О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Интервью: Сергей Бодрунов, Генеральный директор корпорации "Аэрокосмическое оборудование"

Генеральный директор корпорации "Аэрокосмическое оборудование" Сергей Бодрунов считает, что развитие авиационного комплекса возможно только за счет интеграции между производителями. Его компания планирует к уже имеющимся у нее 37 заводам и КБ, производящим и разрабатывающим авионику, прибавить еще 33 компании. Объединив наиболее привлекательные предприятия отрасли, корпорация к 2006 г. рассчитывает достичь ежегодного оборота в $2 млрд.

- Как будет развиваться корпорация в ближайшее время? Какие еще предприятия вы планируете в нее включить?

- Компания создавалась по плану, утвержденному Минэкономики, в этом плане есть несколько этапов формирования холдинга. Первый этап завершен: в структуру корпорации в соответствии с федеральной целевой программой реструктуризации военно-промышленного комплекса включен ряд предприятий. Все они акционированы, их пакеты внесены в уставный капитал корпорации. Остались только два завода - их пакеты принадлежат правительству Татарстана. Сейчас должно быть подписано соглашение между Татарстаном и федеральным центром о передаче этих акций.

Документ, который сейчас находится на подписании у президента, предусматривает расширение корпорации и включение в ее состав новых предприятий. Этот указ президент нам обещал подписать во время прошлогоднего МАКСа. Но поскольку начал формироваться "Концерн ПВО", возникло пересечение интересов по ряду предприятий. Поэтому работа была приостановлена до согласования всех позиций. С мая мы ведем консультации.

Так что в ближайшее время сможем приступить ко второму этапу. В ходе его реализации в корпорацию войдут еще три предприятия - Рязанский приборостроительный завод, петербургские НИИ приборостроения и ОКБ "Электроавтоматика". С включением в состав корпорации этих трех предприятий корпорация сможет производить все авиационные бортовые системы. Для любых видов летательных аппаратов - как гражданских, так и военных.

Осенью прошлого года была принята новая целевая госпрограмма, в соответствии с которой в состав корпорации войдут еще около 30 предприятий. Это позволит нам полностью замкнуть технологическую цепочку. Если на первых двух этапах мы закрываем радарное и навигационное направления, то далее мы сможем сами производить технологическую подкладку - печатные платы, специальные сплавы. Кроме того, в состав корпорации войдут компании, которые будут заниматься доработкой оборудования и аналитическими исследованиями. Президентский указ по третьему этапу пока еще находится в стадии подготовки.

- Рязанский приборостроительный завод, который вы планируете присоединить к корпорации, входит в РСК "МиГ". Каким образом он будет передан корпорации?

- С Рязанским приборостроительным заводом никаких проблем нет - это госпредприятие, которое необходимо акционировать. Единственная загвоздка - секретным указом президента в 1996 г. завод был переведен в состав РСК "МиГ". И сейчас нужен новый указ, который бы вывел завод из "МиГа". Вопрос этот очень болезненный. Хотя уже есть согласие "МиГа", все равно, когда дело доходит до согласований, чиновники постоянно запрашивают дополнительные справки и документы. Я их отлично понимаю: они боятся, что "МиГ" будет растащен по кускам.

"МиГ" создавался как комплексная компания. В него включили и производителей двигателей, и приборостроителей. Оказалось, что включение в состав одной корпорации нескольких приборостроителей не дает того синергетического эффекта, на который рассчитывали. В такой ситуации предприятию наносится больше вреда, чем пользы. Особенно если у головной компании возникли какие-либо трудности. Принято решение перевести рязанский завод в нашу компанию, специализирующуюся на производстве бортового оборудования.

Таким образом, рязанское производство в составе "Аэрокосмического оборудования" будет работать и на "Сухой", и на "МиГ", и на экспортные рынки. Да вот посмотрите: ни одна западная авиастроительная компания не держит у себя в составе производителей бортового оборудования, вспомогательных систем. Мы к этому тоже идем.

Мы рассчитываем, что рязанский завод вскоре будет передан в корпорацию. Мы уже закупили оборудование для него на десятки миллионов долларов, но пока не устанавливаем его - ждем указа. Вдруг придется создавать новые производственные мощности - тогда мы это оборудование задействуем. Рязанский завод не уникален, и в России есть еще у кого закупить радарные системы, например у "Ленинца".

- Какова структура управления корпорацией? Насколько я знаю, в каких-то предприятиях вы докупали акции, чтобы увеличить переданный вам госпакет.

- Во всех предприятиях мы владеем либо контрольным пакетом акций, либо таким пакетом, который фактически является контрольным. Например, на одном из заводов несколько тысяч акционеров, разбросанных по всей стране, а у нас - 40% акций. То есть мы можем полностью контролировать процесс.

Тамбовский завод "Электроприбор", Улан-Удинское производственное объединение и Ростовский часовой завод. Изначально нам были переданы блокирующие пакеты акций этих предприятий, но сейчас они уже доведены до контрольных. Контрольные пакеты акций у нас уже есть в петербургских заводах "ТЭМП" и "Пирометр", воронежском "Электроприборе", таганрогском КБ счетных систем. То есть мы последовательно приобретаем активы, формируя холдинг. Лишнего не берем, но то, что нам нужно, покупаем. Задача стоит следующим образом: наша компания на 51% принадлежит государству, и она, в свою очередь, должна контролировать заводы, входящие в холдинг. Этим она отличается от псевдоинтегрированных структур, создание которых сейчас лоббируется в правительстве.

Предприятия корпорации передаются формально. Все, что у нас сейчас есть, уже годами работает в единой технологической цепочке. Работа ведется на основании соглашений о консорциумах, которые подписаны предприятиями еще в 1988 - 1989 гг.

- Каким образом вы строите отношения с "Технокомплексом", вторым по величине производителем авионики в России? Пересекаетесь ли вы по каким-либо видам продукции? Собираетесь ли организовывать кооперацию с "Технокомплексом"?

- Мы, безусловно, пересекаемся по некоторым направлениям. В свое время мы вообще предлагали создать единую компанию, и думаю, что рано или поздно к ней придем. Но есть амбиции руководителей предприятий, есть материальные интересы конкретных менеджеров. Я выступаю за максимально широкую интеграцию.

Раменский приборостроительный завод и Раменское КБ (являющиеся ядром "Технокомплекса") решили действовать на рынке самостоятельно. Я считаю, что это неправильный поступок - лучше работать всем вместе.

Сейчас ситуация такова: мы с "Технокомплексом" пересекаемся по некоторым позициям. Но у нас шире круг предприятий, и, например, по радарным комплексам мы занимаем большую часть рынка. Есть и сотрудничество по нескольким позициям, и я считаю, что его нужно расширять.

У нас есть система управления, которая позволяет контролировать предприятие. А что такое "Технокомплекс"? Он учрежден восемью предприятиями. При этом головная компания не владеет контролем над этими предприятиями. Так что "Технокомплекс" можно назвать дискуссионным клубом или отраслевой ассоциацией, но не холдинговой структурой в классическом понимании.

Меня удивляет, что вообще появился проект указа о создании концерна "Авионика" на базе "Технокомплекса". Он же ничего не контролирует на производствах. Это профанация идеи интеграции.

- Недавно Минобороны объявило о создании истребителя пятого поколения. Кто, на ваш взгляд, должен финансировать эту программу? Как вы относитесь к предложениям государства направлять на ее финансирование часть прибыли от экспортных заказов?

- Я считаю, что самолет пятого поколения - очень важный проект для страны. Разработка истребителя нового поколения - серьезный технологический прорыв. Я встречался на днях с группой программистов, которые стояли у истоков системы "Эльбрус". Сейчас они работают на Sun, продавая свои разработки. Почему же они не могут применить свои знания здесь, в России? Разработка истребителя пятого поколения - как раз шанс вот для таких людей. Мы можем по технологиям вовсю конкурировать с Западом.

С другой стороны, проект очень дорогостоящий. Кажется, что Россия его может не потянуть. В то же время мы видим, что идет накопление финансового потенциала: наступит время, когда не надо будет отдавать ежегодно $17 млрд внешнего долга. И тогда разумно будет направлять средства вот на такие проекты. Мне кажется, что государство изыщет средства и они будут не такими уж маленькими.

В то же время (глава ОКБ "Сухой") Михаил Погосян говорит о необходимости привлечения иностранных инвестиций. Например, Индия и Китай - наши потенциальные союзники, и они обладают достаточным финансовым потенциалом, но у них нет такого интеллектуального потенциала, как у России. Эти страны вполне могли бы принять участие в международной кооперации по созданию нового истребителя.

Меня мало кто поддерживает из руководителей предприятий, но средства от экспортных заказов необходимо направлять на новые разработки. Корпорация уже давно идет по этому пути: в настоящее время 5% со всех наших экспортных заказов идет на научную работу, и сейчас мы хотим увеличить вдвое этот процент. Причем отчисления идут не от прибыли, а от стоимости экспортных поставок. Это работа на перспективу.

- Вы работаете в основном на экспорт. Нет ли у вас планов по привлечению иностранного стратегического инвестора?

- На выставках мы ведем переговоры со многими западными компаниями. Пока не хочу раскрывать их названия - это коммерческая тайна. Мы вполне конкурентоспособны на мировом рынке, но как будет выглядеть интеграция с иностранными партнерами, я пока тоже не могу сказать.

О компании: ОАО "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование" создано в апреле 2000 г. в рамках реализации "Федеральной целевой программы реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998 - 2000 гг.". Минимуществу принадлежит 51% акций корпорации, остальные 49% - ОАО "Объединенный авиаприборостроительный консорциум". Корпорация контролирует 37 предприятий на территории России и Белоруссии, производящих и разрабатывающих авионику. Кроме того, в корпорацию входит около 200 вспомогательных дочерних компаний. В 2001 г. оборот корпорации составил около $270 млн.

Биография: Сергей Бодрунов родился в 1958 г. В 1980 г. закончил математический факультет Гомельского государственного университета, в 1990 г. - Школу менеджмента (Брюссель), в 1994 г. - докторантуру Российской экономической академии им. Плеханова. После учебы в университете работал научным сотрудником Научно-исследовательской лаборатории системного программирования Гомельского университета, директором Гомельского центра научно-технической информации, генеральным директором Белорусского республиканского центра научно-технической и деловой информации.

В 1992 г. Бодрунов стал заместителем гендиректора, а затем президентом ОАО "Пирометр" (Санкт-Петербург). С 1998 по 2000 г. занимал должность гендиректора ОАО "Объединенный авиаприборостроительный консорциум". С апреля 2000 г. - гендиректор ОАО "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование".

Кандидат экономических наук (1990 г.), доктор экономических наук (1995 г.), профессор, член-корреспондент Санкт-Петербургской инженерной академии.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка