О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Электронный билет не заменит человека

Внедрение электронных билетов принесет международному рынку авиаперевозок солидную экономию. Однако и российские авиакомпании, и агентства по продаже понимают, что вряд ли этот переход будет простым

Внедрение электронных билетов принесет международному рынку авиаперевозок солидную экономию. Если бумажный билет обходится сейчас примерно в $9 каждый, то электронный - не более $2. С появлением новой технологии отпадет необходимость в длительном обучении продавцов билетов, покупке дорогостоящих принтеров. Кстати, уже сейчас не так легко найти нужный принтер - их производят все меньше, а стоят они все дороже. Создание рабочего места по оформлению бумажного билета обходится примерно в $5 тыс., электронное место гораздо дешевле - $500. По подсчетам IATA, только нашей стране переход на новую форму билетов принесет экономию в размере $315 млрд.

Однако и российские авиакомпании, и агентства по продаже понимают, что вряд ли этот переход будет простым. У первопроходцев электронных билетов - американцев - этот путь занял 10 лет: они начали внедрять у себя e-ticket в середине 80-х годов, а реально оформлять и летать по ним - только в 1995 году. Delta Airlines запускала e-проект тяжело, почти пять лет. У нас на это полтора года. Немаловажна и финансовая сторона. Экономия средств, о которой идет речь, будет очевидна только по прошествии нескольких лет, а сейчас траты на новое оборудование и программное обеспечение - неизбежны. Любой технический прогресс всегда влетал человечеству в копеечку.

Кроме того, появление электронных билетов означает передел рынка, и самыми уязвимыми в этом случае оказываются агентства по продаже авиабилетов. На конференции "Транспортные услуги", организованной Ассоциацией агентств воздушного транспорта (ААВТ) 13-14 июля в Москве, среди основных угроз агентскому бизнесу были названы увеличение прямых продаж со стороны авиакомпаний, усиление позиций компаний типа avantix.ru, 1Globe. Возможен приход на российский рынок новых дистрибьюторов билетов, в том числе таких мощных, как международные компании по бронированию в интернете, например, expedia.com, travelocity. Уже сейчас в России появляются новые каналы продажи авиабилетов: компания 1 Globe, например, в ближайшее время открывает несколько своих точек в московских салонах "Евросети". Все это грозит агентствам по продаже авиаперевозок потерей клиентуры. Кроме того, "жизнь" в интернете заставит их легализовать свои отношения с субагентами или снизить доходы от сотрудничества с ними. После перехода на e-ticket более жестким станет и контроль авиакомпаний за своими агентами. Последний удар по перспективам агентств нанес на конференции глава агентства Broad Arrow Пол Уленс (Бельгия): начав работать с электронным билетом, сказал он, российские авиакомпании по примеру своих западных коллег обязательно переведут агентства на нулевую комиссию, лишив их тем самым основного заработка.

Правда, как сказал первый вице-президент Транспортно-клиринговой палаты Александр Русс, российские авиакомпании оставляют все прежние свои договоры с агентствами в силе, на нашем рынке о нулевой комиссии речи нет. Так что, не все так драматично. Расходы на новое программное обеспечение агентства компенсируют сокращением расходов на бланки строгой отчетности - они с 1 января 2007 года вообще отменяются. Упрощение процедуры выпуска билетов позволит снять персонал с "бумажной" работы и перевести на другие участки - например, call-centre. Однако основным капиталом, считают и эксперты рынка, и руководители агентств по продаже, останется "человеческий фактор". Каким бы интернет-продвинутым ни был клиент, ему пока довольно сложно ориентироваться в тарифной политике российских авиакомпаний, сложно учесть стыковки рейсов, так что профессионал будет нужен всегда, считает представитель петербургской компании "Трансэйр Сервис" Валентина Ковалева.

Угроза агентствам со стороны e-ticket сильно преувеличена и по мнению генерального директора сыктывкарского агентства воздушных сообщений "Вэртас" Дианы Бояринцевой. Клиент обращается в агентство не просто за билетом, а за услугой, так что агентствам, считает она, чтобы не потерять бизнес, надо в ближайшее время сосредоточиться на качестве предоставляемого сервиса". "Я не думаю, что переход на электронные билеты будет для нас финансово обременительным, - сказала RATA-news начальник отдела расчетов Центра реализации перевозок и услуг из Сургута Надежда Пропп. - ТКП уверила нас, что нормативная база разработана, под нее есть программый продукт, все риски ТКП берет на себя, предлагает провести тренинги менеджеров. Главное, что договор с нами не меняется". По мнению г-жи Пропп, гораздо больше неясности с самими клиентами: "Не знаю, как в других регионах, но наши клиенты пока вряд ли готовы перейти на электронные билеты. Платежи по кредитным картам у нас до сих пор - редкость".

С этим мнением согласен генеральный директор волгоградского агентства воздушного транспорта "Полет" Сергей Свиридов: "С одной стороны, страшно за рынок, но с другой, мы-то знаем, что клиенты не готовы полностью довериться интернету. Им некомфортно, когда на руках нет "живого" билета. Большинство из них не могут полагаться только на "клик" компьютера и ехать в аэропорт с "пустыми руками". Так что к нам пойдут все равно".

Кроме того, эксперты сомневаются, что вопросы с законодательной базой электронного билета можно будет решить в столь короткие сроки. Поэтому и переход на электронные рельсы оформления билетов будет гораздо сложнее, чем это представляют сейчас авиаперевозчики....
Авторские права на данный материал принадлежат «ИС Вояж». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка