О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ход программы испытаний самолета А380

К концу 2005 г/ три самолета A380, участвующие в программе летных испытаний, выполнили более 200 полетов. Общий налет превысил 760 летных часов

К концу 2005 года три самолета A380, участвующие в программе летных испытаний, выполнили более 200 полетов. Общий налет превысил 760 летных часов. Первый и второй летные экземпляры А380, поднявшиеся в небо соответственно 27 апреля и 18 октября 2005 года, имеют на борту большое количество контрольно-испытательной аппаратуры и балластные баки с водой. На этих самолетах проводятся летные испытания, связанные с отработкой двигателей и бортового радиоэлектронного оборудования, измерением вибраций, уточнением расчетных скоростей и пилотажных характеристик. Третий A380, первый полет которого состоялся 3 ноября, находится в Гамбурге (Германия), где проводятся работы по монтажу оборудования пассажирского салона. Вскоре к первым трем опытным самолетам присоединится четвертый. На нем также будет полностью оборудованный пассажирский салон и относительно небольшое, по сравнению с первыми двумя самолетами, количество контрольно-испытательной аппаратуры. На пятом A380 будет проведены испытания двигателей GP7200 фирмы Engine Alliance.

В ходе программы летных испытаний были проведены, в частности, измерения минимальной скорости отрыва самолета. Они проходили в июле на военно-воздушной базе Истрес в Южной Франции. Эти испытания позволили не только продемонстрировать минимальные скорости, с которыми может взлетать самолет, но и определить оптимальные положения закрылков и предкрылков.

К концу ноября успешно закончились летные испытания на флаттер, в ходе которых проведены измерения вибраций различных частей самолета. Программа этих испытаний предусматривала серию из 10 полетов с постепенным увеличением достигаемой в полете скорости вплоть до максимальной расчетной приборной скорости A380, равной 695 км/час, и числа Маха 0,96. Эти испытания, проведенные на первом опытном самолете, позволили проверить поведение конструкции планера и аэродинамические характеристики самолета при появлении на больших скоростях полета вибраций конструкции. В декабре на том же самолете были проведены испытания по измерению характеристик набора высоты, проверке навигационного оборудования и отработке автоматической посадки. Одновременно с этим были проведены измерения характеристик вихревого следа за самолетом, обработка результатов которых будет завершена в ближайшие недели.

Четыре первых опытных самолета оснащены двигателями Trent 900 фирмы Rolls Royce. На них будет проведен основной объем сертификационных летных испытаний. Пятый самолет специально предназначен для летных испытаний А380 с двигателями GP7200. Общая продолжительность полетов по программе летных сертификационных испытаний А380 составит 2500 часов. Двигатели GP7200 и GP7277 фирмы Engine Alliance для пассажирского и грузового вариантов А380 успешно прошли сертификацию в Федеральном авиационном управлении США (FAA), которое в декабре 2005 года выдало на них сертификаты типа.

Тем временем, в соответствии с программой продолжаются ресурсные и статические испытания конструкции планера. Задача ресурсных испытаний заключается в моделировании циклических нагрузок, возникающих за счет разницы давления внутри и снаружи фюзеляжа в полете. Таким нагрузкам самолет подвергается в течение всего срока своей службы. Испытания же проводятся в течение существенно более короткого периода времени. В 2005 году в канун Рождества число циклов нагружения, каждый из которых эквивалентен одному полету, достигло 5000, то есть той величины, которая необходима для получения сертификата типа. При этом успешно подтверждены высокие ресурсные характеристики конструкции. Это важное событие в программе A380. В ходе статических испытаний проверяется поведение силовой конструкции планера при максимально возможных уровнях напряжений в ней. К концу года успешно проведена начавшаяся в июне серия испытаний из 12 случаев нагружения агрегатов планера предельно высокими нагрузками. Полностью программа статических испытаний будет закончена в этом году двумя испытаниями по определению фактических запасов прочности конструкции. В этих испытаниях крыло и фюзеляж будут нагружаться вплоть до их разрушения.

В октябре и ноябре на втором А380 была проведена серия испытаний, подтвердившая совместимость нового самолета с инфраструктурой аэропортов. Испытания начались во Франкфурте и были продолжены в аэропортах Сингапура, Мельбурна, Сиднея и Куала-Лумпура в рамках турне А380 по городам Азии и Австралии, в ходе которого самолет преодолел расстояние в 39818 км. Испытания состояли из перемещения самолета по рулежным дорожкам, заездов в терминалы и отработки положения телескопических рукавов пассажирских посадочных галерей для верхней и главной палуб. В ходе проверок была продемонстрирована возможность удобного использования движущихся средств наземного обслуживания самолета таких, как автомобили бортового питания, погрузчики контейнеров и багажа, топливозаправщики и заправщики водой, как по отдельности, так и совместно, имитируя их расположение вокруг самолета во время его подготовки к рейсу.

После этого турне A380 вернулся в Тулузу для подготовки к показу на международном авиасалоне в Дубае. Это - первый авиасалон за пределами Европы, на котором был продемонстрирован А380. Показ А380 несомненно стал центральным событием авиасалона.

Помимо проверки эксплуатации в аэропортах второй опытный экземпляр A380, как и первый, готовится к испытаниям в условиях предельно допустимых параметров окружающей среды. В этих испытаниях проверяется работоспособность двигателей, систем и материалов конструкции нового авиалайнера в экстремальных погодных условиях и на аэродромах, расположенных на больших высотах. Проверка функционирования самолета и его систем в условиях высокогорья проводится в настоящее время в колумбийском городе Меделин. В ходе низкотемпературных испытаний, которые затем пройдут в Северной Канаде, должна быть в полной мере подтверждена работоспособность двигателей и систем самолета после охлаждения их до температуры до -40о С. В первой половине 2006 года пройдут испытания на электромагнитную совместимость, в ходе которых будет продемонстрирована требуемая стойкость систем А380 к воздействию электромагнитных полей.

Третий и четвертый A380 будут использоваться в основном для проверки и отработки функционирования систем и оборудования пассажирского салона, таких, как, например, система кондиционирования воздуха. На этих самолетах будет проведен ряд сертификационных тестов, в частности, будет показана эффективность работы систем обнаружения дыма и пожаротушения. В испытаниях этих самолетов будут проводиться комплексные проверки оборудования пассажирской кабины и замеры уровней шума. Эти самолеты также выполнят первые контрольные полеты по маршрутам большой протяженности и, позднее, серию демонстрационно-проверочных полетов, в ходе которых продолжится дальнейшая отработка совместимости А380 с инфраструктурой аэропортов.

Акционерами Airbus, штаб-квартира которого находится в Тулузе, являются Европейский аэрокосмический и оборонный концерн EADS и фирма BAE Systems....
Авторские права на данный материал принадлежат «Airbus». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка