О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Открытое небо

В конце апреля в Москве состоится внеочередное собрание акционеров ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей"" объединившего почти всех разработчиков и производителей средств противовоздушной обороны. Главный вопрос повестки дня - избрание нового генерального директора предприятия. После неожиданной отставки 14 февраля прежнего руководителя концерна Юрия Свирина, ушедшего со своего поста, согласно официальной версии, "по состоянию здоровья", это место остается вакантным. Сейчас обязанности гендиректора временно исполняет заместитель Свирина по заказам и поставкам Игорь Климов.

Г-н Климов в оборонке человек новый, зато он долгое время проработал в спецслужбах, где приобрел богатый опыт взаимодействия с людьми. На работу в "Алмаз-Антей" Игорь Климов был назначен по прямому указанию заместителя главы администрации президента России генерала ФСБ Виктора Иванова, который по совместительству председательствует в совете директоров Концерна ПВО. В том, что именно г-н Климов будет избран новым гендиректором концерна (причем скорее всего единогласно), никто не сомневается - другой проходной кандидатуры на этот пост просто нет.

Перед новым гендиректором встанет ряд неотложных задач, которые ему предстоит решить в самое ближайшее время. По словам самого Игоря Климова, это, во-первых, включение концерна в гособоронзаказ по ряду тем и определение его головным исполнителем по экспортным контрактам, заключенным "Рособоронэкспортом" по всей номенклатуре выпускаемой предприятиями концерна продукции, а во-вторых - получение лицензии на право самостоятельной внешнеэкономической деятельности. Но главное, что должен будет сделать новый руководитель на своем посту, - примирить противостоящие друг другу группировки конструкторов и директоров предприятий, сформировав единую управленческую структуру концерна. То есть безболезненно интегрировать две научные школы разработчиков средств ПВО - "Алмаза" и "Антея", создав на их базе одну команду, которая будет разрабатывать систему ПВО пятого поколения.


Академик против академика

Пока все попытки Игоря Климова заняться интеграцией научных школ терпели фиаско. А последняя из них едва не закончилась крупным скандалом. Месяц назад нынешний генеральный конструктор концерна ПВО академик Вениамин Ефремов написал заявление об уходе и вручил его Виктору Иванову. По сведениям "Эксперта", таким образом г-н Ефремов выразил свое несогласие с предложением руководства концерна сконцентрировать усилия на разработке новой системы ПВО С-400, создаваемой в НПО "Алмаз" под руководством бывшего генерального конструктора, а ныне научного руководителя этого предприятия академика Бориса Бункина. Кстати, С-400 спешно переименовали в "Триумф", так как старое название этого комплекса вызывало у г-на Ефремова аллергию.

История конфликта между Бункиным и Ефремовым уходит своими корнями еще в сталинскую эпоху (подробнее см. "Эксперт" N33 за 2001 год). Все советские годы они создавали абсолютно идентичные по боевым параметрам, но совершенно разные по конструкторскому исполнению системы ПВО. Самым ярким примером дублирования разработок "Алмаза" и "Антея" стали комплексы С-300. "Алмаз" создал С-300П для ВВС на колесах, а "Антей" - С-300В для сухопутных войск на гусеницах. При каждом удобном случае конструкторы "Алмаза" и "Антея" доказывали властям, что именно их система лучше. И хотя правительство никогда не вмешивалось в конфликт между академиками, Бункина наши власти все-таки отмечали особо. Борис Васильевич, считавшийся ближайшим сподвижником патриарха нашей противовоздушной обороны Александра Расплетина и продолжателем его школы, дважды удостаивался звания Героя социалистического труда. Тогда как Вениамин Павлович Звезду героя получил всего один раз. Его даже прозвали "вечно вторым" генеральным конструктором. Отношение властей к Бункину и Ефремову отразилось не только на наградах, но и на заказах на разрабатываемую ими технику. По приблизительным оценкам, в общей сложности в нашей стране было произведено более 150 дивизионов С-300П и всего около пятидесяти С-300В (в одном дивизионе может быть до восьми пусковых установок).

Однако подписанный Владимиром Путиным в апреле прошлого года указ о создании Концерна ПВО предусматривал переименование именно концерна "Антей" в концерн ПВО "Алмаз-Антей", а потом присоединение к нему НПО "Алмаз" и еще трех десятков предприятий кооперации второго и третьего уровней. Поэтому пост генерального конструктора в новой интегрированной структуре автоматически достался Вениамину Ефремову. Заняв эту должность, г-н Ефремов стал активно лоббировать внедрение в производство своих разработок, в частности системы дальнего радиуса действия "Антей-2500" (250 км), тогда как систему С-400 (300 км) отложил в долгий ящик. Более того, по нашим данным, г-н Ефремов твердо настаивал на том, чтобы и перспективную систему ПВО пятого поколения тоже сделали на гусеницах. Принятие такого решения означало бы умерщвление кооперации, выстроенной в свое время под "Алмаз" (КБ "Факел", Московский радиотехнический завод и другие предприятия). Но далеко не факт, что это позволило бы загрузить крупными заказами кооперацию "Антея" (КБ "Новатор", завод "Купол" и проч.) - "гусеничные" системы ПВО в мире популярностью не пользуются. Поэтому Вениамин Ефремов на свое предложение получил отказ. Пикантность этой ситуации в том, что Ефремова на посту генконструктора концерна некем заменить. Восьмидесятидвухлетний Борис Бункин лишь формально числится научным руководителем "Алмаза" - на самом деле он уже давно отошел от дел. А его преемник, нынешний генконструктор "Алмаза" Александр Леманский, не подходит на этот пост в силу узости своей специализации. Леманский - один из лучших в мире разработчиков антенн и радаров, но у него нет "расплетинского видения системы ПВО в целом", которым должен обладать генконструктор, проектирующий комплекс нового поколения. Да и вся конструкторская школа "Алмаза" в последние годы сильно оскудела. По признанию гендиректора этого предприятия Игоря Ашурбейли, за годы реформ из "Алмаза" только в представительство Samsung ушло около сотни высококлассных специалистов. Поэтому Виктор Иванов отставку Ефремова принять не решился, пообещав ему еще раз внимательно изучить вопрос о технических характеристиках перспективной системы ПВО. Между тем неспособность руководителей Концерна ПВО выработать внятную производственную политику привела к резкому обострению ситуации как внутри самого концерна, так и вокруг предприятий, в него входящих. В результате стал разрастаться многовекторный конфликт.

Кремль вопросов не решает

Как признался 19 марта на расширенной коллегии Российского агентства по системам управления (РАСУ) его гендиректор Геннадий Козлов, "с концерном есть проблемы, его формирование идет сложно". Г-н Козлов отметил, что, поскольку создание концерна произошло "сверху" и многие директора предприятий узнали, что они вошли в "Алмаз-Антей", из газет, во взаимоотношениях возникли трения. Согласно постановлению правительства "Об ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей"", необходимо преобразовать в открытые акционерные общества двадцать пять ФГУПов, а также осуществить передачу находящихся в государственной собственности акций семи акционерных обществ в уставный капитал концерна. По состоянию на конец марта уже изданы распоряжения о приватизации двадцати двух ФГУПов. Большинство руководителей акционируемых ФГУПов в концерн ПВО входить не хотят. При этом они соглашаются выражать свою позицию только на условиях анонимности. Единственным, кто не побоялся заявить о своем недовольстве открыто, стал один из руководителей Лианозовского электромеханического завода (ЛЭМЗ) генерал-майор Александр Демин. В интервью "Эксперту" г-н Демин сообщил, что считает постановление правительства о преобразовании ФГУПов, входящих в Концерн ПВО, в акционерные общества с последующей приватизацией незаконным. По его словам, оно противоречит основам конституционного строя России, в частности пункту "д" статьи 114 Конституции РФ, согласно которому правительство осуществляет только управление федеральной собственностью, но не может ее отчуждать без согласия парламента. "По сути сейчас распоряжение федеральной собственность поставлено в зависимость от прихоти проворовавшегося чиновничества", - говорит генерал Демин. В интервью "Эксперту" Александр Демин заявил, что уже подал жалобу в Конституционный суд и надеется на положительное решение. По его словам, шансы на победу есть. Любопытно, что у гендиректора РАСУ Геннадия Козлова внятной позиции на этот счет нет. В середине марта г-н Козлов заявил агентству "Интерфакс" буквально следующее: "Не все здесь пока понятно. Наиважнейший вопрос - следует ли вообще акционировать оборонные предприятия и их приватизировать - остается открытым".

Еще один директор оборонного завод, тоже недовольный тем, что оказался в Концерне ПВО, высказался еще резче: "Я не понимаю, зачем мне интегрироваться в "Алмаз-Антей". У них нет плана действий, поэтому они по любому вопросу ездят в Кремль, но, что удивительно, Кремль вопросов не решает". И это чистая правда. С момента образования Концерна ПВО прошел уже год, но эта структура при всем лоббистском потенциале Виктора Иванова так и не смогла получить лицензии даже на производственную деятельность, не говоря уже о лицензии на право самостоятельного экспорта своей продукции. В результате под угрозой срыва оказался крупный контракт с Китаем. В декабре 2001 года между Россией и Китаем было подписано соглашение, согласно которому наша страна в счет погашения долга произведет и поставит КНР четыре дивизиона С-300ПМУ-2 "Фаворит" на сумму 462 млн долларов. Но из-за отсутствия лицензии у Концерна ПВО его руководители не могли распределить субконтракты между подрядчиками. Выход был найден только на днях. Предприятия, обладающие лицензиями на производство, сами договорились с Минфином (именно это ведомство регулирует погашение долга и частично финансирует производство) и между собой и стали делать системы ПВО для Китая, не дожидаясь решения сверху.

Несостоявшийся экспорт

Медлительность в принятии решений, а точнее, их полное отсутствие, уже дорого обошлась России. Наша страна упустила возможность заключить ряд крупных сделок на поставку систем ПВО в регион Ближнего Востока. В конце прошлого года во время своего визита в Россию король Иордании Абдалла II обратился к президенту Путину с просьбой о скорейшей продаже трех дивизионов С-300ПМУ-2. Кстати, за последние два года Абдалла трижды посещал Россию для обсуждения вопросов ВТС - это беспрецедентная частота визитов ближневосточного монарха в одну европейскую страну за столь короткое время. Острую необходимость в комплексах С-300ПМУ-2 глава хашимитского королевства мотивировал тем, что ему нечем сбивать иракские и израильские ракеты, которые, возможно, будут пролетать через территорию его страны. Однако, как заявил министр информации Иордании Мухаммед аль-Адван, сделка не состоялась из-за того, что российская сторона не может придерживаться необходимого иорданцам графика поставок. "Русские отложили поставку до конца года вместо середины февраля", - заявил в Аммане местному телевидению один из подчиненных аль-Адвана. В результате официальный Амман обратился с просьбой о скорейшей продаже систем ПВО к Германии и Дании.

Кроме того, мы так и не сумели заключить контракт на разработку новой системы ПВО в интересах Объединенных Арабских Эмиратов. ОАЭ еще с середины 90-х интересуются нашими комплексами ПВО. Прямо накануне войны в Ираке арабы предложили России профинансировать доводку комплекса С-400, намереваясь выделить на это 2,5-4 млрд долларов, но переговоры зашли в тупик. По словам Игоря Ашурбейли, на то, чтобы реализовать соглашение, видимо, нет политического решения. В интервью "Эксперту" г-н Ашурбейли заявил, что "сегодня "Алмаз" готов к созданию комплексной системы ПВО для ОАЭ, но если нас будут зажимать и препятствовать заключению таких контрактов, то может прийти время, когда мы не сможем этого сделать. Все к этому идет".

Неприятности нас преследуют не только в странах Ближнего Востока, но и в Индии. На рынке этой страны мы стремительно теряем свои позиции уже два года подряд. Так, предприятие, входящее в Концерн ПВО, НПО "Альтаир", специализирующееся на создании морских комплексов ПВО, создало непригодный к эксплуатации комплекс "Штиль-1". Его предполагалось установить на трех фрегатах, заказанных у нас Индией за 1 млрд долларов. Но в начале января этого года во время зачетных стрельб из "Штиля" ракета сразу же после пуска потеряла управление и автоматически самоуничтожилась. В результате, по словам заместителя гендиректора "Рособоронэкспорта" Виктора Камардина, "Штиль" отправлен на доработку, а исполнение контракта с индийцами задерживается на неопределенное время. Беда еще и в том, что аналогов "Штиля" - современных морских комплексов ПВО среднего радиуса действия - в России нет. Поэтому сейчас наши власти в качестве выхода из сложившейся ситуации рассматривают возможность заменить "Штиль" на израильский "Барак" или французский "Астер", чтобы не сорвать контракт с Индией. Из-за этого наши отношения с Индией в сфере ВТС были здорово подпорчены. И то, что на последней выставке в Бангалоре индийцы объявили о намерении закупить израильские системы ПВО Arrow-2, тогда как могли бы купить наши С-300, уже никого не удивило. Самое обидное то, что Arrow-2 представляет собой всего-навсего плохую копию нашей "трехсотки". Дело в том, что генеральный конструктор Arrow-2 В. Е. Черномордик в советское время работал в "Алмазе" над созданием С-300 в группе Бориса Бункина. Эмигрировав в Израиль, г-н Черномордик прихватил с собой почти все чертежи нашей системы, но создать достойный аналог там не смог - Arrow-2 существенно уступает С-300 по техническим характеристикам. Тем не менее Arrow-2 принята на вооружение армии Израиля и теперь, судя по всему, будет продана Индии.

Не получая дохода от экспорта систем ПВО, наша страна не сможет разработать новый комплекс пятого поколения. Это неизбежно приведет, во-первых, к вытеснению России с мирового рынка средств ПВО Соединенными Штатами, а во-вторых, к потере обороноспособности нашей страны. США уже десять лет ведут интенсивные работы над созданием новой системы ПВО THAAD (The Theater High Altitude Air Defence) стоимостью 10 млрд долларов. Эта система предназначена для поражения ракет малой и средней дальности на пассивном участке траектории. THAAD должна обеспечить защиту баз и группировок войск США за рубежом, а также близлежащих к ним городов с их инфраструктурой. В период с 1995-го по 1999 год проведено уже более десяти испытаний этой системы. Пентагон собирается начать полномасштабное производство THAAD в 2007-2008 годах, а с 2010 года Raytheon и Lockheed Martin начнут поставлять эту систему на мировой рынок. В России же пока работы по аналогичной системе находятся в зародыше. Как известно, от инженерной записки до принятия новой системы на вооружение проходит десять-пятнадцать лет. Но у России денег нет не только на создание новой системы ПВО, но и на поддержание в боеготовности существующих комплексов С-300. Если непосредственно перед развалом СССР только Московский регион обороняло около сорока комплексов ПВО, то сейчас на постоянном боевом дежурстве стоит примерно двадцать систем ПВО во всей европейской части России. При этом, как говорит Игорь Ашурбейли, большая часть этих ЗРК поставлена в 80-е годы и срок их эксплуатации подходит к концу.

Что надо сделать

Итак, пока Игорю Климову не удалось решить ни одну из поставленных перед ним стратегических задач. Концерн ПВО трещит по швам, а его руководство демонстрирует полную недееспособность.

Впрочем, это не означает, что сама идея создания Концерна ПВО плоха. Как раз наоборот. Все опрошенные нами эксперты в военно-промышленном комплексе говорят, что в России первым делом нужно устранить внутреннюю конкуренцию среди разработчиков, в том числе сухопутных средств ПВО. Но это потребует политического решения. Какую-то одну тематику "Алмаза" или "Антея" все равно придется закрыть. По мнению гендиректора центра АСТ Руслана Пухова, наиболее целесообразно "Антею" сосредоточиться на производстве "Торов", а "Алмазу" на С-300 и С-400. Только на эти системы ПВО, выпускаемые концерном "Алмаз-Антей", в мире есть спрос. Другую "гусеничную" тематику "Антея", в том числе С-300В, нужно закрыть. Эти комплексы весом 40 тонн не находят покупателя, поскольку деформируют дорожное покрытие. Арабы же не хотят их покупать по другим соображения. "Они пачкают своими гусеницами наши экологически чистые пески, кроме того, боевой расчет в С-300В не может вести круглосуточное дежурство", - говорят представители арабских стран.

Как воздух России необходима и новая система ПВО пятого поколения. Но ее разработку надо вести опять-таки на базе "колесной" С-400. Сократив лишние программы и четко обозначив приоритеты, мы сможем рассчитывать на неплохой кусок рынка. По словам заместителя гендиректора центра АСТ Константина Макиенко, кроме ОАЭ до восьми дивизионов С-300 может купить Китай и еще четыре - Индия. Спрос на "Торы" еще больше. Помимо Греции желание закупить эти комплексы выразили Иран, Сирия, Алжир и Китай. Всего - 41 "Тор" на сумму 1,025 млрд долларов. Однако для реализации этих потенциальных контрактов необходимо действовать. Это понимает и Игорь Климов. В конце марта на оружейной выставке в Абу-Даби он заявил, что сейчас в суммарном экспорте российских вооружений доля ПВО колеблется от 4 до 8%, тогда как у наших основных конкурентов из США и Европы этот показатель в пять-шесть раз выше. Но дело тут не в качестве: наши системы ПВО пока еще не уступают своим западным аналогам. По словам Игоря Климова, "это прежде всего результат недостаточно продуманной маркетинговой политики, в которую концерном "Алмаз-Антей" будут внесены соответствующие коррективы, после чего Россия сможет довести объем продаж средств ПВО до двух миллиардов долларов в год и занять треть мирового рынка". Что ж, давно пора. От того, насколько эффективно новый гендиректор справится со своей задачей, будет зависеть судьба реформы ВПК в России. Ведь реорганизация концерна ПВО "Алмаз-Антей" послужит примером для руководителей всех сорока девяти оставшихся интегрированных структур, которые планируется создать в соответствии с программой развития российской оборонной промышленности....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка