Proua
6 сентября 2002, 15:36
Роковой И-180
Даже при условии, что в цель попадал бы только каждый второй снаряд, штурмовик Поликарпова мог уничтожить до 14 вражеских танков за один боевой вылет! Такой результативности стали добиваться лишь три десятилетия спустя вертолеты, вооруженные противотанковыми управляемыми снарядами.
Интересно отметить, но примерно к такой идее, которая легла в основу И-180, пришли и немецкие авиаконструкторы в 1943 году, предложив установить 88-мм противотанковое артиллерийское орудие на пикирующий бомбардировщик Ю-87. К тому времени советские танки уже во многом стали превосходить гитлеровские. Однако технические резервы немецкого бомбардировщика оказались использованными практически на 100%:
Если припомнить особенности ведения боевых действий - именно гитлеровский вермахт активно использовал так называемые танковые клинья для рассекающих прорывов вглубь территории завоевываемых стран, осуществляя тем самым охват и уничтожение противодействующих им армий (стратегия блицкрига). Такие штурмовики могли бы противостоять молниеносным немецким прорывам вглубь страны и, соответственно, не пришлось нам тогда эвакуировать промышленность. А сколько можно было избежать колоссальных жертв и разрушений, смерти миллионов наших соотечественников... Но увы... В то время было принято решение о принятии на вооружение Ил-2, который мог уничтожить не более 2-3 танков за один боевой вылет:
Отвечая на вопрос: "Почему так случилось?", сегодня многие исследователи останавливаются в основном на субъективном факторе - выборе "отца народов" и не замечают или не хотят замечать, объективные факторы. Поликарпов в двадцатые и тридцатые годы был самым продуктивным создателем истребителей. Его И-15 и И-16 хорошо зарекомендовали себя в воздушных боях в Испании и Китае, а И-153 блестяще показал себя в небе Монголии. К сожалению, эти самолеты к началу Великой Отечественной войны уже устарели и не могли вести воздушный бой на равных с немецкими "мессершмиттами".
С конца тридцатых годов для Николая Николаевича наступила черная полоса неудач. На его новой машине И-180 в первом вылете в декабре 1938 г. разбился Валерий Чкалов. Затем при испытании И-180 погиб летчик Томас Сузи. Третий опытный экземпляр этого самолета вынужденно покинул в штопоре Афанасий Прошаков. В 1939 г. Поликарпов создал бомбардировщик СПБ (скоростной пикирующий бомбардировщик). Самолет изо всех представленных на государственные испытания имел самые лучшие тактико-технические характеристики. Однако 27 апреля 1940 г. потерпел катастрофу его первый экземпляр. Погиб летчик-испытатель Герой Советского Союза Петр Головин и два члена его экипажа.
Вскоре разбился и второй самолет. Вновь погиб весь экипаж во главе с летчиком-испытателем Липкиным. Итак, за два года были потеряны пять опытных самолетов Поликарпова, не стало восьми отличных пилотов, в том числе таких знаменитых, как Чкалов и Головин. Не все эти ЧП оказались связаны с недостатками конструкции самолетов. Имели место и ошибки в управлении машинами. Вместе с тем отмечались недостатки в организации летных испытаний, а это уже сфера ответственности главного конструктора. Как видим, у "властей" были основания усомниться в возможности Поликарпова реализовать проект нового истребителя И-200.
Одной из основных технических причин был ненадежный двигатель на И-180. Как потом подтвердили официальные испытания мотора М-88 на станке в мае 1939 г., "отсутствует приемистость с малого газа при различном тепловом его состоянии". То есть, при быстром перемещении рычага управления мотором с малого газа (малых оборотов) на увеличение оборотов (при даче газа) независимо от температурного режима, мотор М-88 останавливался. Такое явление, как представляется многим специалистам, и произошло на моторе самолета И-180, когда понадобилось увеличить обороты для уточнения места приземления, мотор заглох - произошла катастрофа.
Только лишь в январе 1940 г. мотор М-88 был принят на вооружение Советских ВВС и запущен в крупное серийное производство (притом - еще недостаточно доведенным).
Напомним, что еще в 1937 г. известным авиаконструктором С.В.Ильюшиным началось проектирование бронированного штурмовика БШ-2 (Ил-2), а самолет был запущен в массовое производство лишь в начале 1941 г. Причина задержки - не было мотора, подходящего для самолета такого типа.
Только через 40 лет идею Поликарпова смогли реализовать американские авиаконструкторы на штурмовике А-10:...
Авторские права на данный материал принадлежат «Proua». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 27, 2025
Группа "Аэрофлот" увеличивает частоту рейсов на Дальний Восток в зимний период повышенного спроса
Ноябрь 24, 2025
Двигатель, открывающий новые горизонты
Ноябрь 28, 2025
Конкурс "Авангард науки" в ИРНИТУ: повышаем эффективность беспилотников и создаем интеллектуального помощника для мониторинга металла
Ноябрь 28, 2025
В главной авиагавани Камчатки открылась комната матери и ребенка