Ежедневные Новости
19 сентября 2002, 17:21
Основоположник "черной акулы"
Аэропланы летели на малой высоте. Отчетливо были видны красные звезды на крыльях. Николай, как завороженный, смотрел им вслед... Разыскав к вечеру стоянку краснозвездной эскадрильи, он долго не мог отойти от машин. Хотелось понять суть и природу летательной техники. Тогда он, студент Томского технологического института, еще не мог предположить, что авиация станет делом всей его жизни. Но мечта зародилась.
В 1923 году Николай Камов блестяще заканчивает институт. Отвергнув многочисленные лестные предложения, он едет в Москву и с дипломом инженера устраивается простым практикантом на завод Юнкерса в Филях, где выпускалась малая серия передового по тем временам самолета Ю-13. Он работает слесарем, механиком, испытателем моторов, изучая одновременно аэродинамику, методы расчетов на прочность и другие авиационные дисциплины. Камов увлечен идеей создания летательного аппарата, который мог бы взлететь вертикально. И вот, наконец, Николаю Ильичу предоставляется возможность реализовать свои творческие замыслы: его приглашают в КБ Морского опытного самолетостроения (МОС) Дмитрия Григоровича. В то время в КБ МОС собралось много способной молодежи, среди которых были тогда еще неизвестные конструктора: Королев, Бартини, Самсонов, Бериев, Томашевич. Именно здесь в свободное от работы время Н.И. .Камов вместе со своим другом инженером Скржинским приступил к созданию своего первого летательного аппарата. Это был автожир КАСКР-1 - первый отечественный винтокрылый аппарат.
В то время многие конструкторы работали над созданием автожиров. Но только Камову с его талантом и инженерным чутьем удалось спроектировать удачную машину - первый в мире боевой автожир А-7. Автожир А-7 предназначался для ведения разведки и корректировки огня артиллерии.
Для строительства войсковой серии А-7 в 1940 году в Люберцах в районе станции Ухтомская на небольшом аэродроме ЦАГИ был организован авиационный завод N290. Николая Ильича назначили главным конструктором и директором завода, а его заместителем стал М.Л. Миль. Все складывалось удачно, но тут началась война. Завод эвакуировали на Урал. Стране было не до автожиров, и ОКБ Камова расформировали.
Но нужно было знать Николая Ильича, его увлеченность и одержимость. Уже в 1946 году он приступает к проектированию новой машины - сверхлегкого вертолета Ка-8 соосной схемы с мотоциклетным двигателем. Соосная схема тогда привлекала многих конструкторов. Инженерная разумность ее была очевидна: два винта один над другим вращаются в разные стороны и тем самым гасят реактивный момент, "экономя" мощность двигателя. Вертолет такой конструкции более компактный и маневренный, так как не имеет хвостового винта. Но эти видимые невооруженным глазом преимущества никому не удавалось превратить в работоспособную систему. Николай Ильич решил воплотить в жизнь "неподдающуюся схему".
Вертолет-малютка, как и автожир КАСКР, создавался на общественных началах. Ни времени, ни средств, а машина через год уже поднялась в воздух. Конечно, Камов строил ее не один. Неординарная личность Николая Ильича, как магнит притягивала таких же, как он, фанатиков авиации.
25 июля 1948 года вертолет Ка-8 принимал участие в авиационном параде в Тушино. Диковинная машина произвела впечатление своей оригинальностью и необычностью. Ка-8 взлетел вертикально с платформы грузовика "ЗИС" и завис у правительственной трибуны. Этот полет стал историческим. Он решил судьбу энтузиастов. На следующий день Н.И. Камов был приглашен в Министерство авиационной промышленности.
Заместитель министра предложил ему возглавить конструкторское бюро для постройки вертолета, подобного Ка-8, в интересах Военно-Морского флота. Ка-8 с его возможностью взлетать и садиться вертикально, исключительной маневренностью заинтересовал военных моряков. 7 октября последовал приказ министра авиационной промышленности о создании ОКБ-2. Этот день считается датой рождения КБ, ставшего впоследствии известной вертолетостроительной фирмой.
Так сложилось, что ОКБ "Камова" стало основным единственным разработчиком вертолетов для кораблей. И опять Николаю Ильичу пришлось идти непроторенными путями. Как обеспечить взлет и посадку вертолета на штормовой волне, как осуществить совместимость систем вертолета и корабля... Эти и другие проблемы вставали одна за другой. А, главное, вертолет должен выполнять боевую задачу вдали от корабля, оставаясь один на один с безбрежной водной стихией, а потом в любую погоду возвращаться снова На корабль, который за это время уходит на десятки километров.
Создание надежной противолодочной обороны в стране стало результатом усилий многих предприятий, институтов, но оно было бы невозможным без ОКБ "Камова".
О надежности "Камовских" машин говорит, например, тот факт, что боевой противолодочный вертолет Ка-25 более 30 лет успешно нес морскую боевую вахту в тяжелейших климатических условиях на всех широтах.
На сегодня самым значительным вертолетом, созданным учениками Камова, является Ка-50 ("Черная акула"), идея которого была еще сформулирована основоположником КБ. Первые пробные полеты этой уникальной машины состоялись еще в 1982 году. Затем последовали госиспытания (1984-1986), а с 1993 года вертолет рекомендован в серийное производство для нужд Российской армии. По своим качествам он превосходит все зарубежные аналоги. И все это стало возможным благодаря таланту Николая Камова....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ежедневные Новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 18, 2025
Аэрофлот удостоен премии "Время инноваций 2025" за отечественный комплекс техобслуживания и ремонта воздушных судов ИС "КУПОЛ"
Декабрь 19, 2025
Fox: в США разбился бизнес-джет Cessna 550
Декабрь 18, 2025
Аэропорт Николаевска‑на‑Амуре за ночь обслужит около 700 пассажиров
Декабрь 18, 2025
Пекин впервые принял самолет из Благовещенска