О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Российский авиапром спасут страны третьего мира

Иран намерен закупить до 60 новых пассажирских авиалайнеров с целью замены устаревшего парка гражданской авиации. Львиная доля из них будет закуплена в России. Российскими самолетами в Иране заинтересовались достаточно давно. А очередной рост разногласий с мировым сообществом фактически не оставил иранцам выбора. Первый контракт с Ираном может принести российским авиастроителям до 150 млн. долларов и оживить российский авиапром. Отечественные авиакомпании закупать Ту-204 не торопятся, считая самолет "сырым и недоработанным". Они предпочитают брать в лизинг Airbus и Boeing по цене в два раза дороже Ту-204.

В ближайшее время иранская делегация направится в Россию для покупки пяти авиалайнеров Ту-204. Об этом сообщил министр дорог и транспорта Ирана Ахмад Хоррам. По словам иранского министра, Ту-204 дешевле в два раза западных аналогов. Хоррам оценил стоимость самолета Ту-204 в 22-27 млн. долларов (она, по словам источника в ОАО "Туполев", близка к себестоимости; для сравнения: подобный самолет от Airbus обойдется в 80 млн. долларов) и сообщил, что платеж по этой цене за пять самолетов может быть переведен в течение двух лет в случае достижения договоренности сторон. Однако министр лукавит. Основной причиной все же является не дешевизна самолетов, а то, что не каждая страна отважится продать самолеты Ирану, учитывая его непростые взаимоотношения с американцами.

В России ставят на "Ту"

Для российских предприятий дорог каждый заказ: чем больше выпускается самолетов, тем дешевле их производство. Мощностей предприятий в Ульяновске ("Авиастар") и Казани (КАПО), выпускающих Ту-204 и Ту-214, хватит для производства 30-40 машин в год. И нужно их максимально загрузить, иначе заводы встанут и технологии будут утеряны. В то же время российские авиакомпании пока обзаводиться "тушками" не спешат. У части нет денег, а у кого они есть, те мечтают о более дорогих Airbus и Boeing. На сегодняшний день в России летают пять Ту-214 и восемь Ту-204.

"Самолет неплохой, но требует доработок"

Как ни странно, но за рубежом новых "тушек" примерно столько же, сколько и в России. Пять наших самолетов Ту-204-120 уже есть у Египта и пять - у Китая. В Египте самолеты используются в модификации Sirocco с двигателями Rolls-Royce. Недавно четыре Ту-214 заказали болгарские авиакомпании Air Sofia и Balkan Holidays Air. В утвержденной государством программе развития гражданской авиации одними из наиболее перспективных с точки зрения экспорта как раз считаются Ту-204 и Ту-214. "Тушки" скорее всего будут производиться на заводе "Авиастар".

В целом Ту-204 является самым современным из серийных гражданских самолетов, выпускающихся в России.

Так как самолет новый, его эксплуатация сопряжена с некоторыми сложностями. Как рассказал ГАЗЕТЕ менеджер одной из российских компаний, эксплуатирующих Ту-204, "самолет неплохой, но требует доработок". По словам специалиста, электронная система управления надежна, но часто в ней возникают мелкие неполадки или ошибочная индикация поломок - все необходимо настраивать. Для борьбы со всеми этими накладками после поставки самолета и во время периода его обкатки на борту все время находятся инженеры с авиазавода.

Иран пролетел с Airbus

Впрочем, недавно Иран совсем не интересовался самолетами Туполева. Еще пару месяцев назад исполнительный директор национального иранского перевозчика Iran Air Давуд Кешаварзиян заявлял, что "Ту-154 пора снимать с линий, так как они небезопасны", и анонсировал переход на самолеты фирмы Airbus, но дружба с Airbus не задалась. А эксплуатацию Boeing в Иране вообще представить невозможно. Американцы всячески противодействуют появлению у Ирана не только военных, но и гражданских самолетов. Это понимают и специалисты "Туполева". "Понятно, что наши самолеты лучше всего берут в тех странах, где хотят серьезно сэкономить, и там, где не хотят зависеть от американцев, ведь самолет - это и запчасти, и сервис", - рассказал ГАЗЕТЕ источник в "Туполеве".

Самолеты из СНГ популярны в третьем мире

Что касается авиатехники, производимой в СНГ, то Иран уже достаточно давно и успешно сотрудничает с Украиной. Поставки Ан-140 даже переросли в его производство в Иране, проект получил название "ИрАн-140". Впрочем, в проекте "ИрАн-140" непонятно, что сыграло большую роль - качество украинского самолета или то, что ни одна другая страна с Ираном сотрудничать не хочет.

Теперь шанс наладить поставки самолетов в Иран есть и у России. По словам заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий Максима Пядушкина, проблем с американцами из-за поставок Ту-204 в Иран возникнуть не должно, так как это "сугубо гражданские самолеты и никаких международных санкций в отношении Ирана нет". По мнению Пядушкина, для российской авиатехники перспективны только рынки стран третьего мира. Там сейчас уже заказано около 15 самолетов.

Справка

Ту-204 начали разрабатывать в 1986 году. Длина самолета составляет 46,2 м, размах крыльев - 42 м. Ту-204 может выполнять полеты с дальностью до 3700 км. В кабине двух классов самолет может вмещать 196 пассажиров. Ту-204 - первый российский пассажирский самолет, оснащенный электродистанционной системой управления и способный совершать автоматическую посадку в условиях погодного минимума. Ту-214 является модификацией Ту-204. Он имеет максимальную дальность полета 7200 км и рассчитан на 164 пассажира в двухклассной компоновке....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка