Дайджест

 
 
Источник: сайт «Газета»
Опубликовано: 22.05.2003, 11:15

Небо Европы могут закрыть для российских самолетов

Для "Аэрофлота" безопасность слишком дорога

 
Поделиться:  
 

Международная организация гражданской авиации через пять месяцев вводит ужесточенные требования по безопасности к самолетам. Для продолжения полетов за рубеж авиакомпаниям придется раскошелиться на системы видеонаблюдения за обстановкой в пассажирских салонах. Небо в Европу для российских самолетов может оказаться вновь закрытым, как это было с запретом "шумных" авиалайнеров весной прошлого года.

Нешумовой барьер

Премьер-министр правительства Михаил Касьянов подписал постановление, в соответствии с которым все вновь разрабатываемые самолеты, способные перевозить более 60 пассажиров, будут оборудованы дополнительными техническими устройствами для защиты от террористов. С 1 ноября 2003 года вступают в силу новые стандарты Международной организации гражданской авиации (ИКАО), обязывающие оборудовать все воздушные суда, выполняющие международные рейсы, пуленепробиваемыми дверями кабины экипажа и системами, позволяющими пилотам наблюдать за происходящим в пассажирском салоне с рабочего места. Это означает, что почти через пять месяцев любое государство может запретить полеты самолетов, не выполняющих данное требование, как это было с ограничениями на полеты "шумных" самолетов.

"Минтранс пока не может требовать от авиакомпаний обязательной установки видеосистем на летающие сегодня самолеты: законодательно это требование пока не закреплено, - сказал ГАЗЕТЕ чиновник Министерства транспорта. - Постановление Касьянова касается лишь вновь проектируемых воздушных судов.

Правила вступят в силу в этом году

Как рассказал ГАЗЕТЕ начальник отдела департамента авиационной безопасности Минтранса России Владимир Корнилов, "большинство из этих требований начали внедряться в России еще с 1971 года и в законодательном порядке были утверждены постановлением правительства в 1994 году". По его словам, все российские самолеты оснащены пуленепробиваемыми дверями, а начиная с Ту-134 - незаметными лазами для освобождения заложников на борту. Нововведением является только обязательная установка систем видеонаблюдения и боксов для хранения подозрительных и взрывоопасных предметов.

Для распространения действия премьерского указа на существующие самолеты в Минтрансе сейчас готовятся новые Федеральные авиационные правила (ФАП), где эти требования будут предъявлены к авиакомпаниям уже в ближайшее время. По словам чиновника Госслужбы гражданской авиации, ФАПы сейчас проходят согласования у юристов и в конце года вступят в силу.

100 тысяч долларов на каждый самолет

Системы теленаблюдения уже разработаны в России и даже прошли первые испытания на самолете Ту-154. Они позволяют передавать картинку с борта самолета в режиме реального времени не только в кабину пилотов, но и на землю. Но стоимость такой системы наблюдения составляет от 20 до 100 тысяч долларов.

Перевозчики считают, что это слишком дорого. "Многим самолетам, таким как Ту-134, Ту-154, Ил-62 и Ил-86, осталось летать до конца ресурса не более двух-трех лет, - заявил ГАЗЕТЕ представитель авиакомпании "Сибирь", - и устанавливать на них такое оборудование просто нецелесообразно". Дело в том, что установка такого оборудования на большинство воздушных судов, эксплуатируемых в российских авиакомпаниях, не окупится. Стоимость технических средств превышает доходы, которые компания получит с самолета до конца срока его жизни.

"100 тысяч долларов на каждый самолет - это неподъемные цены", - считает заместитель генерального директора "Аэрофлота" Лев Кошляков. По его словам, в "Аэрофлоте" после событий 11 сентября собирались оборудовать самолеты такими системами, но в результате посчитали, что это будет стоить неоправданно дорого. Тем не менее "Аэрофлот" заказал системы видеонаблюдения на шесть самолетов Ил-96-300, - они должны быть поставлены компании в рамках лизингового контракта.

По мнению экспертов, в первую очередь системами видеонаблюдения предстоит оборудовать около 200 самолетов, выполняющих международные рейсы. Это означает, что авиакомпании потратят на это не менее 5 млн. долларов.

"Средства будут направлены из чистой прибыли перевозчиков, и на цене авиабилетов это не отразится", - говорит аналитик UFG Елена Сахнова. По ее словам, расходы такого рода компании никогда не относят на стоимость авиаперевозок. Но в авиакомпаниях не исключают, что затраты на новое оборудование могут оказаться одной из причин (среди которых повышение аэропортовых и аэронавигационных сборов, рост цен на страховку и авиакеросин), влияющих на цену билетов.

Справка

В технические задания на разрабатываемые воздушные суда с максимальной взлетной массой, превышающей 45,5 тонны, или пассажировместимостью более 60 человек должны быть включены следующие требования по их оборудованию:

  • надежно запирающиеся и отпирающиеся с рабочего места каждого пилота пуленепробиваемые двери и перегородки, изолирующие пилотскую кабину от пассажирского салона;

  • специальные сигнализационные и переговорные устройства для связи экипажа и бортпроводников (бортовых операторов);

  • телевизионные системы наблюдения за обстановкой в пассажирских салонах, кабине летного экипажа и средства контроля с рабочего места каждого пилота всей зоны двери с внешней стороны кабины летного экипажа;

  • специально отведенные и обозначенные места для размещения взрывного устройства (подозрительного предмета) в случае его обнаружения на борту воздушного судна в полете;

  • замаскированные проходы (лазы), обеспечивающие внезапный одновременный вход специальной группы в двух и более местах пассажирского салона;

  • противоугонные устройства, исключающие несанкционированное открывание входных дверей и эксплуатационных люков, запуск двигателей, выруливание и взлет воздушного судна;

  • запираемые помещения (багажники) для размещения переданных пассажирами на временное хранение на период полета оружия, боеприпасов и специальных средств".

    Хронология захватов российских самолетов в 1990-2001 годах

    7 июня 1990 года самолет Ту-154, выполнявший рейс Грозный-Москва, по требованию террориста изменил курс и приземлился в Турции. Экипаж и пассажиры не пострадали, террорист застрелен.

    9 июня 1990 года совершен угон самолета Ту-154, выполнявшего рейс Минск-Мурманск. Самолет приземлился в аэропорту Арланда в Швеции, затем был возвращен в СССР. Преступник передан советским властям.

    19 июня 1990 года был захвачен самолет Ту-134В, выполнявший рейс по маршруту Рига-Мурманск. Экипаж совершил посадку в аэропорту Хельсинки. Угонщики выданы не были. 24 июня 1990 года совершен угон самолета Ту-134, выполнявшего рейс по маршруту Таллин-Львов. Самолет приземлился в аэропорту Хельсинки. Угонщики выданы не были.

    30 июня 1990 года самолет "Аэрофлота" Ту-154, выполнявший рейс по маршруту Львов-Ленинград, угнан в Швецию. Преступник был выслан в СССР.

    5 июля 1990 года угнан в Швецию самолет Ту-154, выполнявший рейс по маршруту Ленинград-Львов. Стокгольмский суд приговорил преступника к 4 годам тюремного заключения.

    21 января 1991 года самолет Ту-154, выполнявший рейс по маршруту Ташкент-Грозный-Одесса, по требованию террориста взял курс на Стамбул. Самолет приземлился в Бургасе, Болгария. Преступник сдался болгарским властям.

    9 ноября 1991 года группа из восьми чеченцев совершила захват и угон самолета Ту-154, выполнявшего рейс по маршруту Минеральные Воды-Екатеринбург. Самолет приземлился в Анкаре (Турция), затем был возвращен в Грозный.

    20 февраля 1993 года террорист совершил угон самолета Ту-134, следовавшего из Тюмени в Санкт-Петербург. Вместе с преступником на борту самолета находилась его семья. Самолет приземлился в аэропорту столицы Швеции. Семья Мусаевых была депортирована шведскими властями.

    15 сентября 1993 года трое граждан Ирана захватили самолет "Аэрофлота" Ту-134, выполнявший рейс Баку-Пермь, и заставили пилота посадить его в Осло. Террористы были выданы норвежской стороной России.

    24 ноября 1994 года захвачен самолет Ту-134, выполнявший рейс Сыктывкар-Санкт-Петербург с 60 пассажирами на борту. Террорист потребовал посадить самолет в Таллине, а затем лететь в Данию. В Таллине после переговоров с эстонскими властями террорист сдался полиции.

    9 июля 1995 года два угонщика захватили самолет Ил-62 со 174 пассажирами на борту, следовавший рейсом по маршруту Якутск-Москва, и, угрожая взорвать самолет, потребовали посадить его на дозаправку в Норильске, где и были обезврежены.

    10 декабря 1997 года самолет Ил-62, выполнявший рейс Магадан-Москва со 142 пассажирами и 13 членами экипажа на борту, был захвачен террористом. Под угрозой взрыва он потребовал выкуп в 10 млн. долларов, дозаправку в Шереметьево, а затем перелет в Швейцарию. В Москве террорист был обезврежен, пассажиры не пострадали.

    9 августа 1998 года в аэропорту Домодедово на борту пассажирского самолета Ту-154 с 97 пассажирами, прибывшего из Усть-Илимска, стюардессой была обнаружена записка с требованием заплатить деньги - в противном случае неизвестный угрожал взорвать самолет. Террорист найден не был, все пассажиры покинули самолет. Позднее следственные действия позволили выявить террориста.

    21 апреля 1999 года с борта самолета Ту-154 со 136 пассажирами, выполнявшего рейс Душанбе-Москва, поступило сообщение, что стюардесса обнаружила записку с требованием изменить курс и лететь в Тегеран, иначе самолет будет взорван. Самолет совершил вынужденную посадку в аэропорту города Самара. Проведенная проверка взрывного устройства не обнаружила.

    11 ноября 2000 года в воздухе был захвачен самолет Ту-154, вылетевший из Махачкалы в московский аэропорт Внуково. Самолет принадлежит авиакомпании "Дагестанские авиалинии". Угонщик потребовал от экипажа совершить посадку для дозаправки в Баку, а затем лететь в Израиль. После переговоров с израильскими силами безопасности преступник сдался. Позднее он был признан душевнобольным.

    15 марта 2001 года тремя чеченцами был угнан из Турции в Саудовскую Аравию российский самолет Ту-154 со 162 пассажирами и 12 членами экипажа. Позднее лайнер приземлился в аэропорту города Медина в Саудовской Аравии. При штурме самолета местным спецназом погибли три человека - бортпроводница, пассажир и один из террористов. Власти Саудовской Аравии (где, кстати, за подобные преступления предусмотрено усекновение головы мечом) отказались выдать преступников России.

     
    Ссылки по теме:
    Дайджест прессы за 22 мая 2003 года | Дайджест публикаций за 22 мая 2003 года
    Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
    Связи: Ил-96-300, Аэропорт Внуково, Сахнова Елена, Ил-62 М, Ил-86, Ту-134 (в процессе тестирования)

  •