О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"МиГи", бьющие в самое сердце

Истребители-бомбардировщики МиГ-23БН, как и истребители МиГ-23, хорошо зарекомендовали себя в большинстве военных конфликтов 1970- 1980-х гг. Так, с 6 по 11 июня 1982 г. полк сирийских ВВС нанес несколько ощутимых бомбовых ударов по целям в глубине израильских боевых порядков. Тогда "МиГи" совместно с истребителями-бомбардировщиками Су-22М выполнили 40 боевых вылетов, уничтожив 80 танков и более двух батальонов пехоты. В 1985-1987 гг. наши самолеты успешно применяли в Анголе для обработки боевых позиций и коммуникаций войск УНИТА и ЮАР. Когда под ударами кубинцев южноафриканские войска оставили очередной населенный пункт на юге страны - на стене полуразрушенного здания их взору предстала красноречивая надпись "буров": "Эти "МиГи" ударили нас в самое сердце!".

Во время ирано-иракской войны 1980-1988 гг. истребители-бомбардировщики - МиГ-23БН и МиГ-27 наносили удары по отдаленным нефтяным терминалам и морским целям в Персидском заливе (наиболее интенсивно - в 1986-1987 гг. в ходе так называемой "нефтяной войны"). Эффективность боевого применения иракской стороной разработок наших авиаконструкторов была довольно высока. Как и ущерб экономике Ирана, который оценили в 18, 6 млрд. долл. США. (Для сравнения: современный военный бюджет России ненамного превышает 9 млрд. долл.). Успешные действия иракской авиации существенно ограничили возможности иранцев по ведению наступательных военных действий и, в конечном счете, способствовали прекращению войны.

В небе Афганистана истребители-бомбардировщики МиГ-27 появились лишь осенью 1988 года. Это случилось 25 октября... Тогда на ВПП аэродрома Шинданд один за другим начали заходить самолеты, внешне напоминавшие истребители МиГ-23. Необычная форма носовой части их фюзеляжа вызвала живой интерес афганских летчиков, уже освоивших МиГ-21 и Су-20. Впрочем, эта новость "местного значения" вскоре стала международной, когда в начале ноября "Голос Америки" сообщил, что СССР ввел на территорию Афганистана новые высотные бомбардировщики МиГ-27...

Первоначально вызывало недоумение то, что самолет, специально созданный для поражения наземных целей, так долго ждал своей очереди, а его "старший брат" - истребитель МиГ-23, предназначенный для поражения в основном воздушных целей, - постоянно участвовал в боевых действиях в небе Афганистана. Тем более, что еще осенью 1985 года 134-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков (апиб), вооруженный самолетами МиГ-27Д, планировалось перебросить через южную границу СССР...

Непосредственные участники описываемых событий объясняют эту задержку двумя основными причинами. В 1985 году у моджахедов на вооружении появились ПЗРК "Стингер", увеличившие потери среди советских самолетов и вертолетов. Система выброса пассивных помех КДС-23 на МиГ-27 надежно защищала машину от ракет с ТГСН при условии отстрела двух ИК-ловушек с интервалом не более 3 с при скорости полета 900 км/ч. Но при этом их запас (12 штук) обеспечивал безопасный полет на участке протяженностью всего 4, 5 км. В боевых условиях этого было явно недостаточно.

Кроме того, МиГ-27 имел ряд жестких ограничений по энергоемкости колес шасси, что не позволяло использовать его с горных аэродромов, особенно в летнее время. Впоследствии, после доработки, предельно допустимую скорость отрыва самолета удалось увеличить до 405 км/ч, а посадочную - до 360 км/ч.

Возможно, существовали и другие причины, хотя и двух перечисленных было вполне достаточно, чтобы не спешить с отправкой МиГ-27 в Афганистан без соответствующей доработки.

Дело затянулось почти на два года и лишь в 1987 году, в ходе регламентных работ, выполнявшихся силами ИАС полка и специалистов МАП, самолеты оснастили новой системой выброса пассивных помех ВП-50-60, имевшей 60 ИК-ловушек. Когда был подписан акт о завершении доработок - по полку поползли слухи о скорой командировке в Афган..

Решение о выводе войск из ДРА резко подняло роль авиации. Теперь ей предстояло практически полностью взять на себя функции прикрытия, ранее отводившиеся наземным войскам. Возросло и количество целей, поскольку противник опирался на крупные базовые районы, располагал обустроенными складами и мастерскими, убежищами и разветвленными системами огневых позиций.

Летчикам 40-й армии приходилось практически ежедневно наносить бомбово-штурмовые удары (БШУ) по заранее разведанным объектам. Помимо баз и лагерей моджахедов в поле зрения авиации оказались места привалов и разгрузки караванов, а также сами караванные тропы. Кроме того, под удары с воздуха попадали населенные пункты, дававшие приют мятежникам, и с территории которых был замечен пуск "Стингеров"...

В этих условиях командование ВВС приняло решение о замене штурмовиков Су-25 на аэродроме Шинданд на более эффективные в сложившихся условиях истребители-бомбардировщики МиГ-27. К тому же было просто непозволительно упустить возможность проверить в деле представителя наиболее многочисленного парка машин этого класса (на 1 января 1988 года из 40 полков ИБА на вооружении 22 стояли самолеты МиГ-27 различных модификаций).

Передислокации в ДРА предшествовала интенсивная программа подготовки летчиков к боевым действиям в горной местности, составленная с учетом накопленного боевого опыта. Особое внимание в ней уделялось отработке посадки с крутой глиссады и тактических приемов атак наземных целей в условиях противодействия ПЗРК "Стингер". Причем последняя "особенность" была вовсе не излишней предосторожностью. Так, по данным разведки, в 1987 году в отряды моджахедов поступило 600 ПЗРК. В первом полугодии нашим войскам удалось захватить только 102 комплекса. Увеличившаяся концентрация "Стингеров" загоняла наши самолеты все выше и выше. И уже к 1988 году при нанесении авиаударов руководящие документы запрещали летчикам снижаться менее чем на 5000 м, а полет по маршруту рекомендовалось выполнять на высотах 7000-8000 м.

На аэродроме Шинданд до переброски МиГ-27, помимо МиГ-21 и Су-20 афганских ВВС, базировались Су-17МЗ и Су-25 ВВС СССР. Регулярно совершали полеты и самолеты ВТА. Процедура захода на посадку была одинаковой для всех: на малой высоте, с полувиража. У летчиков 134-го полка это не вызвало особых затруднений, поскольку заходить с крутой глиссады было гораздо сложнее.

Порядок взлета имел единственное ограничение: до набора высоты 5000 м запрещалось выходить за пределы зоны безопасности аэродрома, имевшей радиус 5 км от центра ВПП. В итоге все самолеты "набирали эшелон" по спирали и уходили по заданному маршруту. Но для МиГ-27 с его высокой тяговооруженностью было сделано исключение: после отрыва летчики переводили машины в горизонтальный полет на высоте 5-10 м, убирали шасси, закрылки и разгоняли машину до 800 км/ч. После чего следовал "боевой разворот" и самолет с бомбовой нагрузкой 2000 кг и ПТБ емкостью 800 л к концу разворота на 180 градусов успевал набрать высоту 5500-6000 м, не выходя за пределы безопасной зоны. Афганские летчики не скрывали своего восхищения. А первоначально саркастические замечания наших коллег из соседнего полка (вроде "крокодилы прилетели") вскоре сменились на уважительные эпитеты в адрес МиГ-27 и их пилотов.

Тактические приемы атак наземных целей также пришлось придумывать и отрабатывать практически "на ходу". Запрет снижаться в районе цели менее чем на 5000 м заставил увеличить высоты ввода в пикирование с углами 30-45 градусов до 8500-10000 м. Это затрудняло обнаружение и распознание малоразмерных объектов. Об автоматической обработке прицельных данных не могло быть и речи, поскольку "математика" ПрНК-23 для бомбометания с пикирования ограничивалась высотой 5000 м. Углы прицеливания для применения бомб различных калибров и типов пришлось пересчитывать по баллистическим таблицам, либо определять экспериментально.

Днем полет к цели выполняли на высотах 10000 м и более при стреловидности крыла 30 градусов. В районе цели на снижении его увеличивали до 45 градусов, а после обнаружения цели самолет сваливали в пике полупереворотом с креном 120-160 градусов. Сброс бомб и выход из пикирования выполняли с расчетом, чтобы закончить маневр на высоте не ниже 5000 м.

Ночью истребители-бомбардировщики уходили на "свободную охоту" в заданном районе. Опасность обстрела "Стингерами" в темное время уменьшалась, что позволяло летать на различных высотах и наиболее полно и эффективно использовать возможности МиГ-27.

ДЛЯ ударов по целям применяли авиабомбы трех основных калибров: 100, 250 и 500 кг. Однако наибольшую популярность приобрели ФАБ-250М-62 и ФАБ-500М-62. Благодаря хорошим аэродинамическим характеристикам при сбрасывании на околозвуковых скоростях с больших высот на углах пикирования 30-45 градусов они летели словно ракеты. Во всяком случае, создавалось впечатление, что привычному относу и отставанию эти бомбы не подвержены.

Наиболее эффективным образцом вооружения, применявшимся с МиГ-27 в Афганистане, стали объемно-детонирующие авиабомбы. В частности, ОДАБ-500 и ОДАБ-500П успешно поражали живую силу, расположенную как открыто, так и в фортификационных сооружениях, в радиусе до 400 м от эпицентра.

В большинстве случаев на задания летали с подфюзеляжным ПТБ емкостью 800 л. При этом самолет нес четыре бомбы калибром 500 кг или шесть - калибром 250 кг. Реже применяли авиабомбы калибром 100 кг (в основном для минирования подходов к аэродрому базирования и караванных троп).

От боевой нагрузки пилоты предпочитали избавиться в первом заходе, поскольку следом подходили другие группы истребителей-бомбардировщиков. Кроме того, цели находились на большом удалении от аэродрома (иногда более 400 км -особенно в районе Кандагара) и запас топлива на обратный путь был минимален.

Бомбовый залп получался внушительным: за один вылет полк брал сотню бомб калибра 500 кг или

150-180 - калибра 250 кг. Суточный расход боеприпасов доходил до 100-150 т, и склады вооружения опустошались быстро.

Вообще авиабомбы в Афганистан завозили со всего Союза. А в Шинданде, помимо привычных образца 1954 года и 1962 годов, в ход пошел и "антиквариат" (в том числе с клеймами 30-40-х гг.!). Такие боеприпасы обладали неудовлетворительными баллистическими характеристиками при бомбометании на околозвуковых скоростях и с больших высот. Однако для ударов по площадным целям их баллистика оказалась приемлемой.

Однако их массовое использование поначалу тормозилось маленьким техническим нюансом: все они имели узел подвески из трех проушин, из-за чего их было невозможно подвесить на держатели современных самолетов. Однако любому оружейнику с афганской закалкой был известен секрет избавления от лишнего каленого стального ушка: его основание надпиливали и лихо сбивали этот "рудимент"... ударом кувалды. Так что приспосабливаться "на марше" к особенностям боевого применения приходилось не только летному составу, но и специалистам по авиационному вооружению.

Несмотря на начавшийся вывод войск - сворачивать авиагруппу в приграничных с Афганистаном районах не торопились. В случае возможного штурма Кабула 134 апиб был готов поддержать правительство Наджибуллы, для чего 4 февраля 1989 года перелетел на аэродром Калай-Мор в Туркмении.

Там и продолжалась подготовка авиаторов к боевым действиям. Однако штурмовать афганскую столицу оппозиция не решилась, применив свою обычную тактику: изнуряющие обстрелы и диверсии...

6 марта 1989 года политическое руководство нашей страны отказалось от поддержки своих сателлитов в Кабуле. После этого 134-й полк на своих самолетах без потерь вернулся в Жангиз-Тобе к безмерной радости родных и близких....
Авторские права на данный материал принадлежат «Армейский сборник». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка