О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Чкалов в небе и на земле

Мой собеседник живет на даче в Серебряном Бору, доставшейся семье Чкалова после гибели Валерия Павловича. От метро "Полежаевская" сюда ходит 21-й троллейбус. С остановки видны большие железные опоры, а на указателе в их сторону написано "ул. Магистральная". То самое место, те самые опоры, о которые разбился Чкалов.

- Мы с сестрами и мамой все эти десятилетия пытались узнать правду о гибели отца. И узнали, когда со многих документов сняли гриф "секретно". Мы узнали, что "добро" на полет дал директор авиазавода Усачев, назначенный на эту должность за год до трагедии, и не имевший к авиации никакого отношения. Как выяснилось, пришел он из НКВД и был тайным агентом Берии. Комиссия по расследованию катастрофы насчитала 48 (!) недоработок и дефектов в испытываемом самолете И-180. Более того, многие части, в том числе крылья, были макетами, не приспособленными для испытания в воздухе.

Странно закончилась жизнь тех, кто был признан виновным в гибели отца. На следующий день после катастрофы сбросили с электрички ведущего инженера по проекту И-180 Лазарева. Начальник главка авиапромышленности отсидел пять лет, а когда вышел на свободу, был убит через сутки...

Рядом с нами за столом делает математику восьмилетний внук Валерия Чкалова Сашка. Сын от второго брака Игоря Валерьевича. Мальчишка - вылитый дед.

- Когда вырастешь, в летчики пойдешь? - спрашиваю его.

- Нет. Я еще не решил, кем стану.

А вот Игорь в этом же возрасте мечтал о небе...

- В 37-м году отец впервые взял меня, девятилетнего мальчишку, с собой в кабину самолета. Я хорошо запомнил тот день: мы летели на открытие канала "Москва - Волга", взлетели из Химок, конечно, у меня горели глаза от восторга, от восхищения. Отец мне сказал: "Ты, конечно же, хочешь стать летчиком. Но я категорически против. Лучше будь авиационным инженером. Ты будешь стремиться быть таким, как я. У тебя это может не получиться. Но ты ведь не сломаешься, не свернешь с пути. Этот путь очень опасный. Ты можешь разбиться, а мне ты нужен живым".

Завещание отца было исполнено.

-Отец окончил четыре летные школы: Егорьевскую теоретическую, Борисоглебскую, Ленинградскую и Серпуховскую. Затем еще и в Москве учился. В 1924 году отца - ему было всего двадцать лет - направили в 1-ю Краснознаменную эскадрилью в Ленинград. Над летчиками шефствовали студентки пединститута. На новогоднем балу Чкалов и познакомился с моей будущей мамой - Ольгой Эразмовной Ореховой. Она в тот вечер пела на сцене, а отец, когда она закончила выступление, собрался с духом и подошел к ней. В тот же вечер он предложил ей проводить ее до дома, и она согласилась. Они встречались почти два года, прежде чем поженились. А в 1927 году по просьбе своего отца, Павла Григорьевича, церковного старосты в Василевой Слободе, Валерий Павлович договорился с батюшкой одной ленинградской церкви и ночью привел Ольгу Эразмовну сюда венчаться. Для офицера Красной Армии это был довольно смелый поступок.

Три раза Чкалова сажали в тюрьму. "Воздушный хулиган", как его называли, любил поэкспериментировать в полете. Самый известный его трюк - пролет под мостом Невы. Кстати, сохранилась статья Чкалова "Как я летал под мостами". Значит, не один раз все-таки.

"Хулиганом" он пробыл до встречи со Сталиным в 1935 году. Тогда о нем уже заговорили как о новаторе. За короткую жизнь он разработал и выполнил 15 фигур высшего пилотажа, многие из которых спасли немало жизней летчиков в годы войны.

- Второго мая 1935 года на Ходынском поле проходил показ авиационной техники и полетов. Чкалов, в то время ведущий летчик-испытатель КБ имени Поликарпова, отпилотировал на И-16, вылез из самолета и увидел, что к нему направляется Сталин со свитой. Ворошилов представил: "Это тот самый воздушный хулиган Валерий Чкалов". Сталин сказал: "Мы разберемся, кто такой Чкалов!"

"Товарищ Чкалов, а почему вы при испытании новых самолетов не пользуетесь парашютом?" - спросил Сталин. Отец отвечает: "Я испытываю опытные, единственные образцы техники. И моя задача - его посадить, чтобы разобраться со всеми недостатками. И, кроме того, новая техника очень дорога". Тогда-то и прозвучала фраза, перевернувшая жизнь Чкалова.

Сталин сказал: "Запомните, ваша жизнь нам дороже любой машины!"

Конечно, для отца это были очень значимые слова. Он пришел домой, обнял нас с мамой и гордо так говорит: "Лелик! (так он называл маму) Слышала бы ты, что сейчас мне сказал Сталин!.."

- А мама ваша как относилась к летным экспериментам отца?

- Она была женой летчика-испытателя. Этим многое сказано. Мама никогда не пыталась его в чем-то переубедить или отговорить. Она была ему другом и помощником. И отец это очень ценил. Однажды на торжественном приеме в Кремле, где они были вместе, Сталин поднял тост за Ольгу Эразмовну. А Валерий Павлович добавил: "Все, чего я достиг в жизни, я обязан моей очаровательной, милой жене, моему верному другу и самому близкому человеку".

Когда отца пригласили работать в Москву, мы поселились в коммуналке на Ленинградском проспекте. А после легендарного перелета на Дальний Восток, перед полетом в Америку, нам дали большую квартиру на Садово-Земляном Валу. После гибели отца эта улица носила его имя. А сейчас это снова Земляной Вал. Нашими соседями были Георгий Филиппович Байдуков, композитор Прокофьев, писатель Маршак, художники Кукрыниксы. Сейчас там живет моя сестра Валерия с мужем, и она постаралась сохранить в квартире все так, как было при отце.

- Фамилия отца, наверное, не раз помогала вам в жизни?

- Вы ошибаетесь - чаще мешала. Меня дважды исключали из партии, одиннадцать раз представляли к званию генерала, но я так и остался полковником. Хотя почти 15 лет проработал на генеральской должности. В 58 лет я ушел на пенсию. Дело все в том, что у меня характер чкаловский. И я всегда говорил правду людям в глаза, невзирая на чины и звания.

- После легендарного перелета в июне 1937-го на американский континент Валерий Чкалов стал известен всему миру. Как встречали советских летчиков в США?

- Они должны были приземлиться в Портленде но, когда увидели тысячи людей, встречающих их, отец решил искать другое место посадки: "Иначе нас постигнет участь Линдберга", - сказал он. (Американский летчик Эрик Линдберг совершил первый перелет через Атлантику из США во Францию. Встречающая толпа растащила весь самолет по винтику, а самого летчика оставила в трусах - всю одежду разорвали на сувениры). В итоге они приземлились на небольшом военном аэродроме Ванкувера.

Когда наших летчиков пригласили в Белый дом, Рузвельт встречал их в своем кабинете, стоя рядом со своим инвалидным креслом. Такого внимания президент, говорят, не оказывал больше никому.

- Что отец привез из Америки?

Привез не барахло, а набор пластинок: Шаляпина, Чайковского, Бородина, Штрауса...

- А вам какие подарки достались?

- Машинку мне привез и часы. Мои первые в жизни настоящие часы на цепочке.

Отец очень хорошо разбирался в людях,мог безошибочно разглядеть плохие и хорошие стороны в человеке. Сталин, уговаривая его возглавить НКВД, сказал: "Ты, Валерий Павлович, справишься с этой должностью. У тебя есть дар - видеть насквозь человека. Ты вспомни, сколько людей ты спас от тюрьмы и расстрела и сколько мы на этой почве ругались".

Отцу, действительно, приходилось, пользуясь своим авторитетом, ходить на прием к Иосифу Виссарионовичу и просить за кого-то. Был даже случай, когда, выходя из кабинета Сталина, Чкалов так хлопнул дверью, что советник вождя в приемной подпрыгнул на кресле. И все же отец смог убедить Сталина дать ему отсрочку от предлагаемой должности и закончить испытания нового самолета.

- Правда, что последние месяцы жизни Валерий Павлович держал под подушкой револьвер? Чего он опасался?

- Он больше года не расставался с пистолетом. Видимо, были на то причины. Ведь на него покушались семь раз - нападали на улице с ножом, пытались подстроить катастрофу поезда, когда он был кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР. Разное было. Он не любил обсуждать в семье вопросы политики. Поэтому мы многое из того, что его беспокоило, чего он опасался, уже никогда не узнаем.

- Как вы узнали о его гибели?

- В этот день, 15 декабря 1938 года, я ушел в школу рано, а отец еще спал - ему на аэродром надо было к 11 ехать. Ушел, и я с ним не попрощался. В школе я был какой-то рассеяный, что-то меня тревожило, а что - понять не мог. Вернулся домой и каждый раз, когда хлопала дверь лифта, выбегал на лестницу смотреть - не отец ли вернулся? Потом к нам пришел сын Василия Ивановича Чапаева Аркадий, тоже летчик. Он жил в нашем доме. Я его у лифта встретил. Спрашивает: "Мама дома?" "Произошло несчастье, авария, - сказал Аркадий маме. - Но вы не переживайте - он живой, с ним все нормально". Мама ответила: "Знаешь, дорогой Аркаша, я жена летчика-испытателя и всегда ко всему готова. Говори правду, разбился?"

Я не поехал смотреть его в гробу... Был только на Красной площади после кремации, когда его хоронили. Я стоял рядом со Сталиным. Он прижал меня к себе, я поднял голову и увидел на его лице слезы...

При заходе на посадку у самолета отказал двигатель. На пути падающего самолета стоял барак. Чкалов стал убирать шасси, чтобы перелететь его, но, как потом выяснилось, они были законтрены. Он отвернул в сторону и врезался в железную опору. Его выбросило на землю, и головой Чкалов ударился о железную балку. Тогда еще защитных гермошлемов не было... Ударом перебило мозжечок. Летчик был жив еще два часа.

- В 1962 году я был в Боткинской больнице, куда в свое время привезли отца, навещал там приятеля. И так получилось - познакомился с главврачом. Тогда в 38-м он, работая дежурным врачом, принимал отца. "Если бы техника и возможности, - сказал он мне, - были такие же, как сегодня, может быть, мы и спасли бы вашего отца".

Чкалов мечтал иметь шестерых детей. Но родились трое. В январе 28-го - Игорь, Валерия - в мае 35-го, Ольга - спустя семь месяцев после гибели отца. Ольга Эразмовна, жена летчика, умерла в 1997 году на 96-м году жизни....
Авторские права на данный материал принадлежат «Трибуна». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка