О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ближе и ближе к земле

Конец апреля - традиционное время проведения московского международного форума и выставки "Высокие технологии XXI века"

Конец апреля - традиционное время проведения московского международного форума и выставки "Высокие технологии XXI века" ("ВТ XXI-2007"). В этом году они были организованы в восьмой раз, при этом цикличность этого мероприятия осталась прежней, ежегодной. В прошлом году стало очевидно, что эта выставка фактически превратилась в сугубо гражданскую: большинство предприятий ОПК, ранее принимавших в ней участие, перестали размещать здесь свои экспозиции. Правда, "Рособоронэкспорт" по-прежнему является экспонентом "Высоких технологий", однако и главный российский спецэкспортер подчеркивает на этом форуме гражданскую составляющую своей деятельности.

Одно из основных мест на стенде "Рособоронэкспорта" заняла экспозиция созданного год назад Национального центра технологического перевооружения оборонно-промышленного комплекса. В целом на стенде предприятия была представлена широкая гамма высокотехнологичной продукции двойного и гражданского назначения, предназначенная для использования в таких сферах, как экология, медицина, информационные, лазерные и биотехнологии, машиностроение, радиоэлектроника и телекоммуникации, химия, новые материалы, легкая промышленность. В экспозиции также были представлены кварцевые генераторы и оптико-электронные охранные извещатели, предназначенные для использования в составе систем охраны музейных экспонатов в качестве охранного датчика. В соответствии с последними веяниями в отечественной технологичной промышленности особое внимание было уделено навигационной технике. Посетители имели возможность ознакомиться с малогабаритным инерциально-спутниковым бортовым устройством навигации ГЛОНАСС/GPS "Астра-АСН", предназначенным для решения практических задач по обеспечению безопасности людей, материальных объектов, по оперативному управлению, контролю и охране подвижных единиц. Особенностью аппарата является гибкость его программной конфигурации под различные условия работы.

Беспилотные летательные аппараты уже прочно вошли как в военный, так и в гражданский обиход, и ни один форум, подобный "ВТ XXI-2007", не обходится без демонстрации достижений в этой сфере. В этот раз в "Экспоцентре" "Рособоронэкспорт" представил комплекс экологического мониторинга с БПЛА "Данэм", который предназначен для решения задач в интересах МЧС, добывающей, энергетической, сельскохозяйственной и других отраслей народного хозяйства на суше и в гидросфере. Он обеспечивает экологический контроль объектов ТЭК, выявление источников и площадей участков загрязнений, а также охрану продуктопроводов и линий электропередач.

По традиции центральное место в экспозиции "ВТ XXI-2007" занял стенд ММПП "Салют". Здесь был представлен макет наиболее совершенного военного продукта предприятия - принятого в конце прошлого года на вооружение ВВС РФ двигателя АЛ-31-Ф-М1, представляющего собой первый этап задуманной на "Салюте" масштабной программы по обновлению силовой установки самолетов семейства Су-27/30. Газотурбинные двигатели сегодня являются не только одним из основных элементов конструкции боевых и пассажирских самолетов, но и становятся весьма перспективным источником получения электрической и тепловой энергии. На выставке "Высокие технологии XXI века" свои последние достижения в области разработки и производства промышленных газотурбинных установок "Салют" продемонстрировал на примере ПГУ-60С мощностью 60 МВт, которая уже получила признание на российском энергетическом рынке. Предприятие участвует в программе РАО ЕЭС "ТЭЦ нового поколения", в рамках которой на ТЭЦ-28 компании "Мосэнерго" завершается проект строительства парогазовой электростанции мощностью 60 МВт и КПД 52%. "Салют" также принимает активное участие в техническом перевооружении Елецкой ТЭЦ. "Салют", безусловно, является одним из ведущих московских предприятий, работающих в сфере высоких технологий. Дальнейшему повышению статуса завода должна способствовать инициатива его руководства по созданию на базе предприятия первого в столице промышленно-энергетического технопарка. Если эта идея будет воплощена в жизнь, "Салют" сможет значительно расширить номенклатуру выпускаемого энергетического и высокотехнологичного оборудования и ускорить достижение поставленной им задачи: довести объем выпускаемой продукции гражданского назначения до 50%.

В этом году свой стенд на выставке "ВТ XXI-2007" опять же традиционно развернуло и украинское предприятие "Мотор Сич", являющееся давним и верным союзником "Салюта". Каких-то сюрпризов от запорожских моторостроителей на этой, в общем, не профильной для них выставке ждать не приходилось, поэтому на стенде "Мотор Сич" были выставлены натурные образцы уже хорошо известных двигателей: вертолетный турбовальный АИ-450 и турбореактивный Д-436-148, а также образцы прогрессивных технологических процессов и товары народного потребления. Хотя в демонстрации Д-436, предназначенного для регионального лайнера Ан-148, все-таки есть определенная новизна. На "ВТ XXI-2007" этот мотор впервые был представлен как сертифицированный по международным стандартам - сертификат типа МАК на этот мотор был получен 26 февраля.

И все-таки "Высокие технологии XXI века" интересны тем, что здесь наравне с монументальными "программными" выступлениями, к которым относится участие таких флагманов отрасли, как "Салют" и "Мотор Сич", а также главного спецэкспортера "Рособоронэкспорт", всегда попадаются и весьма любопытные "реплики" с мест. На этот раз вполне заслуженное внимание участников выставки привлекали симпатичные машинки, созданные специалистами НАМИ по заказу Министерства сельского хозяйства РФ. Представленные институтом малогабаритные многоцелевые транспортные средства (ММТС) малого и среднего класса были рождены в поистине рекордные для отечественного автомобилестроения сроки - от начала проектирования до постройки опытных образцов прошло всего 9 месяцев. За это время было сконструировано и изготовлено 5 образцов разных тягловых классов, три из которых и выставлялись в "Экспоцентре". Основным посылом Минсельхоза при разработке требований на эти машины было то, что современные мелкие и средние фермерские хозяйства не могут позволить себе большой парк специализированных машин. Им необходим универсальный и при этом недорогой образец, который был бы способен и пахать, и сеять, и перевозить небольшие грузы.

В результате работы двух конструкторских коллективов НАМИ появилось семейство малогабаритных автомобилей высокой проходимости с колесной формулой 4x4, максимальной скоростью 60 км/ч и функциональной возможностью выполнения основных видов сельскохозяйственных работ. На базе ММТС создается широкая гамма машин для решения различных задач на селе, в сфере здравоохранения, образования и жилищного строительства.

ММТС различных классов сконструированы по модульному принципу, то есть на месте базового самосвального кузова могут монтироваться фургоны, цистерны для различных специальных нужд. У каждой машины спереди и сзади имеются выводы валов отбора мощности и точки подвески дополнительного оборудования. До 80% использованных в конструкции ММТС деталей серийно выпускаются отечественными автомобилестроительными и тракторостроительными заводами. Это, в частности, относится к таким наиболее ответственным элементам конструкции, как двигатель, рама, трансмиссия. Ориентировочная стоимость базовой машины (без навесного оборудования) должна составить около 300 тыс. рублей.

Надо отметить, что идея, сформулированная Минсельхозом и реализованная НАМИ, в целом не нова. Именно для помощи разоренному войной сельскому хозяйству фирма Mercedes-Benz создала свой ставший теперь знаменитым Unimog (UNIversal MOto Gerat - универсальный моторный агрегат). Пожалуй, если все пойдет так, как задумано (то есть нужно привлечь инвесторов, найти производителя для ММТС и развернуть их серийное изготовление), то будущее этих машин должно быть столь же блестящим, как и у их германского предшественника. Пока все предпосылки для этого есть - по словам сотрудников НАМИ, они получили уже множество предложений о покупке представленных на выставке машин.

В конструкции ММТС от НАМИ не нашлось места высоким технологиям, хотя надо отметить, что конструкция трансмиссии машин среднего класса получилась оригинальная и даже имеет собственное запатентованное название. Однако по сравнению с тем набором отечественных автомобилей и тракторов, которые сегодня имеются в небольших хозяйствах на селе, ММТС, безусловно, продукт XXI века. Остается надеяться, что заказчику и создателям этих машин удастся привлечь необходимые для начала серийного выпуска инвестиции и подобрать подходящую производственную площадку. Может быть, за изготовление крестьянских "железных коней" нового поколения возьмется одно из предприятий российского ОПК, на который руководство страны сегодня возлагает столь большие надежды....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка