О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ставка на интеграцию

Если прежде компания занималась исключительно срочной доставкой груза, то теперь сфера ее деятельности существенно расширяется: под единым брэндом отныне будут действовать мировой лидер экспресс-авиадоставки DHL Worldwide Express, оператор морских грузоперевозок Danzas и Deutsche Post Euro Express, специализирующаяся на почтовых перевозках,

Об этом на пресс-конференции рассказал председатель Совета директоров DHL Уве Деркен.

...Когда в 1969 году три предприимчивых калифорнийца-Адриан Дэлси, Ларри Хиллблом и Роберт Линн (DНL-название компании от первых букв фамилий ее создателей) - предложили экспресс-доставку по маршруту Сан-Франциско - Гонолулу по принципу "от двери до двери", они вряд ли догадывались, что становятся родоначальниками новой индустрии. Такой принцип был положен в систему доставки документов, бандеролей и посылок, которые доставлялись адресату в точно оговоренные сроки - обычно за 24 часа - и лично в руки. Этот рынок услуг быстро превратился в самостоятельный вид бизнеса в связи с огромным спросом и сравнительно за короткий срок приобрел международный характер.

В Россию DHL пришла в 1984 году, раньше своих конкурентов, заключив агентское соглашение с внешнеторговым объединением "Союзвнештранс". В 1989 году было создано СП с финской транспортной компанией "СОФИ", доставляющей грузы между Санкт-Петербургом и Финляндией. Позднее открылись офисы компании в Петербурге, Тольятти, Самаре, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Новороссийске, Уфе и других городах.

Сегодня DHL лидирует среди курьерских служб, ее доля на рынке экспресс-доставки в СНГ превышает 50%, а объем перевозимой корреспонденции и грузов ежегодно возрастает. На сегодняшний день компания имеет более 130 собственных и агентских офисов во всех государствах СНГ и обслуживает около 800 городов и населенных пунктов, из них в России - свыше 500 городов.

По мнению Уве Деркена, наиболее интересным рынком для его компании является Россия. Огромные перемены, произошедшие в стране, экономическая активность и открывающиеся возможности для поступательного развития в различных отраслях дают надежду на стабильный рост и в дальнейшем. А рынок экспресс-перевозок впрямую зависит от деловой активности. За минувший год объемы отправлений на этом рынке возросли на 29%.

Любопытно проследить, как распределяются доли экспресс-перевозчиков на российском рынке. 53% принадлежит DHL, 16% - UPS, 12% - TNT, 9% - EMS, 4% - FedEx, 2% - Pony Express и 4% приходится на все остальные компании. В международных экспресс-авиадоставках доля DHL составляет 49%, UPS - 14%, TNT - 11%, FedEx - 5%, EMS - 1%, Pony - 2%.

...В октябре 2000 года начались грузоперевозки по маршруту Москва - Кельн - Москва, организованному Lufthansa Cardo и DHL и обслуживаемому самолетом Ан-12 компании "Аэрофрахт". В то время самостоятельных грузовых рейсов в Россию DHL не выполняла, и ей приходилось догружать рейсы других авиакомпаний при доставке экспресс-отправлений. Открытие регулярного ежедневного чартера между Москвой и Кельном, где располагался один из крупнейших сортировочных центров DHL, должно было решить проблемы курьерских перевозок, но из-за недостаточной загрузки в начале 2001 года этот рейс был отменен.

Следующую попытку открыть прямой регулярный рейс в Москву DHL сделала в мае нынешнего года, начав полеты на арендованном Ту-204, оснащенном пермскими двигателями ПС-90А, сертифицированными по 2003 год. Можно заключить, что немецкая компания пошла по пути TNT Express, у которой сейчас уже четыре Ту-204 - два с двигателями Rolls-Royce и два-с пермскими двигателями.

Транспортный парк компании составляет около 60 тыс. единиц наземного транспорта и 250 собственных и арендованных самолетов. Как и все крупные экспресс-перевозчики, DHL располагает внушительным парком самых разнообразных воздушных судов. Кроме семи аэробусов A300B4-200F и 20 "757-200SF", в парке имеются DC10-30F, Ан-12, Ан-26, "737-300QC", "727-200F", ATR42, ВАе-АТР, Beechcraft 1900D, KingAir В200, Cessna С208 Caravan, Dassault Falcon 20F, Embraer 1210 Brasilia, Fairchild Dornier 228, LET 410 и др. Как видим, самолеты рассчитаны на самую различную вместимость, дальность полета и аэродромное покрытие. Но и этого оказалось мало - два года назад DHL подписала соглашение об инвестировании 1,4 млрд дол. в приобретение 44 новых самолетов.

Схватка за рынок

Вполне успешно оперирует DHL на североамериканском рынке, о чем красноречиво свидетельствует наделавший много шуму демарш двух главных конкурентов на рынке курьерской доставки почты американских компаний FedEx и UPS. Для борьбы с европейским соперником они предпочли объединить усилия и даже обратились с жалобой в Еврокомиссию. Дело в том, что еще в 2000 году контрольный пакет акций DHL приобрела компания Deutsche Post, которая по их мнению является государственной монополией, и вследствие этого использует бюджетные средства для покупки коммерческих предприятий и снижения цен на свои услуги. В 2001 году была куплена авиакомпания DHL Airways, переименованная в DHL Worldwide Express, а сейчас ведутся переговоры о поглощении американской компании по предоставлению курьерских услуг Airborne Express. Эти приобретения помогут закрепиться на весьма привлекательном американском рынке.

Справедливости ради надо сказать, что Еврокомиссия уже дважды - в 2001 и 2002 гг. - рассматривая претензии американских конкурентов, оба раза с сожалением сочла их правомерными. Впрочем, Deutsche Post проигнорировала заключение Комиссии, показав, что вовсе не собирается снижать свою агрессивность. В результате FedEx и UPS, так и не найдя справедливости в Старом Свете, обратились в министерство транспорта США с требованием судебного разбирательства. И теперь, если суд примет сторону истцов, американский рынок будет для DHL закрыт.

Уве Деркен, отвечая на вопрос о перспективах североамериканского рынка для его компании, заметил, что DHL, работая на американском рынке, ни в чем не нарушает законодательство США, а вся эта раздутая конкурентами шумиха объясняется лишь тем, что они опасаются конкуренции со стороны европейцев в этом очень многообещающим сегменте рынка авиаперевозок. Хотя та же UPS владеет 80% американского рынка, а DHL рассчитывает не более чем на 10%. но даже эта доля американским конкурентам показалась чрезмерной. Тем не менее американский рынок по-прежнему занимает важное место в операциях этого экспресс-перевозчика, и DHL не намерена, разумеется, его покидать.

О последовательной экспансии этой компании на мировом и, в частности, на американском рынке свидетельствуют ее последние проекты. Так, в аэропорту Цинциннати (США, штат Огайо) компания строит специализированный хаб по экспресс-доставке грузов и почты, который вступит в строй в июле нынешнего года. За ночь здесь будет обрабатываться до 1,13 млн тонн груза - почти вдвое больше, чем сейчас, в прежнем сортировочном центре, открытом еще в 1983 году. Для того, чтобы справиться с таким грузопотоком, новый хаб оснащается новейшим оборудованием для отслеживания и сортировки экспресс-отправлений, а численность персонала всего комплекса в Цинциннати достигнет 2 тыс. сотрудников.

Несмотря на кризис в авиатранспортной индустрии, всплеск активности грузоперевозок в Азиатско-Тихоокеанском регионе побуждает компании усиливать свое влияние на этих рынках. Для того, чтобы попрочнее закрепиться в Азии, DHL приобрела 30% акций авиакомпании Air Hong Kong - дочернего предприятия одной из ведущих азиатских авиакомпаний Cathay Pacific Airways. До 2004 года партнеры намерены вложить в развитие своего СП около 300 млн дол., а затем еще 100 млн дол. Не скрывая своих далеко идущих планов, партнеры заказали Airbus шесть самолетов A300-600 в грузовом варианте. Поставки начнутся в нынешнем году, а полностью заказ будет выполнен в начале 2005 года.

Значительные средства DHL вкладывает в строительство терминала в аэропорту Чек Лап Кок в Гонконге. Это позволит европейцам укрепиться в Азии и наконец-то потеснить FedEx и UPS. Кстати, в отличие от американских конкурентов, на азиатских маршрутах не было собственных самолетов и приходилось арендовывать провозные мощности у других авиакомпаний. А конкуренты тем временем тоже не дремлют: FedEx вовсю расширяет свою сеть внутриазиатских маршрутов, чему охотно содействует министерство транспорта США. Эта компания прочно застолбила за собой китайский рынок, выполняя еженедельно 11 рейсов в Шэньчжэнь, Шанхай и Пекин. UPS также сделала упор на рынок Китая - за последний год эти перевозки возросли более чем на 40%.

Понятно, что в сложившейся ситуации совместное предприятие Air Hong Kong заинтересовано в прокладывании новых маршрутов в Азии, включая, разумеется, и Китай, хотя прежде летать через китайскую территорию гонконгским перевозчикам было запрещено. DHL надеется, что сумеет этот запрет снять, чему, очевидно, могут поспособствовать партнерские отношения с китайской грузовой компанией ChinaTrans. Так или иначе, Cathay Pacific с помощью своего партнера имеет все шансы выйти на весьма прибыльный рынок экспресс-перевозок, а DHL сможет закрепиться в Азии и получить благоприятные возможности для дальнейшей экспансии в этом регионе.

Ту-204 в новой униформе

Мой собеседник - Роланд Томас, коммерческий директор DHL по СНГ и странам Балтии. Эту должность он занимает с декабря прошлого года, а до этого назначения в московское представительство он пять лет проработал в этой компании коммерческим менеджером в Швеции, а затем в Финляндии. До этого периода работал в международной штаб-квартире DHL в Бельгии.

С мая нынешнего года полеты между Москвой и Брюсселем, где расположен европейский сортировочный центр компании, стал выполнять самолет Ту-204, окрашенный в новые красно-желтые цвета DHL, хотя прежде эти перевозки осуществлялись пассажирскими самолетами Аэрофлота. Чем вызвана эта перемена в перевозочных операциях?

- Это вызвано прежде всего тем, - отвечает г-н Томас, - что мы хотим предоставить нашим клиентам более выгодное время для транзита грузов. Теперь полеты по маршруту Брюссель - Москва-Брюссель выполняются пять раз в неделю - мы в состоянии гарантировать доставку экспресс-отправлений на следующий день, до 9 часов или 12 часов дня в большинство европейских городов. Это, как вы понимаете, для потребителей намного выгодней. Кроме того, мы можем контролировать время вылета и прибытия самолета, чтобы оно четко стыковалось с работой других сетевых точек. И у наших клиентов появляется больше времени для того, чтобы отправить через нашу фирму посылки и бандероли.

- А как отнесся Аэрофлот к тому, что теперь вы не пользуетесь его услугами по трассе в Брюссель? Не осложнились ли ваши отношения?

- Ничуть. К тому же ведь мы продолжаем использовать самолеты Аэрофлота при перевозках внутри России. Хотя прежде основной объем груза, который нам надо было доставить в России и по европейским направлениям, перевозили самолетами British Airways.

Заметим, это обычная практика экспресс-перевозчиков - при необходимости использовать самолеты зарубежных авиакомпаний. Понятно, что при выполнении курьерских перевозок есть прямой смысл взаимодействовать с теми авиакомпаниями, которые имеют сильные позиции в данном регионе.

В 1995 году в Москве открылся главный офис DHL в СНГ и позволяющий ежедневно обрабатывать около 5 тонн груза новый сортировочный центр в аэропорту Шереметьево-2. Одновременно вступили в строй отделения в Архангельске и Казани. Не думает ли DHL о перебазировании в Домодедово, который считается лучшим аэропортом России и в который переезжает та же British Airways?

- Нет, - отвечает Роланд Томас, - нас пока вполне устраивает Шереметьево, для нас это воздушные ворота в Россию. Да и в этом порту расположен наш сортировочный центр, что очень удобно.

- Насколько сильно отразился кризис, переживаемый авиационной отраслью, на индустрию экспресс-перевозок?

- Действительно, авиаперевозчики и авиастроители ощутили на себе последствия этого кризиса, но сейчас идет достаточно медленное, но вполне ощутимое постепенное улучшение ситуации. Авиакомпания DHL по числу собственных и арендованных самолетов является восьмой в мире. Мы стараемся по возможности гибко оперировать в различных регионах мира. Разумеется, мы планируем свои перевозки с учетом потребностей клиентов и существующих регулярных рейсов.

Снижение темпов экономического развития за последние два года, в частности в Европе, как вы понимаете, не могло не повлиять на наши операции, поскольку спрос на наши услуги несколько снизился. Что касается финансовых показателей DHL, то в этом году они лучше, чем в прошлом. Наши позиции в Европе, прежде всего в Германии, достаточно сильные, думаю, мы сохраним взятый темп.

- Как вы, конечно, знаете, г-н Томас, один из ваших главных конкурентов - американская компания FedEx заказала 10 грузовых самолетов A380-800F, который сможет брать на борт до 150 тонн грузов. Не собирается ли DHL последовать этому примеру?

- Насколько я знаю, в сумму инвестиций, которые выделены на приобретение новых самолетов, не входит приобретение таких аэробусов. Решение FedEx далеко не у всех встречает понимание, как впрочем и намерение пассажирских перевозчиков заказывать самолеты повышенной вместимости....
Авторские права на данный материал принадлежат «Воздушный транспорт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка