О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Оставьте небо на мундире летчика!

Офицеры ВВС восприняли как плевок в душу решение военных чиновников об отмене легендарной синей формы

Скоро российские летчики "полиняют" - поменяют цвет мундиров с синего на оливковый. Для пилотов и всех, кто имеет отношение к ВВС, это даже не пощечина - хуже.Это все равно что воздушному асу выйти на улицу в форме инспектора ГИБДД...

Синяя форма - это национальная гордость ВВС, это религия, это особый знак единения с небом. Теперь синеву на погонах сменит пехотный окрас. Наверное, нужны очень серьезные резоны для этого шага, задевающего душевные струны тысяч офицеров. Да и не только их. Миллионы россиян воспитаны на книгах и фильмах о Чкалове, Покрышкине, Маресьеве - "первым делом самолеты, ну а девушки потом". А сколько девушек обмирало на танцах в клубе, когда к ним приближались синие кителя...

Зачем это сделано?

Смысл переодевания, как пояснили нам в Минобороны РФ, в унификации формы. До недавнего времени Военно-воздушные силы и Войска противовоздушной обороны существовали как самостоятельные виды Вооруженных сил. А потом объединились. И получилось: кто-то носит оливковую форму, кто-то - синюю. А в армии, как известно, без единообразия - никуда.

Конечно, можно было полкам ВВС оставить форму цвета неба, а радиотехническим и зенитно-ракетным - их привычную "неспелую рожь". Но как раз в то время Главкомом ВВС стал "пэвэошник" генерал армии Анатолий Корнуков. И по легко объяснимым причинам командование решило отдать предпочтение его родному виду войск. То есть чохом облачить всех офицеров и прапорщиков одинаково.

Кто принимал решение?

Историческое решение принято коллегией Минобороны по ходатайству Военного совета ВВС, который оперировал "мнением летной общественности". Для подведения теоретической базы отцы-командиры привлекли Военно-научный комитет Центрального вещевого управления Минобороны (ВНК). Ученые провели глубокое исследование и неопровержимо доказали: оливковый цвет для авиаторов практичнее. В том смысле, что пачкается меньше. Злые языки утверждают, что это стало темой нескольких докторских диссертаций. Мы поинтересовались у зампредседателя ВНК Сергея Чеснокова: учитывались ли, помимо "уровня маркости" синей ткани, летные традиции и психологическое отношение пилотов к новшеству? Сергей Алексеевич ответил от имени науки осторожно и даже настороженно: "Нам дали задание - мы его выполнили". На этом мощном научном фундаменте тыл Вооруженных сил и приступил к разработке плана переодевания авиаторов.

Во что это обойдется?

В военном ведомстве нам пытались доказать: кроме "упорядочения цвета" и "повышения качества практической функциональности формы", нововведение сулит огромную экономию средств. Правда, какую именно, не сказали. Поэтому вопрос об экономии мы напрямую задали заместителю министра обороны начальнику Главного финансово-экономического управления МО Любови Куделиной.

- Я знаю, что какая-то экономия на этом есть. Но очень незначительная, - честно призналась замминистра. - Да и на чем тут можно существенно сэкономить? На краске, что ли?

Тем не менее мы попытались разобраться и с краской. Позвонили на Ивановскую ткацкую отделочную фабрику. Главный экономист Павел Афанасьев отчеканил, как "Отче наш": оливковый краситель... дороже синего на 25 - 30 процентов! И привел расчеты. Один килограмм так называемой "дисперсной оливки" тянет на 40 долларов. На один комплект оливковой формы уходит 50 - 60 граммов красителя. А таких комплектов для ВВС понадобится только в текущем году около 300 тысяч. Вот и считайте теперь "экономию"...

Из истории вопроса

За последние сто лет российские воздухоплаватели меняли гардероб семь раз. Первые военные летчики - в основном офицеры - носили обмундирование тех родов и частей войск, из которых были направлены на обучение летному делу. Преимущественно это были артиллеристы и военные инженеры.

Особая униформа для военной авиации была введена только 3 января 1914 года приказом по военному ведомству ? 4. Вот тогда-то и появились синие кителя флотского образца. Это явилось признанием самостоятельного значения военной авиации, ее особой роли в надвигающейся войне. Новое обмундирование соединило в себе атрибуты Инженерных войск, на базе которых формировались авиационные части, и элементы флотской одежды - в знак почетного права называться флотом "пятого", воздушного, океана.

Синюю форму "сталинские соколы" носили до Великой Отечественной. А в начале войны вдруг понесли потери от диверсантов - уж очень выделялись на общем фоне. Поэтому летчики срочно облачились в защитные гимнастерки.

Но зеленый цвет в авиации задержался надолго. Летчики отличались эмблемами, голубыми околышками на фуражках, кантами и просветами на погонах. И еще синей "парадкой". В 1990-х по инициативе Главкома ВВС генерала армии Петра Дейнекина стали вводить и повседневную "синьку".

Взгляд с 6-го этажа

Множество серьезнейших проблем терзают сегодня ВВС: нет новой боевой техники, жуткий дефицит запчастей и горючего, колдобины на взлетно-посадочных полосах. На этом фоне затеянная Министерством обороны "гардеробная реформа" выглядит, как бы помягче выразиться, неадекватно. Представьте капитана "Титаника", который на уходящем в пучину пароходе вдруг лихорадочно начинает менять обивку в каютах. Но если бы дело было только в дубовых экономических расчетах... Под личиной уставной заботы о "единообразии" в душах людей выжигают последние островки профессиональной гордости.

Когда в некой интендантской голове родилась идея заодно с летчиками переодеть в оливковую форму моряков, Главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов отшил чиновника люто сказанной фразой: "Я не допущу, чтобы на флоте был бунт!" Моряки не позволили отобрать у них честь. У летчиков нет защиты в их Главкомате. Поэтому они пришли за помощью в "Комсомолку". Больше всего поразила нас одна рассказанная ими деталь: мальчишки-курсанты в голубых погонах, которым уже шьют оливковую форму лейтенантов, на собственные деньги тайком заказывают себе и синие мундиры......
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка