О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Выяснение обстоятельств гибели журналиста Артема Боровика и бизнесмена Зии Бажаева продолжается

Итоги последних четырех лет по ситуации в Чечне и положению со свободой слова в России, судя по заявлениям президента Путина и его окружения, вполне удовлетворительны. Ну, что же, бумага и микрофоны многое стерпят. А общество, избиратели, люди? Имея кроме памяти еще и способность к анализу происходящего, готовы ли мы соглашаться с иллюзией стабильности, чтобы однажды незаметно привыкнуть к чувству боли, трагедии, смириться с диагнозом "социальная амнезия"?

Эти вопросы были актуальны и в марте 2000 года - еще до взрыва на Пушкинской, атаки на НТВ, закрытия ТВ-6, ТВС, "Норд-Оста", дела "Юкоса", но уже после начала второй чеченской войны и взрывов в Волгодонске и Москве.

Тогда проблемы Чечни и свободы СМИ, а также нежелание мириться с войной и особенностями национальной политики - все это объединило в намерениях создать совместный медиа-проект русского журналиста, главу холдинга "Совершенно секретно" Артема Боровика и чеченского предпринимателя, президента нефтяной компании "Группа Альянс" Зию Бажаева.

Четыре года назад утром 9 марта 2000 года в аэропорту "Шереметьево" самолет Як-40, VIP-пассажирами которого были Артем Боровик и Зия Бажаев, потерпел авиакатастрофу. На первых секундах взлета Як-40 неожиданно повело влево, после чего ситуация моментально стала необратимой даже для опытного экипажа, и с креном в 60-65 градусов борт рухнул на взлетную полосу. Все 9 человек погибли.

Спустя год после странной, по мнению многих экспертов и журналистов, авиакатастрофы чиновники поставили точку в этой истории. Версия теракта, озвученная сразу после трагедии главой центра общественных связей ФСБ Александром Здановичем, уже не упоминалась вовсе. Нам сообщили, что всему виной человеческий фактор, ошибки экипажа, а основными причинами трагедии назвали обледенение и взлет при нестандартном положении закрылков (11, а не 20 градусов).

Потом расформировали транспортную прокуратуру, в ведении которой находились документы и само дело. А за последние года два число упоминаний в СМИ об этом происшествии, как впрочем и имен Артема Боровика и Зии Бажаева, практически свелось к нулю.

От того, что расследование катастрофы попало четыре года назад под "особый контроль" силовых структур, прокуратуры и лично главы МЧС Сергея Шойгу, общество не стало знать больше. Попав "туда", это дело, как и многие другие, просто умерло для общественности. Если официальные следственные органы не в состоянии работать в режиме открытости и ответственности перед обществом, налогоплательщиками, то именно это, возможно, лучший повод для проведения альтернативного расследования самими гражданами.

"Hовая газета" представляет акцию "Публичное расследование". Цель этой акции - поднять из небытия те дела и происшествия, по которым общество так и не получило ясных и логичных ответов. Для общения в режиме информационной открытости предлагается использовать коммуникационные возможности Интернета - как медиа-среды, которая пока еще остается относительно свободной от государственной вертикали.

Мы начинаем наше первое "Публичное расследование" с дела о катастрофе самолета "Як-40" 9 марта 2000 года. Во-первых, потому, что не считаем возможным забывать и все-таки надеемся получить ответы, потребность общества в которых не исчерпана за давностью лет. Во-вторых, обстоятельства гибели влиятельных пассажиров, их охраны и опытного экипажа по-прежнему вызывают много вопросов.

Сегодня в распоряжении редакции появились документы, которые нуждаются в комментариях независимых специалистов. Часть из них отдел расследований выставляет на сайте в открытом доступе. Вот те немногие документальные свидетельства, которые отчасти помогают воссоздать объективную картину происходящего с самолетом. Это "Расшифровка данных магнитного самописца режима полетов (МСРП-12-96) борта 88170 ("Черного ящика")" и "Схема руления самолета Як-40 на взлетной полосе перед взлетом 9 марта 2000 г.". Дело в том, что последний взлет разбившегося Як-40 не был по странному стечению обстоятельств зафиксирован локатором обзора летного поля.

Интересно и то, что официальный отчет комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК) фиксирует, но никак не комментирует и не развивает тему причин отклонений, возникших при взлете:

"...Запись параметров на бортовом самописце и результаты моделирования взлета свидетельствуют о нормальном темпе разгона самолета на разбеге при работе двигателей на взлетном режиме, появлении значительного кренения влево, практически сразу же после отрыва (через 2-3 секунды), которое, несмотря на полное отклонение элеронов и руля направления, не было парировано, что привело к столкновению самолета с землей с креном 60-65 градусов и разрушению самолета". Лицам официальным было, видимо, проще списать роковые неполадки на пресловутый "человеческий фактор". Однако на вопрос, почему для опытного экипажа Вологодского авиапредприятия именно эта ситуация при взлете оказалась критической, необратимой, нам так и не ответили. Те, кто расследовали это происшествие, не стали комментировать весной 2000 года журналистам факт странной замены накануне борта, на котором изначально должны были лететь Артем Боровик и Зия Бажаев, на другой, который потом разбился.

Однажды в интервью программе "Без протокола", еще на ТВС, вдова и коллега Артема Боровика, нынешний руководитель холдинга "Совершенно секретно" Вероника Боровик-Хильчевская на вопрос о перспективах альтернативного расследования упомянула, что надежда узнать правду о катастрофе есть, но не раньше 2008 года. Мы полагаем, что возможность проведения сетевого и, надеемся, компетентного расследования ускорит процесс обнародования правды о событиях, которые значимы для всех нас.

Редакция обращается к экспертам, очевидцам и всем, кто может помочь пролить свет на эти события, а также предоставить документы, свидетельства о судьбе официального расследования и других подробностях этого дела....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка