О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Самолет, которого не было?

По предварительным данным, самолет при посадке на воду задел крылом за дерево, разрушился, в результате чего погибло два человека, в баках находилось топливо, но пожара не было

"С 15.07.04 г. пропала связь с 2-местным гидросамолетом марки "Корвет", который сопровождал группу неорганизованных и незарегистрированных туристов, сплавляющихся на лодках по реке Кас с территории Томской области. О пропаже космической связи с ним сообщил из г. Москвы организатор сплава, который 17.07.04 г. вылетел в г. Красноярск для организации поиска гидросамолета". (Сводка управления по делам ГО и ЧС).

Пробираясь к Енисею, его левобережные притоки Малый и Большой Кас становятся похожими на нормальные реки только ниже селений Налимный Шлюз и Александровский Шлюз. Заломы из упавших деревьев, низкие торфяные берега, мели и перекаты, огромное количество топляков, бесчисленные и неожиданные повороты делают их труднопроходимыми и опасными. Среди припойменных болот, озер, стариц, проток человеку, впервые попавшему в эти края, иногда кажется, что он уже целую вечность плутает в этом комарином раю, где одни повороты реки, песчаные отмели абсолютно похожи на другие.

Журналистам "Красноярского рабочего", прошедшим в 2003 году с экспедицией по Обь-Енисейскому каналу от озера Водораздельное, что в Томской области, до слияния с Большим Касом, это хорошо знакомо. Здесь и на лодках или катамаранах плыть небезопасно, а уж на гидросамолете, каким бы оснащенным он ни был, тем более. Участниками трагедии на реке Кас, по свидетельству многих очевидцев, были не только два погибших пилота "Корвета". С верховьев Малого Каса по каналу двигалась небольшая экспедиция, состоявшая, как утверждают общавшиеся с ее участниками местные староверы, из жителей Москвы.

"17.07.04 г. в 8.00 оповещены дежурно-диспетчерские службы Енисейского района, информация доведена до диспетчеров МТУ воздушного транспорта, зонального центра управления воздушным движением, Енисейского районного центра управления воздушным движением с целью организации воздушной разведки в районе последнего сеанса связи". (Сводка Главного управления по делам ГО и ЧС).

- Это они, ну те, которые приплывали к нам на "резинках". Они сплавлялись на двух лодках из Томской области, переночевали тут недалеко в палатках, потом стали искать и расспрашивать про самолет, - рассказывал возле вертолета еще в Александровском Шлюзе житель Гуляевской заимки, - потому что они должны были встретиться здесь. Он, самолет этот, и садился несколько раз на плесе Большого Каса. Николай-то Кондратьев, тот вроде собирался даже слетать с ними, да че-то не полетел. А потом с их группы уже прилетали на вертолете искать. И они же нашли, где они разбились, привязали веревкой самолет, нашли тело молодого парня и увезли его с собой. А эти-то, на самолете которые, они из Иркутска по Ангаре спускались. У них, по их рассказам, когда у нас были, че-то случилось, и они поэтому полетели не прямо на Кас, а вдоль Ангары, чтоб, значит, далеко от воды не удаляться.

Автор этих строк слышал свидетельства, что гидросамолет несколько раз был в Енисейске, экипаж ночевал в машине возле берега. Заправились бензином (на борту разбившегося самолета обнаружена алюминиевая канистра) и улетели. Потом видел фотографию этого самолета, датированную 7 июля 2004 года, стоявшего на воде возле берега в городе. В Александровском Шлюзе их видели в понедельник 12 июля. Как рассказывают жители, самолет потерпел аварию 15 июля.

- Я как раз печку начал класть в школе и слышу, самолет летит. А потом гляжу, так это же не Ан-2. Они покрутились над деревней, сделали несколько кругов, потом сели на Большой Кас там, пониже деревни. Только самолет прилетел вперед, и тут эти приехали, где-то через полчаса, на резиновых лодках с моторами. Встретились тут же, на устье, поговорили, потом лодки пошли вперед. А эти, с самолета, говорят, что мы, мол, приотстанем немного, потом поплывем следом или полетим и подождем на Большом Касе или на Енисее. Эти, на лодках, на Енисей выехали, а там никого нет.

"По докладу диспетчерских служб Енисейского района, последний раз гидросамолет был замечен 15.07.04 г. жителями с. Александровский Шлюз, и, по их словам, гидросамолет вылетел в район деревни Новый Городок. На борту гидросамолета предположительно было 2 человека - отец и сын". (Сводка Главного управления по делам ГО и ЧС).

- Они сели-то на реке как раз около моего дома, ребятишки видели мои, которые сбежались посмотреть. Благополучно сели, походили еще по песку, потом столкнули самолет, сплыли до устья и улетели. Это только на Гуляевской заимке теперь можно спросить, видели они чего или не видели. Они как раз недалеко от них упали.

Отсутствие сведений в местных управлениях аэронавигации и МЧС о маршрутах гидросамолета Иркутского регионального отделения Федерации любительской авиации России, управляемого Павлом Скороходовым, объясняется тем, что члены экипажа объявляли себя глиссирующей лодкой, а не воздушным судном. А раз, мол, лодка, то при чем тут контроль за воздушными сообщениями?! Самолет есть, со всем, что ему соответствует, кроме технического паспорта и лицензии на пилотирование, но его как бы и нет.

Версия о том, что технические документы на гидроплан могли потеряться при падении машины, малоубедительна. При осмотре тела погибшего Александра Скороходова все личные документы (визитные карточки председателя регионального отделения ФЛА, личный пропуск для входа в здание ФЛА в Москве, технический паспорт на автомобиль "Тойота-Виста" 1994 года выпуска, водительские удостоверения отца и сына Скороходовых, лицензия на газовое оружие) были тщательно упакованы в водонепроницаемые пакеты. Радиостанция гидросамолета в момент катастрофы была включена на частоте 133 мегагерца УКВ-диапазона.

- Они летали в абсолютно неконтролируемых местах, -считает Геннадий Колегин, - и причинами катастрофы могли послужить неосторожное пилотирование, недооценка ситуации, полное незнание местности, акваторий лесных рек. Если они раньше летали на Байкале, на Ангаре и Енисее, где препятствий и опасностей гораздо меньше, то здесь, вероятно, не были готовы к таежным условиям. А о том, что они нигде не регистрировались как воздушное судно, надо разговаривать с владельцами самолета, с их федерацией. С пилотами уже не поговоришь... По моему твердому убеждению, они явно недооценили тайгу и реку Кас.

"18.07.04 г. Установлено, что оба погибших (1944 г/р и 1973 г/р) являлись жителями г. Иркутска. По предварительным данным, самолет при посадке на воду задел крылом за дерево, разрушился, в результате чего погибло два человека, в баках находилось топливо, но пожара не было. Погибшие в авиакатастрофе доставлены в морг г. Енисейска". (Сводка Главного управления по делам ГО и ЧС).

Для участников таежной экспедиции, закончившейся трагедией, двое из которых лежат сейчас в моргах Ярцева и Енисейска, а оставшиеся в живых улетели в Москву, история почти закончилась. Для милиции, прокуратуры, летной инспекции и прочих государственных структур она, по сути, только начинается. И вопросов пока гораздо больше, чем ответов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красноярский рабочий». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка