РИА "Новости"
12 апреля 2007, 20:32
Земные проблемы космической навигации
В этом году, как никогда, Международный день космонавтики 12 апреля наполнен космическим содержанием непосредственно сегодняшнего дня. Речь идет о спутниковой навигации - ГЛОНАСС
Одно то, с каким размахом идет освещение этой программы в СМИ, плюс непосредственно сами заявления первых лиц государства о рекордных сроках развертывания орбитальных средств и строительства наземной инфраструктуры не оставляют сомнения в реализации проекта. Иными словами, существует главная составляющая успеха - намерение иметь и действовать, что должно привести к созданию российской полномасштабной системы спутниковой навигации.
Тем не менее, сегодня хотелось бы поговорить о вещах более общего порядка, чем, скажем, необходимое число аппаратов на орбите и приемо-передающих наземных средств. Ведь на то она и система, чтобы быть комплексом, неотъемлемо связанным со всеми другими составляющими экономического и социально-политического строя общества.
Итак, вопрос первый, хотя, может показаться - не самый острый. Пока. Согласно заявлению первого российского вице-премьера Сергея Иванова, систему ГЛОНАСС можно весьма эффективно использовать для контроля над перемещением грузов. "На каждый грузовик, фуру вешать маячки в виде системы ГЛОНАСС и следить за их перемещением по стране". Сверни фура не туда, или вознамерься водитель мусоровоза вывалить свое содержимое в ближайший кювет, - последуют крупные денежные штрафы. "Санкции должны быть разорительными, - полагает Иванов, - в миллион долларов штрафа...".
Еще одно принципиальное добавление. Сергей Иванов предлагает подготовить президентский указ, обязывающий уже в 2008 г. министерство транспорта, МЧС и федеральное агентство "Кадастр объектов недвижимости" оснастить свои транспортные средства и средства разметки и картирования территории приемниками космической навигации. Сразу оговорюсь, вне всякого сомнения, подобный указ, частично ретранслированный, скажем, Минтрансом, затронет и частных перевозчиков.
Хорошо. Но для того, чтобы отследить свой транспорт, который колесит где-нибудь на Алтае, головному офису, например, в Москве, придется помимо самих комплектов спутниковой навигации разориться на услуги специализированных компаний по передаче сигнала по сотовой системе связи GSM от фуры до ее начальства.
Схема, эта далеко не нова в мире, однако в российских реалиях, даже если забыть о самой форме очередного принуждения, эффективность ее работы не кажется однозначной. Ведь никто и не подумает что-либо компенсировать пользователю, случись какой-нибудь серьезный сбой в работе спутникового созвездия. Скажем, по причине банального неплатежа.
Кстати, о сбоях и деньгах. Чтобы первых не было, за всеми элементами системы необходим тщательный уход, который стоит средств и немалых. В мире есть пока только один прецедент - американская система GPS "Навстар", которая всеобъемлюще используется как военными, так и гражданскими по всеми миру.
Так вот, согласно приблизительным оценкам, министерство обороны США ассигнует ежегодно на содержание своей навигационной системы 400 млн. долл. В свою очередь, деньги эти выделяются из двухмиллиардной суммы, которая каждый год поступает Пентагону в виде лицензионных платежей от производителей GPS-приемников.
В этой связи очень хотелось бы знать, какова соответствующая российская схема. Ведь, согласитесь: вопрос наиважнейший, если учесть, что уже сегодня совокупный отечественный рынок спутниковой навигации оценивается в миллион профессиональный приемных устройств, а по данным прошедшей в начале апреля конференции "Фундаментальное и прикладное координатно-временное и навигационное обеспечение" (КВНО-2007) это число за десятилетие возрастет в пять раз.
Но спутники и приемники к ним ничего не стоят вместе взятые без соответствующих карт местности, в том числе и электронных. В данном случае ограничимся одним высказыванием Александра Турского, президента картографической кампании Nav Maps, работающей по договоренности с Роскартографией над электронным картированием территории России.
"Главная сложность создания качественных электронных карт России, приспособленных для навигационных систем, - это низкая рентабельность таких продуктов. В Европе создавать карты выгодно, потому что расстояния не очень большие, плотность населения высокая, а людей, способных купить такие карты, достаточно много. В России же рисовать приходится несоизмеримо большую территорию, а покупательская возможность населения мала. Так что пока коммерческая выгода от создания карт у нас под большим вопросом", - посетовал Турский на страницах авторитетного российского журнала "Эксперт" в декабре прошлого года.
Иными словами, и сказанных уже слов из песни не выкинешь, и национальную программу отдельно от всей остальной жизни страны не развернешь. Если появится уверенность, что ГЛОНАСС - это всерьез и надолго, никаких указов по обязательному использованию этой системы не потребуется....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 19, 2024
Аэрофлот за первый квартал увеличил перевозки на направлениях Москва - Уфа и Москва - Челябинск
Апрель 18, 2024
Комплекс испытаний SJ-100 в СибНИА выполнен на 30-40 %
Апрель 19, 2024
В Тайване заявили, что ракета случайно упала с самолета ВВС во время учебного полета
Апрель 19, 2024
Польская авиакомпания LOT отменила ближайшие рейсы в Тель-Авив и Бейрут