О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Родственники погибших в Ту-154 под Донецком проведут свое расследование

В крушении самолета Ту-154 под Донецком виноват экипаж - заключила техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета по расследованию катастрофы

Катастрофы могло не быть

В крушении самолета Ту-154 под Донецком виноват экипаж - заключила техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета по расследованию катастрофы. И хотя ее председатель Леонид Каширский подчеркивает, что МАК ищет, из-за чего произошла трагедия, а не кто в ней виноват, строчки отчета четко указывают на ошибки людей: «Причиной катастрофы самолета Ту-154М RA-85185 авиакомпании «Пулково» явился вывод самолета при полете в штурвальном режиме на закритические углы атаки и режим сваливания с последующим переходом в плоский штопор и столкновением с землей с большой вертикальной скоростью».

Проще говоря, пилоты слишком высоко задрали нос самолета, он потерял скорость, накренился и, вращаясь, стал падать. Вывести машину из штопора летчики не смогли. Выходит, они были неопытными?

- Нет, это был компетентный экипаж, - считает зампредседателя МАК Алексей Морозов. - Опытный командир, у него общий налет составлял 6 тысяч часов, из них половина в качестве командира экипажа. Он сидел в левом кресле, в правом был пилот-стажер Андрей Ходневич. Его налет составлял 65 часов. И комиссия считает, что его подготовка была на недостаточном уровне.

Как объяснил Алексей Николаевич, именно второй пилот должен был следить за скоростью и вовремя сообщить командиру экипажа о выходе за нормативные значения. Но этого сделано не было. Второй пилот, который тоже находился в кабине, за спиной стажера, не помог ему и не взял на себя контроль за приборами. В докладе комиссии это выражено в сухих строчках: «Отсутствие контроля за скоростью полета и невыполнение указаний РЛЭ по недопущению попадания самолета в режим сваливания при неудовлетворительном взаимодействии в экипаже не позволили предотвратить переход ситуации в катастрофическую».

Летчики сильно паниковали

Расшифровка «черного ящика» показывает, что в последние минуты полета экипаж общался между собой буквально матом. Летчики были в панике, не зная, что делать. Помочь им не могли ни Руководство по летной эксплуатации, ни опыт. Нигде не описывалось, как действовать, если машина задрала нос и начала сваливаться.

- Для ТУ-154 у нас нет современного тренажера, а существующие не обладают возможностями для отработки всех ситуаций, которые могут возникнуть, - говорит Алексей Морозов, зампредседателя МАК.

А это означает, что даже самые опытные пилоты не умеют выводить самолет из подобных ЧС. И пусть ситуации, как с бортом RA-85185, происходят нечасто, но они бывают. В 2000 году похожая катастрофа случилась под Котласом. Но тогда никаких выводов не последовало. А ведь если бы летчиков еще шесть лет назад начали учить, то рейс Анапа - Санкт-Петербург 22 августа 2006 года мог и не разбиться.

Наконец стали принимать меры

Августовская катастрофа имела большой резонанс. Так что есть надежда, что выводы сделаны будут.

- Уже готовится государственная программа по безопасности полетов в России, - сказал министр транспорта России Игорь Левитин. - Мы ужесточаем порядок подготовки пилотов, увеличиваем количество часов летной подготовки курсантов с 66 до 150. Особенно вторых пилотов. Авиакомпании «Пулково» рекомендовано усилить летную подготовку экипажей.

Министр пообещал не допускать к эксплуатации вновь создаваемые самолеты до тех пор, пока не появятся специальные тренажеры для них и все летчики не пройдут на них обучение. А тренажеры для старых самолетов планируется модернизировать. Впрочем, жить ТУ-134 и ТУ-154 осталось ровно 5 лет. В течение этого времени их постепенно должны вывести из эксплуатации и заменить более современными моделями.

Неужели 170 человек обязательно должны были погибнуть, чтобы давно назревшие изменения начались?

Гроза ни при чем

У любой трагедии всегда несколько причин. Поэтому члены МАК так придирчиво выясняли, в каком техническом состоянии был самолет, правильно ли действовали диспетчеры и так далее. Выяснилось, что ни погода, ни машина не при чем.

- Вместе со специалистами Петербургского гидрометеорологического института мы провели анализ метеоусловий, - говорит Леонид Каширский, председатель техкомиссии по расследованию катастрофы. - На начало полета погода не создавала опасности, хотя была сложной. Грозовая деятельность непосредственного влияния на оборудование не оказала. Техническое состояние соответствовало всем нормативным документам. Техобслуживание проводилось в срок. «Черный ящик» показал, что никаких отказов не было. И устно от экипажа свидетельств о неполадках не поступало.

- Бортовой радиолокатор был исправен, - добавляет Алексей Морозов. - Экипаж его использовал.

А вот к действиям диспетчеров претензии есть. Управление инспекции по без-опасности полетов Ространснадзора считает, что из-за недоведения или несвоевременного доведения до экипажа информации о зоне турбулентности он не смог вовремя принять решение об обходе этих зон. МАК уверяет, что у пилотов была вся информация, об этом свидетельствуют их переговоры в кабине. При этом Алексей Морозов признает, что в ходе расследования выявлены недостатки в работе диспетчерских служб Анапы, Ростова и Харькова.

- Но они непосредственно с причиной авиакатастрофы не связаны, - тут же оговаривается он.

Украинская прокуратура завершила расследование обстоятельств трагедии и сделала вывод - диспетчеры не виноваты. Генпрокуратура России уже запросила материалы дела. Вскоре они, а также ценные вещи, найденные на месте катастрофы, будут переданы нашей стороне.

Компенсации

Что получили родственники погибших
От авиакомпании «Пулково»Из резервного фонда правительства РФОт правительства Санкт-ПетербургаОт властей других регионовПожертвования
500 тысяч рублей
100 тысяч рублей на каждого погибшего
100 тысяч рублей на каждого погибшего*100 тысяч рублей на каждого погибшего жителя Санкт-ПетербургаЖители Краснодарского края получили по 500 тысяч рублей.
Жители Новгородской области - по 250.
Остальные - по 100 тысяч
8 миллионов 319 тысяч 65 рублей
За 170 человекЗа 170 человекЗа 100 человекЛенобласть - 23 погибших, Красноярский край - 22, Краснодарский край - 5, Республика Коми - 2 , Мурманская область - 5, Калининградская область - 1, Ямало-Ненецкий автономный округ - 5, Камчатская область - 2, Новгородская область - 2, 5 иностранцевБудут переданы общественной организации «Прерванный полет»
* Министр транспорта России заявил, что сейчас в правительстве рассматривается вопрос об увеличении в будущем выплат за погибших в авиакатастрофах до 75 тысяч рублей.

Семьям погибших помогали: в идентификации останков и их захоронении, в решении жилищных вопросов, трудоустройстве, оформлении пенсий по утере кормильца, предоставлении медицинской помощи.

Тем временем

В память о трагедии поставят обелиск


Министр транспорта и связи Украины Николай Рудьковский пообещал помочь организовать приезд родственников погибших в катастрофе самолета ТУ-154М под Донецком в годовщину трагедии - 22 августа 2007 года.

Планируется, что в этот день на месте крушения лайнера будет установлен обелиск. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко заявила, что проект памятника-мемориала обязательно будет согласован с близкими пассажиров разбившегося рейса.

Кстати, на одном из последних сборов родственники погибших создали общественную организацию «Прерванный полет» - в память о так и не долетевшем домой рейсе Анапа -Санкт-Петербург. Его цель: оказывать помощь всем пострадавшим в авиакатастрофах, устраивать их в больницы и санатории, проводить юридические консультации, составлять иски и вместе добиваться справедливости.

Связаться с членами «Прерванного полета» можно по телефону (812) 335-68-08....
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда в Петербурге». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка