О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Гонка авианосцев

До 2015 года в войска поступит больше единиц вооружений, чем поступило за весь период после распада СССР. Кремль готов не только вернуться к советской доктрине паритета военной мощи с Западом, но даже превзойти ее

В ближайшие семь лет Вооруженные силы России ожидает масштабное перевооружение. Военные будут готовиться к превентивным ударам по вероятному, но пока еще неизвестному противнику, для борьбы с которым потребуются даже авианосцы. Поэтому до 2015 года в войска поступит больше единиц вооружений, чем поступило за весь период после распада СССР. Об этом вчера заявил, выступая на правительственном часе в Госдуме, вице-премьер - министр обороны Сергей Иванов. Это означает, что Кремль готов не только вернуться к советской доктрине паритета военной мощи с Западом, но даже превзойти ее - ведь СССР никогда не придавал большого значения флоту и авианосцам.

Сергей Иванов рассказал депутатам о ходе и перспективах переоснащения Вооруженных сил. Прежде он предпочитал общаться с ними без присутствия СМИ, но в этот раз заседание прошло в открытом режиме. Подобная открытость объяснялась только одним: вице-премьер должен был сделать громкие заявления.

И он их сделал: "Рост национальной экономики, а также созданный научно-технический задел в 2002-2005 годах позволяет нам выйти на новый качественный уровень в вопросах оснащения Вооруженных сил".

В 2007 году армия приобретет 17 межконтинентальных баллистических ракет, четыре космических аппарата военного назначения и столько же ракет-носителей к ним, оснастит модернизированными образцами одну эскадрилью стратегической авиации, шесть тактических и вертолетных эскадрилий, семь танковых и 13 мотострелковых батальонов.

Всего же, сказал вице-премьер, в рамках программы перевооружения, которая начнется в нынешнем году и завершится в 2015-м, планируется заменить 45% имеющейся боевой техники. За семь лет на боевое дежурство встанут 34 шахтных пусковых установки и командных пункта, более 50 грунтовых подвижных комплексов "Тополь-М", 50 стратегических ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95МС. Пять ракетных бригад будут оснащены новейшим ракетным комплексом "Искандер-М", планируется также завершить строительство стартовых комплексов "Ангара" и "Союз-2". В сухопутных войсках перевооружению подлежат 40 танковых, 97 мотострелковых и 50 десантных батальонов, планируется закупить 116 тысяч автомобилей.

Но самые большие перемены ждут флот, который до 2015-го получит 31 корабль, и "где-то на рубеже 2009 года" будет принято решение о строительстве новых авианосцев.

Цена вопроса

На создание новой армии в 2007-2015 годах планируется направить 5 трлн. рублей. В частности, в бюджет 2007 года по статьям "национальная оборона" и "национальная безопасность" заложено почти 1,5 трлн. рублей, то есть около 27,8% общих расходов госбюджета. Однако в эту цифру включены все бюджетные расходы на всех людей в погонах, то есть это расходы на национальную оборону и правоохранительную деятельность. На содержание армии тратится чуть больше половины. "По отношению к ВВП доля расходов по оборонным статьям стабильно находится в пределах 2,60-2,8% ВВП", - заявил вчера Иванов. Другими словами, бюджет Минобороны запланирован на уровне 821 млрд рублей. Если считать с 2000 года, оборонные расходы выросли почти в шесть раз. Около 44% оборонного бюджета сейчас идет на перевооружение или модернизацию техники, уже стоящей на вооружении, а 56% - на содержание Вооруженных сил, или, как заявил Иванов, "проедание". Сергей Иванов сообщил, что в будущем это соотношение планируют изменить, направляя на закупки и модернизацию вооружений не менее 50% военного бюджета.

Сверхдорогая игрушка

Итак, Россия станет могучей авианосной державой. Это притом, что главком ВМФ Владимир Куроедов в начале 2004 года заявил: "Авианосец - это вопрос следующего десятилетия". А в июне 2006-го военно-промышленная комиссия (ВПК) при правительстве России в основном одобрила проект госпрограммы вооружений на 2007-2015 годы, и первый зампред комиссии Владислав Путилин сообщил, что в рамках программы не предусматривается строительства ни одного нового авианосца.

Осторожность ВПК и ВМФ понятна: "плавучие аэродромы" стоят бешеных денег. Заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко сказал "Газете": "Только сам корабль обойдется как минимум в $2 млрд.". Новые авианосцы, если будет принято решение, станут строить на "Севмашпредприятии".

Но авианосец требует кораблей сопровождения. По взглядам западных теоретиков, эскорт должен включать как минимум ракетный крейсер, несколько эсминцев, фрегатов, подводную лодку и суда обеспечения. Эдвард Литвак еще в 1985 году подсчитал, что содержание авианосного соединения обходится в $6 млрд. в год.

Для авианосца нужны палубные самолеты и вертолеты. Адмирал Куроедов в 2005 году обещал новый многоцелевой палубный самолет. Деньги найдутся в Индии, по заказу которой Россия проводит научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по модернизации самолета МиГ-29 для авианосца "Адмирал Горшков", проданного ВМС Индии. "Индийцы выбрали МиГ-29 в качестве базового для своих авианосцев, - говорит директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. - Таким образом, за их деньги мы сможем провести НИОКР по этому самолету и для наших авианосцев".

Гордость и горечь

Сейчас в стране есть один авианесущий крейсер - "Адмирал Кузнецов". Неудовлетворительное состояние его машинно-котельной установки не позволяет кораблю длительно поддерживать ход более 16-18 узлов. Кроме того, у "Кузнецова" изношены механизмы, отсутствует нормальная береговая инфраструктура (из-за чего корабль базируется на судоремонтном заводе СРЗ-35), ненадежны высоконапорные главные котлы, не хватает квалифицированного личного состава. И самый красноречивый факт: по данным источника "Газеты" в военно-морской отрасли, в стране - не более 10 подготовленных палубных летчиков, притом, что на авианосце должны быть не только истребители и штурмовики, но и самолеты радиолокационного обнаружения, заправщики, противолодочные - всего шесть-семь разных типов.

Российский авианосец "Адмирал Кузнецов"

Заложен в 1982 году на Черноморском судостроительном заводе в городе Николаеве. Вступил в строй в 1990 году. Стоимость постройки корабля (без "авиакрыла") составила 550 млн рублей в ценах 1985 года.
  • Водоизмещение: 58 500 тонн.
  • Запас хода: 8000 миль.
  • Экипаж: 1960 человек, из них 656 человек летного состава.
  • Скорость: 29 узлов.
  • Вооружение: противокорабельные комплексы (крылатые ракеты) - П-700, "Гранит"; зенитно-ракетные комплексы - "Кортик", "Клинок", AK-630; противолодочные комплексы - "Удав", РБУ-12000.
  • Самолеты: 40.
  • Вертолеты: 12.
Источник: ship.bsu.by


Из всего сказанного понятно, что авианосный флот невозможно создать одним волевым решением - этого не мог добиться даже Сталин. Поэтому многие эксперты говорят, что России авианосцы не нужны. Главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, генерал-майор в отставке Владимир Дворкин сказал "Газете": "Самым важным направлением было бы создание интегрированной системы обороны, включающей средства космической разведки, информационные системы и силы ракетных войск стратегического назначения".

И, наконец, главное. Прежде чем перевооружать армию и флот, необходимо четко представлять, для чего это нужно: быть региональной державой или мировой? Какие и где иметь интересы? То есть располагать военной доктриной и доктриной нацбезопасности. А вице-премьер Сергей Иванов придерживается противоположных взглядов. В Госдуме он заявил наоборот: все точки над i расставит новая военная доктрина, которую примут после доктрины нацбезопасности, но войска должны быть готовы к превентивным ударам. Видимо, с помощью авианосцев.

Несбывшаяся мечта

Авианосец как самое мощное, технологичное, дорогое и престижное оружие всегда был предметом вожделения разных стран и вождей. Наиболее типичный пример такого мечтателя - Гитлер с неосуществившимся проектом "Граф Цеппелин". Для борьбы с могучим британским, а позднее и американским флотом ему требовался классический ударный авианосец, самолеты которого могли бы осуществить массированный налет на вражескую эскадру. "Граф Цеппелин" был заложен в 1937 году, но его постройка затянулась из-за предвоенных теоретических споров в руководстве нацистской Германии, а во время войны - из-за острой нехватки материалов, технологий и квалифицированных кадров. Дело еще осложнялось регулярными бомбежками англичан и американцев. В итоге корабль с проектируемым водоизмещением 33,5 тысячи тонн, скоростью 35 узлов и авиагруппой в 40 самолетов попал в руки Советской армии, использовался в качестве мишени на стрельбах и был затоплен в 1947 году.

Похожая судьба постигла программу строительства авианосцев фашистской Италии, правда, там к закладке кораблей даже не приступали, а в окружении дуче только спорили, что именно переоборудовать в авианосец: то ли пароход "Аквила", то ли линкор "Рома"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка