Воздушный транспорт
10 июля 2003, 16:58
Ставка на интеграцию
Об этом на пресс-конференции рассказал председатель Совета директоров DHL Уве Деркен.
...Когда в 1969 году три предприимчивых калифорнийца-Адриан Дэлси, Ларри Хиллблом и Роберт Линн (DНL-название компании от первых букв фамилий ее создателей) - предложили экспресс-доставку по маршруту Сан-Франциско - Гонолулу по принципу "от двери до двери", они вряд ли догадывались, что становятся родоначальниками новой индустрии. Такой принцип был положен в систему доставки документов, бандеролей и посылок, которые доставлялись адресату в точно оговоренные сроки - обычно за 24 часа - и лично в руки. Этот рынок услуг быстро превратился в самостоятельный вид бизнеса в связи с огромным спросом и сравнительно за короткий срок приобрел международный характер.
В Россию DHL пришла в 1984 году, раньше своих конкурентов, заключив агентское соглашение с внешнеторговым объединением "Союзвнештранс". В 1989 году было создано СП с финской транспортной компанией "СОФИ", доставляющей грузы между Санкт-Петербургом и Финляндией. Позднее открылись офисы компании в Петербурге, Тольятти, Самаре, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Новороссийске, Уфе и других городах.
Сегодня DHL лидирует среди курьерских служб, ее доля на рынке экспресс-доставки в СНГ превышает 50%, а объем перевозимой корреспонденции и грузов ежегодно возрастает. На сегодняшний день компания имеет более 130 собственных и агентских офисов во всех государствах СНГ и обслуживает около 800 городов и населенных пунктов, из них в России - свыше 500 городов.
По мнению Уве Деркена, наиболее интересным рынком для его компании является Россия. Огромные перемены, произошедшие в стране, экономическая активность и открывающиеся возможности для поступательного развития в различных отраслях дают надежду на стабильный рост и в дальнейшем. А рынок экспресс-перевозок впрямую зависит от деловой активности. За минувший год объемы отправлений на этом рынке возросли на 29%.
Любопытно проследить, как распределяются доли экспресс-перевозчиков на российском рынке. 53% принадлежит DHL, 16% - UPS, 12% - TNT, 9% - EMS, 4% - FedEx, 2% - Pony Express и 4% приходится на все остальные компании. В международных экспресс-авиадоставках доля DHL составляет 49%, UPS - 14%, TNT - 11%, FedEx - 5%, EMS - 1%, Pony - 2%.
...В октябре 2000 года начались грузоперевозки по маршруту Москва - Кельн - Москва, организованному Lufthansa Cardo и DHL и обслуживаемому самолетом Ан-12 компании "Аэрофрахт". В то время самостоятельных грузовых рейсов в Россию DHL не выполняла, и ей приходилось догружать рейсы других авиакомпаний при доставке экспресс-отправлений. Открытие регулярного ежедневного чартера между Москвой и Кельном, где располагался один из крупнейших сортировочных центров DHL, должно было решить проблемы курьерских перевозок, но из-за недостаточной загрузки в начале 2001 года этот рейс был отменен.
Следующую попытку открыть прямой регулярный рейс в Москву DHL сделала в мае нынешнего года, начав полеты на арендованном Ту-204, оснащенном пермскими двигателями ПС-90А, сертифицированными по 2003 год. Можно заключить, что немецкая компания пошла по пути TNT Express, у которой сейчас уже четыре Ту-204 - два с двигателями Rolls-Royce и два-с пермскими двигателями.
Транспортный парк компании составляет около 60 тыс. единиц наземного транспорта и 250 собственных и арендованных самолетов. Как и все крупные экспресс-перевозчики, DHL располагает внушительным парком самых разнообразных воздушных судов. Кроме семи аэробусов A300B4-200F и 20 "757-200SF", в парке имеются DC10-30F, Ан-12, Ан-26, "737-300QC", "727-200F", ATR42, ВАе-АТР, Beechcraft 1900D, KingAir В200, Cessna С208 Caravan, Dassault Falcon 20F, Embraer 1210 Brasilia, Fairchild Dornier 228, LET 410 и др. Как видим, самолеты рассчитаны на самую различную вместимость, дальность полета и аэродромное покрытие. Но и этого оказалось мало - два года назад DHL подписала соглашение об инвестировании 1,4 млрд дол. в приобретение 44 новых самолетов.
Схватка за рынок
Вполне успешно оперирует DHL на североамериканском рынке, о чем красноречиво свидетельствует наделавший много шуму демарш двух главных конкурентов на рынке курьерской доставки почты американских компаний FedEx и UPS. Для борьбы с европейским соперником они предпочли объединить усилия и даже обратились с жалобой в Еврокомиссию. Дело в том, что еще в 2000 году контрольный пакет акций DHL приобрела компания Deutsche Post, которая по их мнению является государственной монополией, и вследствие этого использует бюджетные средства для покупки коммерческих предприятий и снижения цен на свои услуги. В 2001 году была куплена авиакомпания DHL Airways, переименованная в DHL Worldwide Express, а сейчас ведутся переговоры о поглощении американской компании по предоставлению курьерских услуг Airborne Express. Эти приобретения помогут закрепиться на весьма привлекательном американском рынке.
Справедливости ради надо сказать, что Еврокомиссия уже дважды - в 2001 и 2002 гг. - рассматривая претензии американских конкурентов, оба раза с сожалением сочла их правомерными. Впрочем, Deutsche Post проигнорировала заключение Комиссии, показав, что вовсе не собирается снижать свою агрессивность. В результате FedEx и UPS, так и не найдя справедливости в Старом Свете, обратились в министерство транспорта США с требованием судебного разбирательства. И теперь, если суд примет сторону истцов, американский рынок будет для DHL закрыт.
Уве Деркен, отвечая на вопрос о перспективах североамериканского рынка для его компании, заметил, что DHL, работая на американском рынке, ни в чем не нарушает законодательство США, а вся эта раздутая конкурентами шумиха объясняется лишь тем, что они опасаются конкуренции со стороны европейцев в этом очень многообещающим сегменте рынка авиаперевозок. Хотя та же UPS владеет 80% американского рынка, а DHL рассчитывает не более чем на 10%. но даже эта доля американским конкурентам показалась чрезмерной. Тем не менее американский рынок по-прежнему занимает важное место в операциях этого экспресс-перевозчика, и DHL не намерена, разумеется, его покидать.
О последовательной экспансии этой компании на мировом и, в частности, на американском рынке свидетельствуют ее последние проекты. Так, в аэропорту Цинциннати (США, штат Огайо) компания строит специализированный хаб по экспресс-доставке грузов и почты, который вступит в строй в июле нынешнего года. За ночь здесь будет обрабатываться до 1,13 млн тонн груза - почти вдвое больше, чем сейчас, в прежнем сортировочном центре, открытом еще в 1983 году. Для того, чтобы справиться с таким грузопотоком, новый хаб оснащается новейшим оборудованием для отслеживания и сортировки экспресс-отправлений, а численность персонала всего комплекса в Цинциннати достигнет 2 тыс. сотрудников.
Несмотря на кризис в авиатранспортной индустрии, всплеск активности грузоперевозок в Азиатско-Тихоокеанском регионе побуждает компании усиливать свое влияние на этих рынках. Для того, чтобы попрочнее закрепиться в Азии, DHL приобрела 30% акций авиакомпании Air Hong Kong - дочернего предприятия одной из ведущих азиатских авиакомпаний Cathay Pacific Airways. До 2004 года партнеры намерены вложить в развитие своего СП около 300 млн дол., а затем еще 100 млн дол. Не скрывая своих далеко идущих планов, партнеры заказали Airbus шесть самолетов A300-600 в грузовом варианте. Поставки начнутся в нынешнем году, а полностью заказ будет выполнен в начале 2005 года.
Значительные средства DHL вкладывает в строительство терминала в аэропорту Чек Лап Кок в Гонконге. Это позволит европейцам укрепиться в Азии и наконец-то потеснить FedEx и UPS. Кстати, в отличие от американских конкурентов, на азиатских маршрутах не было собственных самолетов и приходилось арендовывать провозные мощности у других авиакомпаний. А конкуренты тем временем тоже не дремлют: FedEx вовсю расширяет свою сеть внутриазиатских маршрутов, чему охотно содействует министерство транспорта США. Эта компания прочно застолбила за собой китайский рынок, выполняя еженедельно 11 рейсов в Шэньчжэнь, Шанхай и Пекин. UPS также сделала упор на рынок Китая - за последний год эти перевозки возросли более чем на 40%.
Понятно, что в сложившейся ситуации совместное предприятие Air Hong Kong заинтересовано в прокладывании новых маршрутов в Азии, включая, разумеется, и Китай, хотя прежде летать через китайскую территорию гонконгским перевозчикам было запрещено. DHL надеется, что сумеет этот запрет снять, чему, очевидно, могут поспособствовать партнерские отношения с китайской грузовой компанией ChinaTrans. Так или иначе, Cathay Pacific с помощью своего партнера имеет все шансы выйти на весьма прибыльный рынок экспресс-перевозок, а DHL сможет закрепиться в Азии и получить благоприятные возможности для дальнейшей экспансии в этом регионе.
Ту-204 в новой униформе
Мой собеседник - Роланд Томас, коммерческий директор DHL по СНГ и странам Балтии. Эту должность он занимает с декабря прошлого года, а до этого назначения в московское представительство он пять лет проработал в этой компании коммерческим менеджером в Швеции, а затем в Финляндии. До этого периода работал в международной штаб-квартире DHL в Бельгии.
С мая нынешнего года полеты между Москвой и Брюсселем, где расположен европейский сортировочный центр компании, стал выполнять самолет Ту-204, окрашенный в новые красно-желтые цвета DHL, хотя прежде эти перевозки осуществлялись пассажирскими самолетами Аэрофлота. Чем вызвана эта перемена в перевозочных операциях?
- Это вызвано прежде всего тем, - отвечает г-н Томас, - что мы хотим предоставить нашим клиентам более выгодное время для транзита грузов. Теперь полеты по маршруту Брюссель - Москва-Брюссель выполняются пять раз в неделю - мы в состоянии гарантировать доставку экспресс-отправлений на следующий день, до 9 часов или 12 часов дня в большинство европейских городов. Это, как вы понимаете, для потребителей намного выгодней. Кроме того, мы можем контролировать время вылета и прибытия самолета, чтобы оно четко стыковалось с работой других сетевых точек. И у наших клиентов появляется больше времени для того, чтобы отправить через нашу фирму посылки и бандероли.
- А как отнесся Аэрофлот к тому, что теперь вы не пользуетесь его услугами по трассе в Брюссель? Не осложнились ли ваши отношения?
- Ничуть. К тому же ведь мы продолжаем использовать самолеты Аэрофлота при перевозках внутри России. Хотя прежде основной объем груза, который нам надо было доставить в России и по европейским направлениям, перевозили самолетами British Airways.
Заметим, это обычная практика экспресс-перевозчиков - при необходимости использовать самолеты зарубежных авиакомпаний. Понятно, что при выполнении курьерских перевозок есть прямой смысл взаимодействовать с теми авиакомпаниями, которые имеют сильные позиции в данном регионе.
В 1995 году в Москве открылся главный офис DHL в СНГ и позволяющий ежедневно обрабатывать около 5 тонн груза новый сортировочный центр в аэропорту Шереметьево-2. Одновременно вступили в строй отделения в Архангельске и Казани. Не думает ли DHL о перебазировании в Домодедово, который считается лучшим аэропортом России и в который переезжает та же British Airways?
- Нет, - отвечает Роланд Томас, - нас пока вполне устраивает Шереметьево, для нас это воздушные ворота в Россию. Да и в этом порту расположен наш сортировочный центр, что очень удобно.
- Насколько сильно отразился кризис, переживаемый авиационной отраслью, на индустрию экспресс-перевозок?
- Действительно, авиаперевозчики и авиастроители ощутили на себе последствия этого кризиса, но сейчас идет достаточно медленное, но вполне ощутимое постепенное улучшение ситуации. Авиакомпания DHL по числу собственных и арендованных самолетов является восьмой в мире. Мы стараемся по возможности гибко оперировать в различных регионах мира. Разумеется, мы планируем свои перевозки с учетом потребностей клиентов и существующих регулярных рейсов.
Снижение темпов экономического развития за последние два года, в частности в Европе, как вы понимаете, не могло не повлиять на наши операции, поскольку спрос на наши услуги несколько снизился. Что касается финансовых показателей DHL, то в этом году они лучше, чем в прошлом. Наши позиции в Европе, прежде всего в Германии, достаточно сильные, думаю, мы сохраним взятый темп.
- Как вы, конечно, знаете, г-н Томас, один из ваших главных конкурентов - американская компания FedEx заказала 10 грузовых самолетов A380-800F, который сможет брать на борт до 150 тонн грузов. Не собирается ли DHL последовать этому примеру?
- Насколько я знаю, в сумму инвестиций, которые выделены на приобретение новых самолетов, не входит приобретение таких аэробусов. Решение FedEx далеко не у всех встречает понимание, как впрочем и намерение пассажирских перевозчиков заказывать самолеты повышенной вместимости....
Авторские права на данный материал принадлежат «Воздушный транспорт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114