О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Участие американцев снижает риск проекта

- С осени этого года в Евросоюзе вновь ужесточаются шумовые нормы для пассажирских самолетов, а в 2006 году эти нормы в очередной раз будут повышены. Соответствует ли ПС-90А в нынешнем виде вводимым шумовым нормам ЕС?

- Работы по совершенствованию двигателя ПС-90А в части повышения ресурса и снижения шумности ведутся в постоянно. Только за прошедший год показатели надежности увеличились в полтора раза, и наработка на выключение в полете составляет 64 128 часов. Планируется до 2005 года обеспечить стабильную межремонтную наработку 7-7, 5 тыс. часов. Но проблема снижения шума для самолетов с двигателями ПС-90А не снимается, а, я бы даже сказал, обостряется. Государства Евросоюза и США к 2002 году в основном завершили переход авиакомпаний на самолеты, соответствующие главе 3 стандарта ИКАО по шуму, при этом более 40% парка западных самолетов уже соответствует главе 4, переход на которую состоится с 2006 года. В России лишь около 400 самолетов из 1, 8 тыс., находящихся в эксплуатации, соответствуют главе 3, а по главе 4 не проходит ни один серийный самолет, кроме Ту-204. Поэтому шумность самолетов и двигателей становится одной из главных характеристик, определяющих конкурентоспособность нашей авиатехники в ближайшие годы.

- Что для этого делается?

- Для обеспечения конкурентоспособности самолетов Ил-96-300, Ту-204, Ту-214, а по сути, для обеспечения будущего этих самолетов надо дополнительно снизить их уровни шума на 10-15 ЕРNдБ. И сделать это надо за два-три года. Коротко говоря, перед нами стоит задача перехода на новую систему шумоглушения в двигателях, находящихся в производстве и эксплуатации. А перед КБ дополнительно стоит задача решать проблему шума в воздухозаборниках двигателей. После такой доработки самолеты Ту-204-100, ТУ-214 и Ил-96-300 будут соответствовать новым нормам. Сейчас в ЦАГИ с участием специалистов нашего предприятия испытываются образцы звукопоглощающих конструкций (ЗПК) повышенной эффективности: однослойные и двухслойные, имеющие более широкую полосу поглощения. Аналогичные работы ведутся и в ЦИАМ. Завершение этого этапа работ ожидается во втором квартале 2003 года, после чего будут изготовлены промышленные ЗПК, которые пройдут испытания в составе силовой установки. Кроме выбора типа ЗПК по конструкции и материалам ведутся расчетные и проектные работы по оптимизации расположения ЗПК в силовой установке, их конфигурации и площади облицовки. Все работы по снижению шума ПС-90А мы планируем завершить до конца 2004 года.

- Можно ли усовершенствовать ПС-90А без участия Pratt&Whitney? Можно ли вообще сегодня создать новый авиадвигатель для гражданской авиации без зарубежной помощи?

- Можно, но участие Pratt&Whitney обусловлено требованиями правительства России о наличии внебюджетного финансирования программы работ по ПС-90А2. Внебюджетное финансирование обеспечивается Pratt&Whitney, потому что поиски других источников финансирования успеха не имели. Участие наших американских коллег существенно снижает финансовый и технический риск этого проекта и, самое главное, дает возможность получить опыт совместной работы специалистов наших фирм для будущих проектов. Вообще же, я убежден, что альтернативы международному сотрудничеству в создании авиационных и промышленных газотурбинных двигателей нет, это мировая тенденция.

- Над какими новыми авиадвигателями сейчас работает ОАО "Авиадвигатель"?

- Мы интенсивно работаем над новым двигателем ПС-12 с тягой 12 т, предназначенным для новых среднемагистральных самолетов вместимостью 130, 150 и 170 пассажиров. Газогенератор этого двигателя меньших размеров, чем газогенератор двигателя ПС-90А, он послужит базой для создания семейства нового поколения турбореактивных двухконтурных двигателей с тягой от 7 до 14 т для других классов самолетов. И конечно же, мы планируем, что у ПС-12 будет меньший на 10% удельный расход топлива по сравнению с лучшими современными двигателями в этом классе тяг, а также меньший на 10 ЕРNдБ суммарный шум по сравнению с новой 4-й главой стандарта ИКАО по шуму, вводимой с 2006 года.

- Нужно ли снижать или отменять пошлины на ввозимые в Россию западные и украинские авиадвигатели?

- Российские разработчики и производители авиадвигателей, безусловно, не заинтересованы ни в снижении, ни тем более в отмене пошлин. Десять лет стагнации отечественного авиадвигателестроения серьезно подорвали наш потенциал, и прямой конкуренции мы не выдержим. Нам необходимы, хотя бы временно, защитные меры со стороны государства. Кроме того, решая задачу снижения шума самолетов с двигателями ПС-90А, ОАО "Авиадвигатель", ЦАГИ и ЦИАМ создают научную и практическую базу отрасли в области авиационной акустики, которая будет использована в дальнейшем для других существующих и перспективных двигателей и самолетов. Поэтому данная проблема должна рассматриваться как государственная. Мы хотели бы получить от государства финансовую поддержку....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка