Коммерсантъ
30 января 2007, 15:18
"Базэл" меняет самолетонастроение
В России может появиться первое сборочное производство иностранных самолетов. В рамках экономического форума в Давосе были достигнуты договоренности о продаже России мощностей и документации на выпуск 53-местного самолета
Вчера на совещании военно-промышленной комиссии глава Минэкономразвития Герман Греф сообщил, что в ходе его пребывания в Давосе была достигнута договоренность с "одной иностранной компанией" о возможности покупки Россией модели пассажирского самолета и завода по его производству. "Мы договорились с президентом одной из крупных компаний о том, что они продадут 53-местную модель самолета вместе с заводом, технологией и с документацией,- цитирует чиновника "Интерфакс".- Они все готовы продать, и мы можем начать производство в России". Назвать договаривающиеся стороны сам министр и его подчиненные отказались. По сведениям Ъ, Герман Греф рассказывал о встрече президента канадской Bombardier Inc. Лорена Бодуана с Олегом Дерипаской, главой "Базового элемента" (контролирует самарский авиазавод "Авиакор"). Итоги переговоров неизвестны. Однако источники Ъ, знакомые с планами господина Дерипаски, говорят, что уже более полугода "Базэл" обсуждает с Bombardier возможность переноса в Россию производства региональных турбовинтовых самолетов Q300 вместимостью как раз 50-56 пассажиров (см. справку). Сейчас эти самолеты выпускаются на заводе Bombardier в Даунсвью в Онтарио (в прошлом году - около 20 машин).
Официально в "Базэле", на "Авиакоре" и в Bombardier эту информацию не комментируют. Однако руководство холдинга Олега Дерипаски давно ищет партнера для авиазавода, не вошедшего в государственно-частную Объединенную авиастроительную корпорацию. В 2006 году "Авиакор" выпустил всего три самолета (два Ту-154 и один Ан-140) и еще шесть отремонтировал. Еще в августе 2002 года "Базэл" вел переговоры с находившейся в критическом положении немецкой авиастроительной фирмой Fairchild Dornier. Тогда речь шла о производстве региональных реактивных самолетов FD 728 - конкурентов российского Ту-334. Однако переговоры провалились. В 2005 году на "Авиакоре" рассказывали уже о возможности переноса в Россию производства одного из самолетов бразильской Embraer - регионального ERJ 145. А в конце того же 2005 года на "Авиакоре" побывала делегация Bombardier. Гендиректор завода Сергей Лихарев (он возглавляет "Авиакор" и сейчас) тогда говорил, что на базе предприятия может быть создан сервис-центр Bombardier, а затем и организована сборка самолетов канадской компании. А в начале января главой российского представительства Bombardier стал бывший глава Airbus в России Сергей Ермолаев (см. Ъ от 17 января) - по официальной версии, он был приглашен "под новые крупные проекты Bombardier в России".
Интерес Bombardier к российскому проекту состоит в смене площадки для выпуска несколько устаревшей модели, "Авиакора" - в том, чтобы наладить производство географически широко распространенного и все еще пользующегося спросом самолета в России. Отметим, что у господина Дерипаски есть опыт по переносу в Россию устаревших заводов - в прошлом году "Базэл" купил у DaimlerChrysler оборудование завода Sterling Heights Automotive, а также лицензию на производство выпускаемых на нем автомобилей Chrysler Sebring и Dodge Stratus. Сумма той сделки составила около $150 млн.
Проект по переносу производства Q300 может быть реализован в течение полутора лет, объемы выпуска неизвестны. Гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак считает, что размер необходимых для этого инвестиций может приблизиться к $400 млн, из которых около $300 млн уйдет непосредственно на перенос оборудования, сертификацию производства и продукта в России, еще более чем в $100 млн оценивается создание системы техподдержки эксплуатации лайнера. Отметим, что "Авиакор" в течение последних нескольких лет пытается наладить серийный выпуск украино-российского самолета Ан-140, очень схожего по типоразмеру с Q300 - его вместимость от 34 до 52 кресел. По сведениям Ъ, закрывать эту программу "Базэл" не собирается, предполагая развести две модели по разным рынкам и спецификациям - к примеру, Ан-140 может собираться в грузовой или других специальных комплектациях.
Если проект состоится, это будет первое сборочное производство иностранных самолетов в России. Его реализация может иметь как минимум три серьезных последствия для рынка. "Очевидно, что Q300 гораздо более распространен, чем Ан-140. Перенос его производства в Самару может означать, что Россия может претендовать как минимум на треть мирового рынка турбовинтовых самолетов,- говорит глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.- Мощности "Авиакора" позволяют одновременно собирать и Ан-140, и Q300, однако с точки зрения бизнеса выпуск двух идентичных моделей - это нонсенс. Значит, приход Bombardier - это неминуемая гибель проекта Ан-140". По словам господина Пантелеева, сейчас примерно $6-7 млн из цены Ан-140 за счет поставок комплектующих и налогов приходится на Россию, в случае же с Q300 Россия вряд ли сможет рассчитывать на высокую степень локализации производства двигателей и авионики.
"Это будет убийственный удар по планам продвижения европейских турбовинтовых самолетов ATR",- называет третье последствие от прихода Bombardier в Россию Борис Рыбак. Между тем эксперты прогнозируют и ряд проблем с финальной реализацией проекта "Базэла" и Bombardier. "Самый большой вопрос - насколько быстро будет расти рынок региональных авиаперевозок пассажиров в России,- отмечает господин Рыбак.- Если подъем произойдет через десять лет, проект преждевременен". Сейчас этот рынок низкорентабелен, хотя потенциально Q300 может заменить устаревшие Ан-24 - по данным на 2006 год, в России было зарегистрировано 118 таких машин. Что касается мирового рынка, то спрос на экономичные турбовинтовые машины сейчас на подъеме - но только в связи с высокой ценой на авиакеросин.
Контекст
Россию заподозрили в покупке Airbus
Вчера агентство "Интерфакс" со ссылкой на французский журнал Le Capital сообщило, что российские власти ведут переговоры с руководством европейского авиастроительного концерна EADS о покупке 20% акций компании Airbus. По данным Le Capital, рассматривается покупка акций либо госбанком, либо госкомпанией, на переговоры об этом во Францию в ближайшее время отправится глава Роспрома Борис Алешин. Сам господин Алешин вчера сообщил Ъ, что действительно вскоре поедет во Францию, но будет обсуждать не покупку акций Airbus, а сотрудничество с местными компаниями по другому проекту (по данным Ъ, речь идет о поставщиках комплектующих для регионального самолета Sukhoi SuperJet). В то же время чиновник уточнил, что сегодня в Москву прибудет делегация высокопоставленных представителей EADS. Они планируют провести встречу с главой Минэкономразвития Германом Грефом, руководителем Минпромэнерго Виктором Христенко и самим господином Алешиным. Предмет переговоров не раскрывается.
Bombardier Dash 8 Q300
Ближнемагистральный пассажирский самолет канадской компании Bombardier. Разработка началась в 1986 году, первый полет состоялся в 1987 году. Входит в серию турбовинтовых лайнеров Dash 8, также включающую в себя 37-местный самолет Q100, 39-местный Q200 и 78-местный Q400.
Максимальный взлетный вес Q300 - 19,5 тонны, крейсерская скорость 528 км/ч. Дальность полета около 1500 км (существуют модификации с дальностью до 2000 км). Оснащен двумя турбореактивными двигателями Pratt & Whitney PW123B. Размах крыла 27,5 м, длина 25,7 м. Максимальное число пассажирских мест - 56.
До настоящего времени у компании было заказано около 220 самолетов Q300 (всего у Bombardier заказано 740 самолетов серии Dash 8). Стоимость одного Q300 - порядка $17 млн....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции