Независимое военное обозрение
24 октября 2003, 15:30
Вертолеты падают из-за неразберихи в управлении
- Виталий Егорович, насколько оправданно переподчинение армейской авиации Главкомату ВВС?
- Не вижу ни одного аргумента в оправдание таких действий нынешнего руководства Минобороны. Сейчас армейская авиация будет отброшена на уровень начала 80-х годов. Именно тогда принималось решение о проведении эксперимента, связанного с переподчинением ее сухопутным командирам. Двадцатилетний опыт, в том числе войны в Афганистане и Чечне, показал эффективность такого взаимодействия. И вот теперь все возвращается на круги своя.
В последнее время мы уже наблюдали серию авиакатастроф военных вертолетов. В том числе двух вертолетов Ми-24 на крупнейших за последние десятилетия учениях на Дальнем Востоке в августе 2003 года, за которыми наблюдал министр обороны РФ Сергей Иванов. Эта катастрофа высветила общую для армейской авиации проблему, связанную с тем, что, по сути, у нее сейчас нет хозяина. Что говорить, если в два раза сокращено управление армейской авиации, ликвидированы соответствующие управления и отделы в военных округах и общевойсковых армиях. А ведь их возглавляли не чиновники-бумагомаратели, а опытные офицеры-специалисты и летчики, умеющие организовать боевую работу. Сейчас же в запас отправлены около 200 первоклассных летчиков.
Раньше армейская авиация подчинялась лично главкому Сухопутных войск. Теперь же будет подчиняться непонятно кому в штабе ВВС. Эти люди далеки от проблем ударной авиации, взаимодействия с наземными войсками и т.п.
- С чем, на ваш взгляд, связана катастрофа 26 августа двух ударных вертолетов Ми-24 во время учений на Дальнем Востоке?
- Бывшие сослуживцы мне уже обрисовали картину происшедшего. С их слов я сделал выводы, что главная причина столкновения вертолетов связана с осуществляемой сейчас не во всем продуманной реорганизацией системы управления армейской авиацией. Катастрофа вертолетов Ми-24 произошла по причине отсутствия должного контроля за организацией боевой подготовки в вертолетных частях и подразделениях. Я знаю Черниговский вертолетный полк не понаслышке. Это правофланговая часть в Дальневосточном военном округе. Полк имеет славные боевые традиции и именно ему доверили представлять войска на проводимых маневрах. Не раз бывал там. Знаком с летчиками. Погибшие офицеры - специалисты 1 и 2 класса. Их налет только в этом году составил около 100 часов. Но не все зависит от мастерства пилотов.
Даже за мастерами нужен контроль, нужно четкое управление и взаимодействие. И если это организовано не в полной мере - современный бой таких ошибок не прощает.
- Отмечают, что подчас причинами катастроф вертолетов является старение техники? Вы в руководстве предприятия, которое поставляет ударные вертолеты в войска. Когда последний раз это имело место?
- Если точнее говорить, мы должны поставлять вертолеты в войска. Но по причине скудного военного бюджета - не поставляем. Это я заявляю не только как оборонщик, но и как бывший командующий армейской авиацией. Крайняя партия вертолетов Ми-24 (5-6 машин старой модификации) поступила в войска накануне первой чеченской кампании в 1993-1994 годах. Больше не было.
- Сейчас завершено уголовное дело по факту катастрофы в августе 2002 года вертолета Ми-26 под Ханкалой. Среди обвиняемых командир Моздокского вертолетного полка подполковник Анатолий Кудяков. Как вы относитесь к этому факту?
- Начнем с того, что Кудяков был не командиром полка, а только исполнял его обязанности. Он не был проведен в этой должности ни по одному документу. Не он давал команду на заполнение вертолета 150 военнослужащими. Тем более что его охрана и сопровождение - это также дело старших начальников. Везде натяжки. Я против огульного осуждения этого офицера. И я считаю, он правильно поступает, что не признает свою вину. Я знаю, что ему сейчас предлагают: мол, признайся что виноват, и мы тебя осудим условно. Он не соглашается. Даже если условно, то человеку все равно дадут срок, и он в любой момент может сесть де-факто в тюрьму.
Данная ситуация напоминает дело организаторов ГКЧП. Помнится их тоже уговаривали и просили признать вину в обмен на условное заключение в тюрьму. Все тогда признались, кроме главкома Сухопутных войск генерала Варенникова. У всех теперь за спиною уголовное дело. А Варенников - невиновен. Так и должны поступать честные офицеры.
- Какие обязанности вы выполняете на своей новой должности топ-менеджера "Роствертола"?
- Испытываем и модернизируем вертолеты, готовим их к эксплуатации в войсках и продаем за рубеж. Работы хватает.
- Как вы считаете, какие вертолеты для войск лучше - семейства "Миля" или "Камова"?
- Ми-24 и идущие на смену ему Ми-24Н и Ми-28 - это однотипные вертолеты, хорошо зарекомендовавшие себя в войсках. К ним привыкли. Они более надежны в эксплуатации и менее затратные. Вертолеты "Камова" тоже интересные машины, но я считаю, что наши "Ми" лучше. И самое главное - лучше, если сравнивать их по системе затратность-эффективность....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
