О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Сирота казанская

Что представляет собой новый самолет Ту-324, читателю мало известно. Эта машина пока не покинула стены Казанского авиастроительного производственного объединения им. Горбунова. Новый "Ту", в создание которого предприятие вложило 70 млн. долл., шесть лет стоит в ангаре.

Машина должна была прийти на смену региональным самолетам Ту-134 и Як-40. Есть вся документация, современный двигатель, на 15% более экономичный, чем аналоги. Заключены десятки соглашений с авиакомпаниями, проявившими интерес к новинке. Осталось, получив федеральную поддержку, собрать самолет и поставить его на испытания. Но сирота казанская Ту-324 на взлет денег не имеет.

Нехватка у предприятий средств на инновационные проекты - главная причина крайне малой доли в России высокотехнологичной продукции. Но касса страны не пуста. Российские авиакомпании ежегодно закупают свыше 20 зарубежных самолетов, включая "Боинги". Чем провинились отечественные? Оказывается, ценой - правительство освободило авиакомпании от уплаты импортных пошлин. Сумма этих щедрот достигает 700 млн. долл. в год - примерно столько, сколько нужно нашему авиапрому на пять лет вперед.

Авиастроение как капля воды отражает ситуацию в отечественной промышленности. При растущих поставках за рубеж продукции ТЭКа доля машиностроения в экспорте замерла на отметке 10%. Во встречном потоке оно, наоборот, упрочивает свои позиции. В прошлом году Россия импортировала машиностроительной продукции на 16,7 млрд. долл. - свыше трети совокупного импорта.

Развитие собственной обрабатывающей промышленности (а не оплата зарубежной) было лейтмотивом третьего Поволжского экономического форума. Татарстан - далеко не сырьевой регион, в структуре его экономики доля промышленности составляет 44,7%. Чем объяснить, что руководство республики пригласило РСПП обсудить в Казани пути выхода из сырьевого плена? Мы бы назвали это "сверкой часов".

Два года назад в стенах РСПП появились первые наброски Концепции промышленной политики - системы мер государства, направленных на рост темпов ВВП через повышение конкурентоспособности продукции. Одновременно многие регионы стараются проводить собственную промышленную политику, в том числе Татарстан. Здесь нет ни Госплана, ни отраслевых министерств, однако рынок не помешал государству и бизнесу договориться о совместных решениях.

Можно сказать, в Казани сошлись теория и практика. Эта встреча показала: принципиальные положения Концепции промышленной политики могли бы с листа идти в жизнь. При условии, конечно, наличия на то политической воли....
Авторские права на данный материал принадлежат «Россия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка