих дальнейшего развития одного мероприятия...
Практически все незнакомые, из разных фирм из разных краев глобуса.
Как обычно в таких случаях, разговоры возникают короткие и поверхностные: "Привет!" - "Привет!" - имена на нагрудничке - "Как дела, Вы откуда?"
По виду товарищ из индопакистанского региона, инженер-конструктор в канадской компении, учился в американском университете (вот, теперь жалею, что не успел спросить в каком), уже с определённым опытом.
Ну а я из бывшего Советского Союза, учился и работал и там-то, и там-то, и там-то...
"И в России? А такого ... знаете?" и пытается произнести фамилию - не получается, товарищ очень смущается и говорит Марата... Я пока не включаюсь — ну, мол, а чем Марат известен?
Да, говорит, "моим самым ярким впечатлением за несколько лет учебы в американском университете были лекции Марата по общеавиационным, аэродинамическим и вертолетным направлениям развития современной авиации!"
Услыхав "вертолёт" у меня однозначно кликнуло, то, что ранее не... поскольку по роду текущей работы джентельмен был от вертолётов весьма и весьма далёк!
Но тут нас всех пригласили к продолжению "банкета" и больше я с тем джентедьменом не пересекался :-(
Так что вопросы: что за университет, было ли это частью "официального" курса или просто серия "ознакомительных" лекций, через переводчика или как? — остались неспрошенными :-(
Но "самое яркое впечатление за годы..." и на годы :-) запомнилось!!

Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Марат Николаевич читал лекции в США и сотрудничал с фирмой Боинг по перспективному авиационному транспорту под концепцию "быстрого реагирования". Эти работы привели американцев к сложной ситуации 23 тонный контейнер нужно быстро доставить на театр боевых действий. С морским, авиационным, автотранспортом проблем не возникло. А вот на завершающем 500 км. этапе по бездорожью нужен был спецтранспорт вертикального взлета/посадки. Они даже не называли это вертолетом! Так вот анализ показал, что единственным таким средством может стать наш Ми-26 с небольшоим увеличением грузоподъемности. Американцы были в шоке - получалось, что для этой системы надо закупать наши вертолеты, ибо сами даже не планируют такие строить. Говорят, что Марат Николаевич послал американцев за разрешением к руководству России. На этом сотрудничество закончилось. Представители Боинга очень ценили и гордились тем, что с ними сотрудничал сам Тищенко!
Когда я водл своих чешских партнеров в МАИ, в музее висят портреты классиков вертолетостроения Миль, Камов, Юрьев, Тищенко. Они спрашивают: А какая судьба у господина Тищенко? - Да ВАс он только что сюда и привел! Немая сцена была натуральная!

Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Я у его вертолётчиков читал вводную лекцию по современному состоянию двигателестроения: одну на группу в год, а групп было что-то с полдюжины (После С.М. Кувшинов притащил меня такую же читать и у маёвских самолётчиков в Ангаре, которым командовал тогда Главком Савицкий). Так что мы были несколько знакомы. Так когда я, с подачи Вадима Михеева, в Политехническом вёл юбилейные Чтения памяти Сикорского, пришёл к Тищенко с приглашением на эти чтения, он расстроился и очень обиделся: "Вот если бы у вас там чтения были имени Миля или Юрьева - я бы первый вписался. У нас Сикорский строил самолёты. Вертолётостроитель он был американский". В этом он был не совсем прав - но, что ж делать...
Потом - помирились и он всё-таки был у нас в Политехническом. Но - в следующем году.

Ответить в тему:



Авиапорт.Конференции

Агентство «АвиаПорт» является разработчиком программного обеспечения, позволяющего зарегистрированным пользователям сайта общаться друг с другом. Все сообщения отражают собственное мнение их авторов, и агентство не несет ответственность за достоверность и законность информации, публикуемой пользователями на страницах раздела.