Ежедневные Новости
19 сентября 2002, 17:21
Основоположник "черной акулы"
Аэропланы летели на малой высоте. Отчетливо были видны красные звезды на крыльях. Николай, как завороженный, смотрел им вслед... Разыскав к вечеру стоянку краснозвездной эскадрильи, он долго не мог отойти от машин. Хотелось понять суть и природу летательной техники. Тогда он, студент Томского технологического института, еще не мог предположить, что авиация станет делом всей его жизни. Но мечта зародилась.
В 1923 году Николай Камов блестяще заканчивает институт. Отвергнув многочисленные лестные предложения, он едет в Москву и с дипломом инженера устраивается простым практикантом на завод Юнкерса в Филях, где выпускалась малая серия передового по тем временам самолета Ю-13. Он работает слесарем, механиком, испытателем моторов, изучая одновременно аэродинамику, методы расчетов на прочность и другие авиационные дисциплины. Камов увлечен идеей создания летательного аппарата, который мог бы взлететь вертикально. И вот, наконец, Николаю Ильичу предоставляется возможность реализовать свои творческие замыслы: его приглашают в КБ Морского опытного самолетостроения (МОС) Дмитрия Григоровича. В то время в КБ МОС собралось много способной молодежи, среди которых были тогда еще неизвестные конструктора: Королев, Бартини, Самсонов, Бериев, Томашевич. Именно здесь в свободное от работы время Н.И. .Камов вместе со своим другом инженером Скржинским приступил к созданию своего первого летательного аппарата. Это был автожир КАСКР-1 - первый отечественный винтокрылый аппарат.
В то время многие конструкторы работали над созданием автожиров. Но только Камову с его талантом и инженерным чутьем удалось спроектировать удачную машину - первый в мире боевой автожир А-7. Автожир А-7 предназначался для ведения разведки и корректировки огня артиллерии.
Для строительства войсковой серии А-7 в 1940 году в Люберцах в районе станции Ухтомская на небольшом аэродроме ЦАГИ был организован авиационный завод N290. Николая Ильича назначили главным конструктором и директором завода, а его заместителем стал М.Л. Миль. Все складывалось удачно, но тут началась война. Завод эвакуировали на Урал. Стране было не до автожиров, и ОКБ Камова расформировали.
Но нужно было знать Николая Ильича, его увлеченность и одержимость. Уже в 1946 году он приступает к проектированию новой машины - сверхлегкого вертолета Ка-8 соосной схемы с мотоциклетным двигателем. Соосная схема тогда привлекала многих конструкторов. Инженерная разумность ее была очевидна: два винта один над другим вращаются в разные стороны и тем самым гасят реактивный момент, "экономя" мощность двигателя. Вертолет такой конструкции более компактный и маневренный, так как не имеет хвостового винта. Но эти видимые невооруженным глазом преимущества никому не удавалось превратить в работоспособную систему. Николай Ильич решил воплотить в жизнь "неподдающуюся схему".
Вертолет-малютка, как и автожир КАСКР, создавался на общественных началах. Ни времени, ни средств, а машина через год уже поднялась в воздух. Конечно, Камов строил ее не один. Неординарная личность Николая Ильича, как магнит притягивала таких же, как он, фанатиков авиации.
25 июля 1948 года вертолет Ка-8 принимал участие в авиационном параде в Тушино. Диковинная машина произвела впечатление своей оригинальностью и необычностью. Ка-8 взлетел вертикально с платформы грузовика "ЗИС" и завис у правительственной трибуны. Этот полет стал историческим. Он решил судьбу энтузиастов. На следующий день Н.И. Камов был приглашен в Министерство авиационной промышленности.
Заместитель министра предложил ему возглавить конструкторское бюро для постройки вертолета, подобного Ка-8, в интересах Военно-Морского флота. Ка-8 с его возможностью взлетать и садиться вертикально, исключительной маневренностью заинтересовал военных моряков. 7 октября последовал приказ министра авиационной промышленности о создании ОКБ-2. Этот день считается датой рождения КБ, ставшего впоследствии известной вертолетостроительной фирмой.
Так сложилось, что ОКБ "Камова" стало основным единственным разработчиком вертолетов для кораблей. И опять Николаю Ильичу пришлось идти непроторенными путями. Как обеспечить взлет и посадку вертолета на штормовой волне, как осуществить совместимость систем вертолета и корабля... Эти и другие проблемы вставали одна за другой. А, главное, вертолет должен выполнять боевую задачу вдали от корабля, оставаясь один на один с безбрежной водной стихией, а потом в любую погоду возвращаться снова На корабль, который за это время уходит на десятки километров.
Создание надежной противолодочной обороны в стране стало результатом усилий многих предприятий, институтов, но оно было бы невозможным без ОКБ "Камова".
О надежности "Камовских" машин говорит, например, тот факт, что боевой противолодочный вертолет Ка-25 более 30 лет успешно нес морскую боевую вахту в тяжелейших климатических условиях на всех широтах.
На сегодня самым значительным вертолетом, созданным учениками Камова, является Ка-50 ("Черная акула"), идея которого была еще сформулирована основоположником КБ. Первые пробные полеты этой уникальной машины состоялись еще в 1982 году. Затем последовали госиспытания (1984-1986), а с 1993 года вертолет рекомендован в серийное производство для нужд Российской армии. По своим качествам он превосходит все зарубежные аналоги. И все это стало возможным благодаря таланту Николая Камова....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ежедневные Новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114