О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

История авиации: 2000-2004

За четыре года правления Владимира Путина множество транспортных предприятий сменили своих собственников. Не обошлось, конечно, без скандалов, но по сути на состоянии отрасли эти перестановки никак не отразились

За четыре года правления Владимира Путина множество транспортных предприятий сменили своих собственников. Не обошлось, конечно, без скандалов, но по сути на состоянии отрасли эти перестановки никак не отразились.

История авиации на земле

В настоящее время в России насчитывается 423 аэропорта, почти все они находятся в госсобственности. Несмотря на то что в прошлом году правительство пообещало в ближайшее время уйти из аэропортового бизнеса (это оговорено и в транспортной стратегии России) и передать воздушные гавани в частные руки, первый президентский срок Владимира Путина показал, что этот процесс не будет быстрым и простым.

В июне 2000 года "Аэрофлот" (51% акций принадлежит государству) объявил о намерении построить третий терминал в международном аэропорту Шереметьево (МАШ, на 100% в госсобственности). "Аэрофлот" - базовый перевозчик МАШ, и кому как не ему знать, что пропускные возможности и инфраструктура аэропорта давно не отвечают реальным потребностям. Однако дальше аренды земельного участка в 50 га в Химкинском районе и помпезной закладки первого камня дело до сих пор не пошло. Менеджмент "Аэрофлота" и чиновники разошлись во взглядах на то, кто должен строить новый терминал и управлять действующими.

В прошлом году "Альфа-групп", до сих пор не имевшая транспортных активов, пролоббировала в правительстве Михаила Касьянова конкурс по выбору на три года управляющей компании МАШ и выиграла его, опередив консорциум "Аэрофлота" и Национального резервного банка. Гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов тогда даже пригрозил сменить аэропорт базирования, а победитель (ОАО "Альфа-Шереметьево", 100% принадлежит аффилированной с "Альфа-групп" компании "Альфа-Эко М") представил пул иностранных партнеров, с которыми собирался взяться за МАШ.По словам главы "Альфа-Шереметьево" Игоря Барановского, размер необходимых инвестиций в реконструкцию и модернизацию МАШ, а также строительство третьего терминала оценивается в $1, 5-2 млрд.

Однако результаты конкурса утверждены не были. Правительство Михаила Фрадкова под давлением "Аэрофлота" их фактически дезавуировало. В начале июня премьер поручил "Аэрофлоту" и "Альфа-групп" договариваться о совместном управлении аэропортом. Пока они определились только с юридической стороной вхождения "Аэрофлота" в управляющую компанию. 6 июля совет директоров "Аэрофлота" принципиально одобрил такую схему: "Альфа-Эко М" и "Аэрофлот" создадут ООО "Аэропорт менеджмент", которому перейдет в собственность 100% акций управляющей компании. Открытым остается вопрос о соотношении долей партнеров в новой компании. Скорее всего, переговоры затянутся, и не исключено, что их участники еще не раз воспользуются своими лоббистским возможностями, чтобы переиграть ситуацию в свою пользу.

Внуково, третий по пассажиропотоку аэропорт Москвы после Шереметьево и Домодедово, оказался первым фактически приватизированным и был сдан федеральными властями практически без боя. До ноября 2003 года 60,88% акций АО "Аэропорт Внуково" (владеет терминалом "Внуково-1") находилось в собственности Минимущества РФ, однако фактически весь аэропортовый бизнес Внуково уже давно контролировала Авиационно-нефтяная компания (АНК). В АНК структуру собственников не раскрывают, но, по некоторым данным, крупнейшими совладельцами компании являются отец и сын Анатолий и Виталий Ванцевы. Ванцевы, впрочем, утверждают, что им принадлежит только менеджерский пакет, размер которого не уточняется.

АНК принадлежит ЗАО "Внуково-инвест" (собственник второго крупного пакета - 38,2% акций АО "Аэропорт Внуково"), 75% АО "Международный аэропорт Внуково" (остальные его бумаги находятся в собственности правительства Москвы), 60% ЗАО "Топливозаправочный комплекс", 59% ЗАО "Топливозаправочная компания", больше 50% АО "ТЗК "Прима-Фьюэл"".

В апреле 2002 года мэр Москвы Юрий Лужков направил Владимиру Путину предложение передать акции аэропорта Внуково в счет погашения задолженности по субвенциям за исполнение Москвой столичных функций. Принципиально о передаче акций, оцененных в 1,74 млрд руб., стороны договорились через год, а в ноябре Путин подписал соответствующий указ. По словам гендиректора ОАО "Международный аэропорт Внуково" Виталия Ванцева, перераспределения акций и передачи их в управление одной структуре, как изначально планировали совладельцы Внуково, в итоге не произошло, однако координатором проекта по модернизации всего внуковского аэропортового комплекса в ранге управляющей компании было выбрано ОАО "Аэропорт Внуково". До 2007 года во Внуково должны вложить $300 млн, до 2008-го - еще $200 млн.

Кроме того, АНК также претендует на покупку находящегося сейчас в госсобственности аэровокзала в сочинском аэропорту, где у компании уже есть топливозаправочный бизнес. По сведениям "Власти", сумма сделки может составить $70-80 млн с условием последующих инвестиций в размере $30-40 млн. "Скорее всего, это будет тендер, и мы намерены в нем участвовать", - говорит Виталий Ванцев.

Транспортная стратегия правительства РФ предполагает, что передел в аэропортовой сфере продолжится. Пока аэропорты не выделены из состава 71 авиакомпании (24 из них - акционерные общества, 47 - государственные унитарные предприятия). С учетом того, что в госсобственности порой находятся только взлетно-посадочные полосы и здания аэропортов, а бизнес ведут частные структуры, преобразования будут идти непросто.

История авиации в небе

Глобальных изменений в авиаперевозках за четыре года произошло немного. Компаний, которые занимаются этим бизнесом, по-прежнему более двухсот, но половину пассажирских перевозок осуществляют всего пять авиакомпаний: "Аэрофлот - Российские авиалинии", "Сибирь", "Пулково", "Красноярские авиалинии" и UTair (бывшая "Тюменьавиатранс"). Интересно, что государство присутствует в каждой из компаний пятерки лидеров, кроме UTair, с долей от 25, 5% до 100%. По оценкам экспертов, это, в сочетании с влиянием более прогрессивного частного менеджмента, и позволило перевозчикам занять лидирующие позиции. Агрессивнее других свой бизнес в последние четыре года развивала авиакомпания "Сибирь", подконтрольная новосибирцам - супругам Владиславу (гендиректор) и Наталье (его заместитель) Филевым. Экспансия "Сибири" на рынке авиаперевозок началась с "Внуковских авиалиний" (ВАЛ), занимавших в середине 1990-х второе место по объему перевозок, но к 2000 году фактически ставших банкротом. В 2001 году менеджмент "Сибири" объявил о начале процедуры слияния компаний. Но когда выяснилось, что долги ВАЛ составляют почти 1 млрд руб., а кредиторы несколько раз блокировали объединение в судебном порядке, "Сибирь" просто выкупила 37 самолетов московского перевозчика, которые были предварительно переведены в созданные менеджментом ВАЛ дочерние компании. В 2003 году "Внуковские авиалинии" были объявлены банкротом.

Летом 2002 года "Сибирь" стала совладельцем авиакомпании Armavia, созданной группой армянских бизнесменов и эксплуатирующей арендованные Ту-134, Ту-154 и взятый в лизинг Airbus A320. В самой "Сибири", впрочем, эту информацию до сих пор официально не подтверждают, называя сотрудничество с Armavia "стратегическим альянсом".

Наконец, в мае этого года совладелец ОАО "Челябинское авиапредприятие" (ЧАП) Сергей Яшин продал структурам Владислава Филева 54% акций своей компании. В результате "Сибирь" получила аэропорт Челябинска, топливозаправочный комплекс, парк из 16 самолетов Ту-154, Ту-134 и Як-42 и возможность увеличить пассажиропоток как минимум на 500 тыс. человек. Сумма сделки, по экспертным оценкам, составила $10 млн. Правда, против продажи и прихода новых собственников выступил бывший партнер Яшина и миноритарий ЧАП Евгений Разумов. Противостояние сторон идет в лучших традициях акционерных войн: обоюдные судебные разбирательства, захваты территории челябинского аэропорта и московского офиса дочерней авиакомпании ЧАП - "Энкор". Тем не менее в начале июля менеджмент "Сибири" официально объявил о начале работы в ЧАП, и компания начала обслуживание рейса Москва - Челябинск.

В конце июня сменился собственник авиакомпании UTair - одного из крупнейших мировых операторов вертолетной техники (184 единицы). Администрация Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) и мэрия города Сургута, владевшие почти 45% акций UTair, продали свой пакет. Новый собственник не разглашается, но источники, близкие к сделке, говорят, что им стала нефтяная компания "Сургутнефтегаз". Дело в том, что серьезную долю клиентов UTair составляют нефтяники, и компания имеет развитую инфраструктуру сразу в нескольких нефтяных городах России. Купить авиакомпанию нефтяникам настоятельно порекомендовал губернатор ХМАО Александр Филипенко. Официально ни в UTair, ни в "Сургутнефтегазе" сделку не подтверждают, однако, по словам гендиректора авиакомпании Андрея Мартиросова, собственник - компания "достаточно известная на территории округа и за его пределами".

Сошли со сцены

Александр Красненкер


Пришедший на должность коммерческого директора "Аэрофлота" из ЛогоВАЗа в 1995 году Александр Красненкер вполне мог сделать блестящую карьеру в авиабизнесе. Однако он наряду с заместителем гендиректора компании Николаем Глушковым и еще несколькими топ-менеджерами "Аэрофлота" стал заложником конфликта власти с Борисом Березовским и личных амбиций главы компании Валерия Окулова, зятя Бориса Ельцина. Менеджеров фактически подвел раскол внутри "семьи". В результате в 1999 году появилось так называемое дело "Аэрофлота", а опальные руководители со скандалом покинули компанию. После этого Красненкер возглавлял "Внуковские авиалинии", однако в сентябре 2000 года потерял и это кресло. Первый срок президентства Владимира Путина шло уголовное разбирательство дела экс-руководителей "Аэрофлота", причем Николай Глушков провел эти годы за стенами Лефортовского СИЗО. В марте этого года суд вынес приговор, но уже в июне он был отменен по заявлению Генпрокуратуры. Дело направлено на новое рассмотрение.

Татевос Суринов

Глава "Росавиаконсорциума" Татевос Суринов долгие годы был одной из наиболее харизматичных фигур российского авиабизнеса. Он контролировал "Внуковские авиалинии", которым в начале 1990-х от единого советского "Аэрофлота" досталась фактически вся сеть внутренних перевозок. "Внуковские авиалинии" были второй по величине авиакомпанией страны, но под руководством Суринова и его партнера Александра Климова быстро покатились к банкротству. В 2000 году авиапредприятие досталось "Сибири". В начале 2001 года сибиряки взяли под свое управление практически всю коммерческую деятельность московского перевозчика, а спустя несколько месяцев объявили об объединении компаний. Суринов пытался создать новые небольшие авиакомпании. Однако прежних позиций в авиаотрасли занять он, скорее всего, не сможет.

Взошли на сцену

Александр Лебедев


Бывшего дипломата и разведчика, депутата Госдумы и совладельца Национального резервного банка Александра Лебедева нельзя назвать абсолютным новичком в авиабизнесе: он был одним из инициаторов создания в 1999 году авиализинговой компании "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК). Сейчас Национальной резервной корпорации (НРК, занимается небанковскими активами НРБ) принадлежит 45% ИФК, управляющей контрольным пакетом акций Воронежского акционерного самолетостроительного объединения (дальнемагистральные самолеты Ил-96-300). Однако главным шагом Лебедева в авиаотрасли стала покупка в прошлом году группой НРБ 26% акций "Аэрофлота" у Millhouse Capital Романа Абрамовича. Сейчас размер пакета НРК в авиакомпании составляет почти 30%. Причем, несмотря на заявления о стратегическом партнерстве с менеджментом и государством (которое владеет контрольным пакетом крупнейшей авиакомпании страны), представители НРК в совете директоров зачастую выступают их оппонентами....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Власть». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка