О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Безбилетники

Можно считать, что у российских авиакомпаний к внедрению электронного билета все готово, если бы не проблемы с законом: "неосязаемые" билеты у нас пока нелегитимны

Не позднее 1 января 2007 года крупнейшие авиакомпании, аккредитованные Международной ассоциацией авиаперевозчиков (IATA), должны перейти на новую систему продажи билетов, по сути - виртуальную. Можно бы считать, что у российских авиакомпаний к нововведениям все готово, если бы не проблемы с законом: "неосязаемые" билеты у нас пока, оказывается, нелегитимны.

В 90-х годах XX века мировые авиакомпании решили отказаться от бумажных билетов, заменив их электронными. Покупая e-ticket, пассажир получает кассовый чек или ваучер, а в аэропорту во время регистрации на рейс (это можно делать и самому при помощи установленного в холле аэропорта терминала) предъявляет лишь паспорт и получает посадочный талон. Вся необходимая информация (маршрут, тариф, класс обслуживания, уплаченная сумма, сборы и т.д.) фиксируется в базе данных перевозчика, а не на билете.

Именно это отличие е-билета от обычного - виртуальность, неосязаемость - пока вызывает у российских путешественников недоверие. Тем более что узнать, что такое е-билет, соотечественники могут только за рубежом: ни одна российская авиакомпания не использует пока е-билеты. "Пассажирам, конечно, очень нелегко осознать, что они платят деньги, а документ, к которому привыкли (билет), не получают, - рассуждает директор управления бизнес-процессами АК "Трансаэро" Иллона Горлова. - Однако хочется надеяться, что российские пассажиры быстро поймут все преимущества новации: е-билет - очень практичная вещь, его невозможно забыть дома или потерять". Европейцы довольно быстро распробовали удобство е-билета. "Австрийские авиалинии", к примеру, внедрили систему e-ticket в 2001 году, и сейчас этой услугой пользуются уже около 25% пассажиров. British Airways перевозит по е-билетам почти 70% своих клиентов.Аналитик "ЦентрИнвест Секьюритис" Геннадий Суханов, считает, что к "виртуальному" билету можно быстро привыкнуть и гораздо сложнее - отвыкнуть от него: "Я узнал, что такое электронный билет, когда работал в США. Там уже в начале 2000-х годов это явление было распространенным. Часто летая по Америке внутренними линиями, я до того привык приезжать в аэропорт, имея при себе лишь паспорт или водительские права и никаких лишних бумажек, что переход к нынешней российской системе бумажных билетов был настоящим возвращением в прошлое".

Без бумажки ты букашка

Компания "Аэрофлот - Российские авиалинии" одна из первых в России объявила о желании перейти на систему e-ticketing и уже сделала для этого первые шаги, установив в конце марта новую современную систему бронирования и продажи билетов компании Sabre. Центральным элементом ее является так называемая инвенторная система (автоматизированная база данных, в которой хранятся сведения о рейсах перевозчика и наличии свободных мест на них). Система компании Sabre уже на сегодня обслуживает около 300 млн. пассажиров в год - перевозимых такими авиакомпаниями, как, к примеру, American Airlines, US Airways, Air France и др. Важно, что одна из программ Sabre - MySabre (система для обеспечения агентских продаж) - изначально спроектирована для работы через Интернет. Это решение позволяет не только бронировать билеты, скажем, на "Аэрофлот", но также и на другие компании, представленные в этой системе, потому что она "видит" и позволяет бронировать места на более чем 400 авиалиниях, 9 морских и 36 железнодорожных маршрутах, пользоваться услугами 60 тыс. гостиниц, 41 компании по аренде автомобилей и 200 туроператоров по миру.Аэрофлот" рассчитывает, что именно на основе системы Sabre где-то через полгода у него появится Интернет-портал, на котором можно будет наконец, как и во всем мире, бронировать авиабилеты с тем, чтобы в последующем пассажир мог забрать билет в офисе авиакомпании. А в дальнейшем та же Sabre позволит "Аэрофлоту" перейти на систему продаж электронных билетов. Напомним, по требованию IATA этот переход должен быть осуществлен не позднее 1 января 2007 года.

"Оплату билетов через Интернет мы предполагаем внедрить, скорее всего, в следующем году, так как существуют большие риски при расчетах через Интернет и нам требуется дополнительное время для проработки данного вопроса", - рассказал "Профилю" замгендиректора по информационным технологиям ОАО "Аэрофлот" Сергей Кирюшин.

Переход на использование электронных билетов в корне меняет привычную методику продажи услуг авиаперевозчиков. Сейчас первичным документом является бумажный билет и весь процесс обработки информации "зациклен" именно на "бумажке": бланки билетов из полиграфкомбината доставляют в авиакомпанию, где производится их первичный учет и распределение по точкам продаж, затем при покупке перевозки отрывается контрольный купон (который направляется в авиакомпанию для учета), при явке пассажира в аэропорт на стойке регистрации отрывается еще один купон - полетный - и опять направляется в авиакомпанию (с точек вылета во всем мире) для учета и окончательных расчетов с агентом. Уже эта цепочка сама по себе громоздка. Но на этом бумажная волокита не заканчивается: на каждом этапе билет или купон могут быть утеряны или подделаны.

Именно поэтому IATA приняла решение о полном и обязательном переходе всех своих членов, осуществляющих международные рейсы, на электронные билеты в 2007 году. "В США уже сейчас проникновение "электронных билетов" достигло 90%, в европейских странах - 20 - 60%", - рассказал "Профилю" руководитель департамента корпоративных и маркетинговых коммуникаций Austrian Airlines Group Йохан Юрчека. По данным российского представительства немецкой авиакомпании Lufthansa, сейчас электронный билет применяется уже более чем в 300 аэропортах мира.

Однако есть риск, что отечественные авиакомпании с е-билетами до 2007 года могут и не успеть: законодательная база, регулирующая электронный бизнес, в России пока детально не проработана.

"И это - огромная проблема для российских авиакомпаний и особенно для "Аэрофлота" как крупнейшего в стране международного перевозчика, - говорит замгендиректора по связям с общественностью ОАО "Аэрофлот" Лев Кошляков. - Невозможно быть конкурентоспособным на зарубежных рынках, не поддерживая их стандарты продаж. Кроме того, наши будущие партнеры по альянсу Sky Team (Air France, Delta, Alitalia, AirMexica, KoreanAir, Continental Airlines, KLM, Czech Airlines, NWA. - "Профиль") также требуют от нас соблюдения мировых стандартов в части использования электронных билетов. И возможность выполнять зарубежные рейсы российскими авиакомпаниями будет во многом зависеть от возможности перехода на выпуск электронных билетов в ближайшие 1,5 - 2 года".

К слову, российский рынок авиаперевозок по развитости системы e-ticketing сейчас уступает даже ближайшим соседям - Украине, Белоруссии и странам Балтии. Компании Austrian Airlines и Lufthansa, к примеру, уже с 2003 года начали вводить систему е-билета на рейсах из Минска и Киева. "В России мы не можем использовать систему электронного билета, так как в российских аэропортах пока нет специальной системы регистрации пассажиров с электронными билетами, а также, безусловно, из-за нерешенных законодательных вопросов, которые тормозят старт e-ticketing", - сетует господин Юрчека.

Как заявил "Профилю" Сергей Кирюшин, проблема - в ряде нормативно-правовых актов, в частности - в утвержденном Минтрансом стандарте воздушных перевозок в части перевозочных документов и связанных с ним законодательных актов. "К сожалению, наши предыдущие обращения о необходимости снятия законодательных барьеров для возможности выпуска электронных билетов не дали результата. Сейчас "Аэрофлотом" с участием привлеченной юридической экспертизы подготовлены конкретные предложения по изменению законодательных актов, и в ближайшее время они будут направлены в Минтранс, которое, как мы надеемся, выступит с инициативой необходимых законодательных изменений", - сообщил Кирюшин.

Между тем сам Минтранс от обвинений авиаторов в свой адрес открещивается. В пресс-службе министерства "Профилю" заявили, что проблема загвоздки с запуском системы электронного билета кроется в том, что отечественные перевозчики пока руководствуются Варшавской конвенцией 1929 года, тогда как "весь транспортный мир" перешел на Монреальскую - от 1999 года. Сейчас в России идет процесс ее ратификации, и когда он закончится -никто сказать не может. "Но основной тормоз - даже не проблемы с ратификацией конвенции, а российские Гражданский и Налоговый кодексы, - заявили в Минтрансе. - Введение е-билета пока невозможно потому, что кодексы не признают легитимности электронной формы договора, поэтому бумажный билет остается единственной возможной формой как договора об услуге между пассажиром и перевозчиком, так и способом отчетности перед бухгалтерией за те же расходы на командировки".

Виртуальная выгода

Решение вопроса с введением е-билета давно назрело. В этом заинтересованы не только отечественные авиаторы, но и их клиенты. По данным IATA, выпуск электронного билета обходится авиакомпании в среднем на $9 дешевле бумажного за счет снижения затрат на выпуск самого бланка, обслуживания специализированных принтеров, картриджей, логистики по доставке билетов и купонов, необходимости наличия спецподразделения и программного обеспечения по учету и сверке билетов и купонов. По данным IATA, переход на электронные билеты позволит авиакомпаниям - членам этой ассоциации сократить ежегодные расходы на $3 млрд. В то же время, по словам замгендиректора по связям с общественностью ОАО "Аэрофлот" Льва Кошлякова, на конечной стоимости билета эта экономия может и не сказаться. "Е-билет, безусловно, положительно отразится на финансовом состоянии авиакомпании и создаст предпосылки для потенциального снижения стоимости билетов, однако сама стоимость билетов - вопрос коммерческой политики авиакомпании, на которую влияет большое количество других факторов. Например, если мы при переходе на электронные билеты сможем сэкономить определенное количество денег, а за счет роста цен на авиационный керосин наши расходы увеличатся на вдвое или втрое большую сумму - говорить о снижении стоимости билетов будет проблематично", - заявил Кошляков.

Переход на работу с электронными билетами позволит не только сократить расходы авиакомпаний на закупку и обработку бумажных билетов, но и увеличит долю прямых продаж билетов через сайт компании.

Правда, существуют и свои сложности перехода на e-ticketing. Самые серьезные - это стоимость внедрения системы и технологическая отсталость большинства аэропортов.

По мнению представителя авиакомпании "Сибирь" Евгения Филянина, переход на e-ticketing возможен уже в следующем году, но только "при оперативном решении законодательных вопросов". "В противном случае российская гражданская авиация окажется в хвосте и неминуемо возникнут проблемы с зарубежными партнерами, продажей и обслуживанием стыковочных рейсов", - говорит он....
Авторские права на данный материал принадлежат «Профиль». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка