АРМС-ТАСС
24 ноября 2004, 22:51
Компания "Сухой" делает ставку на модернизацию истребителей Су-27
В 2004 году компания "Сухой" в рамках государственного оборонного заказа поставит ВВС России 7 модернизированных самолетов Су-27СМ. В прошлом году было поставлено 5 таких самолетов
По словам генерального директора компании "Сухой" Михаила Погосяна, модернизация Су-27, предлагаемая сегодня не только ВВС России в варианте Су-27СМ, но и зарубежным заказчикам в варианте Су-27СМК, в целом предусматривает продление ресурса самолётов, придание им возможностей выполнения задач в любых погодных условиях, днём и ночью, обеспечение многофункционального применения и расширение номенклатуры применяемого вооружения, а также повышение эффективности действий экипажа.
По первому базовому направлению модернизации акцент сделан на совершенствовании возможностей Су-27 как истребителя, а по второму варианту истребитель превращается в современный многоцелевой разведывательно-ударный комплекс. По желанию заказчика возможна модернизация, включающая любые возможные комбинации технических усовершенствований, уже отработанных на самолётах фирмы "Сухого". Заказчик, в частности, может выбрать комбинированный подход, когда часть парка самолетов будет модернизирована по истребительному варианту, а другая часть - по многоцелевому варианту с разным уровнем боевых возможностей.
Наращивание огневой мощи и повышение выживаемости Су-27СМК в варианте истребителя обеспечивается доработкой системы управления вооружением по воздуху (СУВ-В) под применение ракет РВВ-АЕ и установкой современного комплекса РЭБ.
В режиме "воздух - поверхность" модернизированная СУВ дополнительно обеспечивает поиск, круглосуточное и всепогодное обнаружение подвижных и неподвижных радиолокационно-контрастных наземных и надводных целей и определение их координат, а также применение по ним штатного оружия.
В двух контейнерах на концах крыла устанавливается станция активных помех, способная эффективно подавлять радиоэлектронные СУВ противника, обеспечивая индивидуальную, взаимно-групповую и групповую защиту.
Установка на Су-27СМК спутниковой навигационной системы А-737 обеспечивает новые режимы и существенно повышает точность навигации и применения штатного оружия.
Радикальное расширение функциональных возможностей самолёта обеспечивается введением дополнительной системы управления вооружением самолёта СУВ-П в состав бортового радиоэлектронного оборудования и наращиванием возможностей БРЭО за счёт новых элементов и алгоритмов.
Модернизация Су-27 в многоцелевом направлении позволяет применять самолёт для эффективного решения ударных задач с использованием высокоточного оружия "воздух - поверхность" и другого штатного оружия. При этом решаются задачи обеспечения эффективной работы экипажа путём создания нового информационно-управляющего поля кабины, реализуются меры по повышению защищённости и выживаемости самолёта в условиях интенсивного противодействия средств ПВО противника, увеличиваются дальность и продолжительность действий самолёта за счёт дозаправки топливом в полёте.
Наращивание средств вооружения обеспечивается за счёт ракет "воздух-воздух" РВВ-АЕ, ракет "воздух - поверхность" Х-31П, Х-31А, Х-29Т(ТЕ), Х-29Л, Х-59МК и других, а также корректируемых авиабомб КАБ-500Кр, КАБ-1500Кр. Кроме того, по просьбе заказчика в номенклатуру оружия самолёта могут быть включено неуправляемое оружие западного производства.
Применение ракет Х-29Л с лазерным наведением обеспечивается установкой новой оптико-локационной станции 52Ш с расширенными функциональными возможностями за счёт реализации режима "воздух - поверхность" с использованием лазерного целеуказателя-дальномера с дальностью действия в этом режиме до 10 км. Одновременно увеличена дальность действия дальномера в режиме "воздух - воздух" с 3 км до 8 км, что существенно улучшает точностные параметры прицеливания при ведении ближнего боя. Предлагаемая зарубежным заказчикам тяжёлая противокорабельная ракета Х-59МК с активной радиолокационной головкой самонаведения позволяет поражать особо важные надводные объекты на дальности до 285 км.
Многофункциональность применения Су-27 достигнута за счёт унифицированной с программами Су-30МКК и Су-30МК2 (Су-30МКК 2-го этапа) модернизации бортового вычислительного комплекса, штатной РЛС Н-001 и информационно-управляющего поля кабины.
Значительное повышение точности прицельно-навигационной системы и использование сервисных режимов было обеспечено двумя дополнительными вычислителями системы управления вооружением СУВ-П и установкой спутниковой навигационной системы (СНС) А-737, работающей с системами ГЛОНАСС и NAVSTAR.
Вычислительная система обеспечивает полную координацию работы комплекса БРЭО, обмен данными и представление информации, а также оказывает интеллектуальную помощь экипажу при выполнении боевой задачи во всём диапазоне условий применения, постоянно предоставляя на выбор несколько вариантов действий и обеспечивая непрерывность выполнения боевой задачи без вмешательства экипажа. Обязанность экипажа сводится к отслеживанию автоматического выполнения боевой задачи вплоть до принятия решения.
Использование СНС обеспечивает точность навигации в 15 метров и повышает точность определения вектора скорости самолёта до 1 м/с. В дифференциальном режиме работы спутниковой навигации точность навигации повышается до 3 метров с соответствующим увеличением точности определения скорости и комплексным повышением возможностей прицельно-навигационной системы. Модернизированная система управления оружием (СУО) после нажатия лётчиком боевой кнопки обеспечивает применение в автоматическом режиме авиационных средств поражения с заданными интервалами и в заданной последовательности.
Использование при модернизации цифровой шины обмена данными, совместимой со стандартом MIL-STD-1553B, обеспечивает заказчику возможности по дальнейшему свободному наращиванию функций БРЭО и применению ряда западных совместимых цифровых систем.
Доработка РЛС обеспечила возможность работы в режиме "воздух-поверхность", а также улучшила характеристики РЛС в режиме "воздух-воздух".
Бортовой локатор получил возможность картографирования в режиме реального луча и синтезированной аппертуры со средним и высоким разрешением. На дальности 100 км в режиме высокого разрешения РЛС способна различить две цели на расстоянии 60 м друг от друга. Реализованы также режим селекции движущихся целей и режим "море", обеспечивающий снижение влияния бальности моря в режиме поиска и обнаружения. Локатор обнаруживает радиолокационно-контрастные наземные цели на дальности до 100 км, крупные морские цели на дальности до 400 км и малоразмерные - до 120 км.
Модернизированные многоцелевые Су-27СМК получили "стеклянную" кабину. Новое информационно-управляющее поле кабины, с цветными жидкокристаллическими многофункциональными индикаторами формата 6?8 дюймов, обеспечивает лётчику необходимую полноту информации о тактической обстановке, режимах полёта, работе систем, реализуя принцип "нужная информация - в нужный момент". Информация от конкретных систем может высвечиваться по желанию лётчика на любом из индикаторов. Обеспечено одновременное представление (микширование) на индикаторах информационных данных от различных систем. Традиционным стрелочным приборам отведены дублирующие функции. Оптимальное построение информационно-управляющего поля кабины позволяет оперативно воспринимать быстро меняющуюся информацию об окружающей обстановке и минимизировать потребные действия лётчика для адекватного реагирования на эти изменения. В сочетании с новыми органами управления это позволяет эффективно управлять самолётом, системами и оружием.
Новая нашлемная система целеуказания "Сура-К" отличается более высокими точностными параметрами и позволяет более уверенно выигрывать ближний бой.
Аппаратура телекодовой связи обеспечивает защищённую связь с командными пунктами и между самолётами в воздухе, в режиме "групповые действия" реализуется обмен информацией между самолётами группы, распределение целей и целеуказание в бою, а также контроль взаимного положения самолётов группы.
Автоматизированная система подготовки полётных данных обеспечивает автоматизацию штурманских расчётов; подготовку полётной документации лётным экипажам; создание и поддержание баз данных навигационной и оперативно-тактической обстановок, технических характеристик самолёта для прицельно-навигационной системы; формирование вариантов боевой зарядки; создание и поддержание архива маршрутов и полётных заданий.
В режиме видеомикширования имеется возможность плавной регулировки баланса изображений. На выбранную цель лётчик накладывает перемещением кнюппеля на ручке управления самолётом прицельную марку, после чего головка самонаведения ракеты "воздух-поверхность" или управляемой бомбы переходит на режим автосопровождения цели.
На модернизированном самолёте реализован режим скрытного подхода к цели. В этом режиме координаты цели, после предварительного прицеливания на больших дальностях с помощью РЛС, поступают в навигационный комплекс, и радиолокационная станция выключается. Самолёт в режиме радиомолчания выполняет полёт к цели, и на дистанции, близкой к максимальной дальности применения находящегося на борту вооружения, лётчик включает необходимые средства для уточнения прицеливания, центр зоны обзора которых уже автоматически направлен на цель. Время на выполнение атаки при этом минимизируется, а скрытный выход на дистанцию применения оружия существенно повышает вероятность успешной атаки цели.
Комплексирование радиолокационной и навигационной информации позволило реализовать два режима бомбометания неуправляемыми авиабомбами с точностью до 30-40 м - навигационный и с прицеливанием по РЛС. При использовании дифференциального режима спутниковой навигации обеспечивается повышение точности бомбометания до 10 м и соответствующее сокращение расхода неуправляемых боеприпасов и потребного наряда сил для выполнения боевой задачи.
Качественно новые возможности Су-27 придаёт система информационного обмена с высокой пропускной способностью канала связи, которая позволяет в реальном масштабе времени обмениваться видеоинформацией между различными объектами, как на земле, так и в воздухе. Наряду с передачей координат обнаруженных объектов система способна транслировать любое радиолокационное, телевизионное, тепловизионное изображение, привязанное к цифровой карте местности. Это позволяет реализовать ранее недоступные тактические приёмы и вести разведку в интересах командования в режиме реального времени. С внедрением такой системы Су-27СМК может быть трансформирован в современный разведывательно-ударный комплекс, способный дать целеуказание огневым средствам сухопутных войск, ВМС, другим ударным самолётам, и становится одним из ключевых элементов современной сетевой боевой структуры вооружённых сил.
На Су-27СМК отработан алгоритм бомбометания, позволяющий в режиме маловысотного полёта производить высокоточное бомбометание неуправляемыми бомбами со свободного (противоракетного) манёвра по целям на дальностях свыше 8 км без входа в зону поражения объектовых средств ПВО противника. Такое бомбометание снимает все ограничения по выбору тактических приёмов при нанесении ударов по наземным и надводным целям, позволяя в 1,5-2 раза увеличить боевую живучесть самолёта при выполнении боевой задачи.
Су-27СМК оснащаются системой дозаправки топливом в полёте. Специальный режим, введённый в систему дистанционного управления, по оценке лётчиков, гарантирует практически 100-процентную вероятность успешного выполнения дозаправки в воздухе. Исходя из физиологических возможностей экипажа, приемлемо переносимая продолжительность полёта составляет около 10 часов, что обеспечивает дальность около 7 тыс. км. На Су-27СМК также может быть размещён унифицированный подвесной агрегат заправки (УПАЗ) для дозаправки в воздухе других самолётов, что значительно расширяет оперативные возможности авиационного подразделения....
Авторские права на данный материал принадлежат «АРМС-ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 28, 2025
Группа "Аэрофлот" увеличивает частоту рейсов в Калининград в пиковый период зимнего сезона
Ноябрь 27, 2025
Аэрофлот выполнит благотворительный рождественский рейс
Ноябрь 24, 2025
Двигатель, открывающий новые горизонты
Ноябрь 28, 2025
Полет в будущее: аэропорт Сочи внедряет экосистему "Цифровой перрон"
