Военно-промышленный курьер
3 ноября 2004, 11:12
Американский вызов и наш ответ
Военные операции и войны в XXI веке будут совсем не похожи на те, что разворачивались 20-30 лет тому назад. Свидетельств тому - множество. А потому остановимся лишь на использовании технологии "Стелс"
Пилотируемые "призраки"
Однако прежде всего, ученые и конструкторы стремились превратить в своего рода "призраки" пилотируемые летательные аппараты. Напомню, что еще в 1980-х гг. по заданию Военно-воздушных сил США по "Стелс-технологии" были разработаны разведывательно-ударный самолет F-117А Nighthawk и стратегический бомбардировщик B-2 (боевой радиус действия 8000 км, взлетный вес 136 тонн). Сейчас в завершающей стадии создания находится многоцелевой истребитель F/A-22 Raptor со взлетным весом 23 тонны фирмы Lockheed Martin (программа ATF). К 2009 г. планируется иметь 78 таких самолетов, всего для американских ВВС может быть закуплено до 276 аналогичных машин.
Другой крупный проект США и ряда западных стран - многоцелевой самолет F-35. В варианте F-35A он должен поступить на вооружение ВВС, F-35B (с вертикальным взлетом и посадкой) предназначен для корпуса морской пехоты и F-35C - для ВМС США. Машина отличается от предшественников меньшим уровнем радиолокационной и тепловой заметности, более мощным вооружением. При нормальном взлетном весе в 24,7 тонны радиус действия самолета может быть более 1300 км. Оснащение первой эскадрильи ВМС США запланировано на 2012 г., авиации морской пехоты должно произойти несколько раньше.
Новые военные технологии обходятся налогоплательщикам в значительные суммы. А сколько стоит программа "Стелс"? Первым самолетом, изготовленным по этой технологии и запущенным в серийное производство, был уже упоминавшийся выше F-117A (максимальный взлетный вес 26,2 тонны). В его конструкции в основном применены алюминиевые сплавы, а также титан на сопловых блоках. Для поражения наземных целей машина несет управляемые авиабомбы GBU-27 "Пэйвуэй-3" массой 908 кг с лазерной системой наведения и кассетной боевой частью, бомбы BLU-109, другое оружие. Так вот, с 1975 г. Соединенные Штаты на разработку и производство 59 F-117A израсходовали более 6,5 млрд. долл., в том числе более 2 млрд. долл. на НИОКР. Цена же одного бомбардировщика B-2 526 млн. долл. Но ведь столь дорогие образцы ВВТ позволяют более успешно решать поставленные задачи, нести меньшие потери. Свидетельством чему - войны против Ирака, другие вооруженные конфликты.
Кроме специальных материалов, для технологии "Стелс" большое значение имеют компоновка и необходимые конструктивные решения по уменьшению радиолокационной, тепловой и иной заметности. Именно поэтому внешний вид F-117A был долго строго засекречен, хотя первый полет он выполнил в июле 1981 г. Машину даже первоначально в печати ошибочно именовали как F-19. Только в конце 1988 г. командование ВВС США впервые опубликовало фотографию этого самолета и признало факт его существования. А внешний вид F-117 ошеломил даже специалистов, настолько он был непривычен.
Над созданием летательных аппаратов всех типов, другой боевой техники с использованием технологии "Стелс" трудились и в Советском Союзе. Речь идет и о ракетах различных типов, и о самолетах, вертолетах, БЛА, и кораблях, и даже космических аппаратах (перечень можно продолжать). В результате удалось снизить заметность "изделий" в разы, и, следовательно, повысить их живучесть и боевую эффективность.
Жаль, что ныне в России новые образцы ВВТ, отвечающие всем самым современным требованиям, создаются с большим трудом, их разработка затягивается. К сожалению, программа перспективного отечественного многофункционального истребителя МФИ сильно отстает от первоначально намеченных сроков, опытные самолеты Су-47 (С-37) "Беркут" АХК "Сухой" (к середине 2001 г. совершил более 110 полетов) и "1.44" РСК "МиГ" (построен в 1994 г., первый полет произведен в феврале 2000 г.), так пока и остаются опытными образцами. Хотя они неоднократно демонстрировались руководству страны, Министерства обороны РФ, командованию ВВС, а "Беркут" даже был показан в полете на нескольких международных салонах МАКС в подмосковном Жуковском.
Можно ли бороться с "невидимками"?
На этот вопрос, который впервые возник в 1980-е гг., сегодня можно дать утвердительный ответ. Правда, еще в 1990 г. в ходе боевых действий в Персидском заливе выяснилось, что самолеты F-117A обнаруживают длинноволновые РЛС типа TSE-50 французского производства и некоторые иракские радары. Теперь же известно, что украинская РЛС "Кольчуга" специально разработана для выявления "призраков", а между тем ее создание началось еще до распада СССР. Противолодочная авиационная система "Морской змей" (разработчик ХК "Ленинец") способна "видеть" катера и малые боевые корабли нового поколения, построенные с использованием технологии "Стелс". И это не единичные примеры.
Напомню, что американские ВВС уже потеряли несколько самолетов F-117A. В основном они разбились по техническим причинам, но некоторые были уничтожены огнем ПВО. Так, 27 марта 1999 г. F-117 сбили над Югославией, да еще самой обычной ракетой типа В-601П (ОКБ "Факел", разработка 1960-х гг.) ЗРК С-125 "Печора" (разработка НПО "Алмаз" им. академика А.А. Расплетина). К слову сказать, с 1969 г. на экспорт было поставлено около 400 таких ракетных систем в 35 стран. С-125 получил боевое крещение в 1970-х гг. на Ближнем Востоке, с его помощью египетская ПВО смогла поразить около 30 израильских самолетов. Сегодня проведена модернизация системы, появились модификации под обозначением "Печора-2А", у которых значительно расширены боевые возможности.
Еще более совершенны нынешние отечественные зенитные ракетные комплексы, в значительных количествах продаваемые за рубеж. Здесь в первую очередь надо упомянуть ЗРС С-300ПМУ (разработчик НПО "Алмаз") и ее модификации. Первый контракт на поставку таких ЗРС был подписан в 1994 г. с Китаем, а затем с Кипром и Вьетнамом. Одна из последних ракет 48Н6Е (разработчик МКБ "Факел") этой системы может поражать воздушные цели на дальности до 150 км. С 2001 г. в КНР экспортируются более современные системы С-300ПМУ1 и С-300ПМУ2 "Фаворит" с дальностью стрельбы ракетами 48Н6Е2 200 км. Наши С-300 последних модификаций могут сбивать летательные аппараты "Стелс" и даже баллистические ракеты. Не раз сообщалось, что в России завершаются испытания системы "Триумф" (разработчик НПО "Алмаз"), которая обладает еще большими возможностями для поражения современных целей - баллистических и крылатых ракет, а также перспективных самолетов и вертолетов.
И все же понятно, что без значительных планомерных финансовых вложений в НИОКР, срочных мероприятий по реорганизации самого отечественного ОПК, целенаправленной кадровой политики внутри него, реконструкции системы служебного роста и оплаты труда специалистов не обойтись. Не надо забывать, что "кадры решают все", а у нас средний возраст коллективов многих предприятий "оборонки" сегодня приблизился к 60 годам. И, как полагают некоторые руководители ОПК, простым приемом молодых специалистов этот вопрос не решишь. Потому, что их нужно еще обучить специальным навыкам, передать необходимый научно-технический и профессиональный опыт. На что требуется определенное время и болеющие за дело высококвалифицированные наставники....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 28, 2025
Группа "Аэрофлот" увеличивает частоту рейсов в Калининград в пиковый период зимнего сезона
Ноябрь 27, 2025
Аэрофлот выполнит благотворительный рождественский рейс
Ноябрь 24, 2025
Двигатель, открывающий новые горизонты
Ноябрь 28, 2025
Полет в будущее: аэропорт Сочи внедряет экосистему "Цифровой перрон"