О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлот" взял месяц на покупку RRJ

Руководство ОАО "Аэрофлот" приняло решение о покупке 30 самолетов RRJ. Договор будет подписан компанией и ЗАО "ГСС" до конца года. Между тем А. Лебедев уже пообещал заблокировать сделку

Руководство ОАО "Аэрофлот" приняло решение о покупке 30 самолетов Russian Regional Jet (RRJ). Соответствующий договор с опционом еще на 20 RRJ будет подписан компанией и ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС), дочерней структурой госхолдинга "Сухой", до конца года. Между тем далеко не все топ-менеджеры и акционеры авиакомпании считают целесообразным покупать продукт, поставки которого начнутся только в 2008-2009 годах, а коммерчески эффективная эксплуатация возможна при цене минимум на четверть меньше указанной в каталогах. Совладелец "Аэрофлота" депутат Госдумы Александр Лебедев уже пообещал заблокировать сделку.

Вчера источник, близкий к высшему руководству "Аэрофлота", сообщил "Ъ", что на 7 декабря назначено подписание договора между авиакомпанией и ГСС о купле-продаже 30 RRJ 95 с опционом еще на 20 таких же самолетов. "Это ориентировочная дата, - уточнил собеседник "Ъ". - Документ требует серьезного, в том числе юридического согласования, поэтому сроки могут быть сдвинуты". Советник главы Минэкономразвития Германа Грефа Игорь Коньков подтвердил "Ъ" готовность сторон заключить контракт, однако добавил, что сроки церемонии действительно могут быть изменены "из-за командировок чиновников".

"Принципиальное решение о покупке RRJ принято, - заявил "Ъ" замгендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков. - Сейчас идет согласование технических и финансовых деталей контракта. Строгого дедлайна нет. Установка менеджмента - подписать контракт до конца года". Глава "Сухого" Михаил Погосян отказался обсуждать эту информацию. Зато в ГСС заверили, что "до подписания контракта остались считанные дни".

"Аэрофлот" объявил тендер на поставку 50 региональных самолетов в июле 2004 года. Сейчас компании необходимо 14 таких машин, в ближайшие три-пять лет - еще 17. На данный момент "Аэрофлот" владеет 12 Ту-134 (старые самолеты того же класса советского производства). Итоги тендера планировалось подвести весной 2005 года. Известно, что в ходе конкурса компания отказалась от иностранных самолетов - ERJ-175/195 бразильской Embraer (каталожная стоимость без учета пошлин - $26, 4-30, 9 млн) и CRJ 700/900 канадской Bombardier ($27,4-32,7 млн), уже устаревшей российской перспективной модели Ту-334 и украинско-российского Ан-148. Последний проект ведет лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК), которой уже шесть лет не удается продать "Аэрофлоту" шесть Ил-96-300.

Детали контракта между "Аэрофлотом" и "Сухим" и условия финансирования сделки компании не комментируют. Каталожная стоимость RRJ-95 - $27,2 млн. "Я неоднократно слышал от менеджеров "Аэрофлота", что если самолет будет стоить дороже $18 млн, компания его никогда "не отобьет", - говорит зампред совета директоров ИФК Андрей Деркач. - Но это ставит проект на грань рентабельности. На рынке говорят о некоем дополнительном субсидировании государством RRJ, но тогда это совсем не рыночный подход". Другие опрошенные "Ъ" участники рынка вообще сомневаются, что RRJ когда-нибудь станет серийным продуктом. Действительно, о начале этого проекта "Сухой" объявил еще в 2000 году, его общая стоимость составляет около $700 млн (без учета разработки двигателя), но до сих пор инвестиции исчерпываются $70 млн.

Отметим, что единодушного одобрения покупки RRJ нет и в "Аэрофлоте". "Мы считаем, что RRJ - это перспективная программа, но она требует доработки, - считает глава отдела управления воздушным парком авиакомпании Дмитрий Сенаторов. - Мы ждали от самолета большего, чем предлагают сейчас, но если "Аэрофлот" не подпишет контракт, то России, скорее всего, так и не удастся создать региональный самолет по международным стандартам". "У меня вызывает озабоченность готовность продукта "Сухого", - заявил "Ъ" начальник службы планирования и развития парка воздушных судов "Аэрофлота" Сергей Колтович. - Система его продаж до сих пор не выстроена. Беспокоит, что среди заказчиков RRJ нет ни "Сибири", ни Air France, ни SAS, ни ILFC, проявлявшей интерес к проекту. Складывается впечатление, что "Аэрофлот" - единственный заказчик".

"Мы знаем, что "Сухой" выкручивает руки Валерию Окулову (гендиректору "Аэрофлота". - "Ъ"), Герману Грефу (главе Минэкономразвития. - "Ъ"), Михаилу Фрадкову (главе правительства РФ. - "Ъ"). Видимо, есть у Михаила Погосяна "волосатая лапа" в Кремле, - заявил "Ъ" депутат Госдумы Александр Лебедев, структуры которого контролируют 30% акций "Аэрофлота". - У нас масса вопросов к цене и характеристикам RRJ, мы заблокируем эту сделку на внеочередном собрании акционеров, которое необходимо для ее одобрения". Пока дата собрания не определена....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка