О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Кремль недоволен RRJ

Контрольное управление администрации президента России недовольно проектом создания регионального самолета RRJ

Недовольные российским авиапромом нашлись не только в Белом доме, но и в Кремле. Как стало известно RBC daily, контрольное управление администрации президента России недовольно проектом создания регионального самолета RRJ. В распоряжении RBC daily оказалось письмо начальника контрольного управления Александра Беглова, направленное Михаилу Фрадкову, в котором утверждается, что использование большого количества иностранных комплектующих при создании RRJ делает проект регионального самолета противоречащим основным целям и задачам обеспечения развития отечественной авиационной промышленности. Эта служебная записка уже стала основанием для начала проверки Счетной палатой России расходования бюджетных средств компанией "Гражданские самолеты Сухого".

Разработчиком регионального самолета RRJ (Russian Regional Jet) является ЗАО "Гражданские самолёты Сухого", дочерняя компания авиационного холдинга "Сухой" (по итогам 2004 года заняла первое место в российском авиационном экспорте - 47%). На данный момент вся линейка самолета представлена шестью моделями: RRJ-60, RRJ-75, RRJ-95, вместимостью соответственно 60, 75 и 95 мест, с обычной и увеличенной дальностью полета. Первый полет намечен на ноябрь 2006 г., начало эксплуатации - на конец 2007 - начало 2008 г. Объем рынка самолетов семейства RRJ до 2023 года оценивается в 5,4-5,6 тыс. единиц. В денежном выражении это составляет около 100 млрд долл. Общая стоимость проекта - 750-770 млн долл., еще примерно в такую же сумму обойдется разработка НПО "Сатурн" совместно с компанией Snecma (Франция) двигателя SaM-146. Всего "Сухой", по самым скромным планам компании, собирается произвести не менее 700 таких самолетов. В настоящее время "Сухой" уже заключил предконтрактные соглашения на поставку в 2007 г. 50 самолетов авиакомпании "Сибирь", десяти - лизинговой компании "Ильюшин Финанс", семи - ФГУП "Почта России" и четырех - авиакомпании "Дальавиа". Предполагается, что от 30 до 50 бортов может приобрести и "Аэрофлот".

Но радужные планы "Сухого" могут и не сбыться. В распоряжении RBC daily оказалось письмо начальника контрольного управления администрации президента Александра Беглова (от 15 сентября 2005 г. № А8-2-3444), в котором отмечается, что "положение в авиационной промышленности продолжает оставаться критическим". "Запланированный объем производства самолетов на российских предприятиях в 2004 - 2005 гг. не достигнут. Стратегия развития авиационной промышленности до 2015 года не принята", - констатирует кремлевский чиновник. Кроме того, в письме содержится нелестная характеристика разработки регионального самолета RRJ, "фактически являющегося аналогом и конкурентом Ту-334, сертификация которого завершена в 2003 году". "Использование в самолете практически всех комплектующих изделий зарубежного производства противоречит основным целям и задачам обеспечения развития отечественной авиационной промышленности", - делает вывод начальник контрольного управления администрации президента.

Как отмечается в письме, компоновка самолета RRJ, "по заключению Минтранса России и результатам исследования ЦАГИ, требует принятия дополнительных мер обеспечения безопасности его эксплуатации в региональных аэропортах России". По словам чиновника, знакомого с текстом письма и пожелавшего остаться неназванным, в первую очередь речь идет о большом конструктивном недостатке - расположении двигателя всего в 40 см от поверхности земли. Вторым недостатком самолета в скором времени может стать и еще не введенный в серийное производство двигатель. "Это переделанный двигатель четвертого, а не пятого поколения, - констатирует источник RBC daily, - по шуму он не отвечает требованиям четвертой главы ИКАО, а из-за слишком низко расположенных двигателей этот самолет никогда не пройдет пятую". По мнению чиновника, эти изначальные ошибки при проектировке делают самолет еще на бумаге неконкурентоспособным на мировом рынке. Да и как им не быть, если проект разрабатывает предприятие, которое никогда не занималось строительством пассажирских самолетов, недоумевает чиновник. В итоге самолет не сможет эксплуатироваться на региональных аэродромах, а иностранцам этот шумный и неэкономичный агрегат также вряд ли понадобится.

Директор по связям с общественностью ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" Ольга Каюкова о существовании такого письма не слышала, и, по ее мнению, доводы, приведенные в нем, безосновательны. "Во-первых, ряд наших поставщиков имеют российских партнеров. Например, тот же Liebherr, поставляющий системы кондиционирования и системы управления полетом, имеет тесные связи с "Теплообменником", по шасси планируется сотрудничество с "Гидромашем", по мере развития проекта все поставщики, работающие с нами, будут сотрудничать с отечественными партнерами", - сказала она RBC daily. Ольга Каюкова считает, что кооперацию по строительству RRJ надо приветствовать. "Благодаря этому у России появляется шанс создать хороший продукт, который будет востребован не только на внутреннем, но и на международном рынке и будет производиться не в штучном варианте, как многие отечественные самолеты, а в серийном", - говорит она.

По мнению многих участников рынка, данное письмо, а также резкая критика премьер-министра Михаила Фрадкова могли послужить основанием для проверки Счетной палатой расходования бюджетных средств на проект RRJ. Однако, как сказал RBC daily аудитор СП Михаил Бесхмельницын, о существовании письма контрольного управления президента он не знал. По его словам, проверка проекта RRJ носит плановый характер: "просто очередь подошла". Будут подвергнуты проверке использование гарантий правительства и наличие трат бюджетных средств. Аудитор также отметил, что только по итогам проверки будет видно, откуда брались деньги на реализацию проекта (до настоящего времени представители ГСС утверждали, что ни копейки бюджетных денег на проект потрачено не было, а участники рынка считают, что средства на RRJ брались с других проектов корпорации "Сухого") и сколько было потрачено бюджетных средств. Он также опроверг слухи о том, что если выяснение отношений между палатой и Роспромом затянется, то проект RRJ может лишиться государственной поддержки (речь идет о получении из бюджета 2006 года 3,6 млрд руб.). "Но если окажется, что бюджетные деньги использовались не по назначению, то они будут возвращены государству", - предупреждает Михаил Бесхмельницын.

Вне зависимости от итогов проверки СП и от того, какие комплектующие будут использованы при производстве RRJ, его сборка будет проходить у нас в стране, а проект послужит развитию отечественной авиационной промышленности. "При этом г-н Беглов делает правильный вывод, что данный самолет должен производиться с максимальным использованием отечественных комплектующих", - считает главный управляющий партнер компании "2К Аудит - Деловые консультации" Иван Андриевский. Он предлагает провести мероприятия, направленные на максимизацию использования в производству самолета отечественных комплектующих. Что касается конкуренции RRJ и Ту-334, то г-н Андриевский уверен, что обеим машинам найдется место на рынке. "Здесь необходимо разделить внешний и внутренний рынки. RRJ может претендовать на Восточную Европу и Азию. "Можно развивать параллельно два проекта, и бюджетного финансирования хватит на оба, только надо экономно расходовать средства", - уверен эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка