Газета
7 октября 2003, 12:17
Российский авиапром спасут страны третьего мира
В ближайшее время иранская делегация направится в Россию для покупки пяти авиалайнеров Ту-204. Об этом сообщил министр дорог и транспорта Ирана Ахмад Хоррам. По словам иранского министра, Ту-204 дешевле в два раза западных аналогов. Хоррам оценил стоимость самолета Ту-204 в 22-27 млн. долларов (она, по словам источника в ОАО "Туполев", близка к себестоимости; для сравнения: подобный самолет от Airbus обойдется в 80 млн. долларов) и сообщил, что платеж по этой цене за пять самолетов может быть переведен в течение двух лет в случае достижения договоренности сторон. Однако министр лукавит. Основной причиной все же является не дешевизна самолетов, а то, что не каждая страна отважится продать самолеты Ирану, учитывая его непростые взаимоотношения с американцами.
В России ставят на "Ту"
Для российских предприятий дорог каждый заказ: чем больше выпускается самолетов, тем дешевле их производство. Мощностей предприятий в Ульяновске ("Авиастар") и Казани (КАПО), выпускающих Ту-204 и Ту-214, хватит для производства 30-40 машин в год. И нужно их максимально загрузить, иначе заводы встанут и технологии будут утеряны. В то же время российские авиакомпании пока обзаводиться "тушками" не спешат. У части нет денег, а у кого они есть, те мечтают о более дорогих Airbus и Boeing. На сегодняшний день в России летают пять Ту-214 и восемь Ту-204.
"Самолет неплохой, но требует доработок"
Как ни странно, но за рубежом новых "тушек" примерно столько же, сколько и в России. Пять наших самолетов Ту-204-120 уже есть у Египта и пять - у Китая. В Египте самолеты используются в модификации Sirocco с двигателями Rolls-Royce. Недавно четыре Ту-214 заказали болгарские авиакомпании Air Sofia и Balkan Holidays Air. В утвержденной государством программе развития гражданской авиации одними из наиболее перспективных с точки зрения экспорта как раз считаются Ту-204 и Ту-214. "Тушки" скорее всего будут производиться на заводе "Авиастар".
В целом Ту-204 является самым современным из серийных гражданских самолетов, выпускающихся в России.
Так как самолет новый, его эксплуатация сопряжена с некоторыми сложностями. Как рассказал ГАЗЕТЕ менеджер одной из российских компаний, эксплуатирующих Ту-204, "самолет неплохой, но требует доработок". По словам специалиста, электронная система управления надежна, но часто в ней возникают мелкие неполадки или ошибочная индикация поломок - все необходимо настраивать. Для борьбы со всеми этими накладками после поставки самолета и во время периода его обкатки на борту все время находятся инженеры с авиазавода.
Иран пролетел с Airbus
Впрочем, недавно Иран совсем не интересовался самолетами Туполева. Еще пару месяцев назад исполнительный директор национального иранского перевозчика Iran Air Давуд Кешаварзиян заявлял, что "Ту-154 пора снимать с линий, так как они небезопасны", и анонсировал переход на самолеты фирмы Airbus, но дружба с Airbus не задалась. А эксплуатацию Boeing в Иране вообще представить невозможно. Американцы всячески противодействуют появлению у Ирана не только военных, но и гражданских самолетов. Это понимают и специалисты "Туполева". "Понятно, что наши самолеты лучше всего берут в тех странах, где хотят серьезно сэкономить, и там, где не хотят зависеть от американцев, ведь самолет - это и запчасти, и сервис", - рассказал ГАЗЕТЕ источник в "Туполеве".
Самолеты из СНГ популярны в третьем мире
Что касается авиатехники, производимой в СНГ, то Иран уже достаточно давно и успешно сотрудничает с Украиной. Поставки Ан-140 даже переросли в его производство в Иране, проект получил название "ИрАн-140". Впрочем, в проекте "ИрАн-140" непонятно, что сыграло большую роль - качество украинского самолета или то, что ни одна другая страна с Ираном сотрудничать не хочет.
Теперь шанс наладить поставки самолетов в Иран есть и у России. По словам заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий Максима Пядушкина, проблем с американцами из-за поставок Ту-204 в Иран возникнуть не должно, так как это "сугубо гражданские самолеты и никаких международных санкций в отношении Ирана нет". По мнению Пядушкина, для российской авиатехники перспективны только рынки стран третьего мира. Там сейчас уже заказано около 15 самолетов.
Справка
Ту-204 начали разрабатывать в 1986 году. Длина самолета составляет 46,2 м, размах крыльев - 42 м. Ту-204 может выполнять полеты с дальностью до 3700 км. В кабине двух классов самолет может вмещать 196 пассажиров. Ту-204 - первый российский пассажирский самолет, оснащенный электродистанционной системой управления и способный совершать автоматическую посадку в условиях погодного минимума. Ту-214 является модификацией Ту-204. Он имеет максимальную дальность полета 7200 км и рассчитан на 164 пассажира в двухклассной компоновке....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114