О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Рособоронэкспорт" кружит над Жуковским

ФГУП "Рособоронэкспорт" возьмется за проведение Международного авиакосмического салона в подмосковном Жуковском. Для этого госкомпании будут переданы часть территорий и помещений Летно-исследовательского института имени Громова

ФГУП "Рособоронэкспорт", госпосредник по экспорту вооружений, уже выпускающее автомобили, титан и спецстали, теперь возьмется и за проведение Международного авиакосмического салона в подмосковном Жуковском. Для этого госкомпании будут переданы часть территорий и помещений Летно-исследовательского института имени Громова, на территории которого проводится выставка. В результате "Рособоронэкспорт" займется не только прибыльной выставочной деятельностью, но и возьмет под контроль один из крупных столичных аэродромов.

Международный авиационно-космический салон (МАКС), который состоится в 2009 году (ближайший - в августе этого года), будет проводить ФГУП "Рособоронэкспорт". Как рассказал Ъ источник в Минпромэнерго, принципиальное решение об этом уже принято. "Роспром, в оперативном управлении которого находится Летно-исследовательский институт имени Громова (ЛИИ имени Громова, на территории которого проводится МАКС.- Ъ), уже получил необходимые указания на этот счет. И уже оказывает содействие сотрудникам "Рособоронэкспорта", которые начали изучение ситуации",- пояснил собеседник Ъ. Со стороны "Рособоронэкспорта" проект курирует руководитель аппарата гендиректора Дмитрий Шугаев. Он подтвердил Ъ, что "идея создания транспортно-выставочного комплекса, в капитал которого войдет "Рособоронэкспорт", действительно существует". "Однако на сегодняшний день это рабочий проект, который обсуждается",- уточнил господин Шугаев.

По информации Ъ, официально смена организатора МАКСа обоснована неэффективностью работы нынешнего оператора выставки - ОАО "Авиасалон". Компания в 2006 году показала убытки более 31 млн. руб., хотя проведение авиасалонов такого уровня во всем мире (среди самых известных - открывающийся сегодня в Ле-Бурже под Парижем) - прибыльный бизнес.

Претензии к ОАО "Авиасалон" касаются не только финансовых итогов. В мае акционеры компании (50% ее акций принадлежат ФГУП "ЛИИ имени Громова", 10% - министерству имущественных отношений Московской области) заказали аудит хозяйственной деятельности компании за 2006 год, в ходе которого был выявлен ряд нарушений. Так, сообщил источник Ъ, знакомый с итогами аудита, объекты недвижимости, которые числятся на балансе АО в составе "прочих внеоборотных активов" стоимостью 41,5 млн. руб., а также новый и самый крупный выставочный павильон H построены без необходимой разрешительной документации и с технологическими нарушениями. Кроме того, было выявлено, что в качестве субподрядчиков при строительстве павильона привлекались компании, аффилированные с руководством "Авиасалона". В результате, по словам собеседника Ъ, Объединенная авиастроительная корпорация, которая планировала разместить в павильоне Н экспозицию, отказалась от него и там решили разместить экспозицию зарубежных участников.

Одновременно участники выставки жалуются на постоянно растущую стоимость за участие в МАКСе. "Участие в салоне в этом году нам обойдется в 1,5 млн. руб.,- рассказали Ъ в компании "Сухой".- Один VIP-пропуск стоит 10 тыс. руб. Аренда одного квадратного метра необорудованной площади в павильоне - более $250, на открытой площадке - до $100, один взлет самолета - $10 тыс. МАКС стал самой дорогой авиавыставкой в мире".

Как юридически будет оформлено участие "Рособоронэкспорта" в новом проекте, пока окончательно не определено. Источники Ъ утверждают, что наиболее вероятный вариант - создание нового юридического лица с условным названием ОАО "Транспортно-выставочный комплекс" (ТВК), в капитал которого будут переданы объекты недвижимости и часть территории ЛИИ имени Громова. Другой вариант предусматривает вхождение структур "Рособоронэкспорта" в капитал ОАО "Авиасалон". Гендиректор "Авиасалона" Дмитрий Шулепов тем не менее уверяет, что компания и дальше останется оператором МАКСа. "Есть проект, по которому "Рособоронэкспорт", Объединенная авиастроительная корпорация и "Авиасалон" станут создателями нового транспортно-выставочного комплекса",- заявил он Ъ.

В Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству Ъ сообщили, что есть планы проведения в ЛИИ имени Громова не только МАКСа: "Создав ТВК, мы будем на площадях в Жуковском по нечетным годам проводить МАКС, по четным - выставки сухопутных вооружений. Там же могут проходить выставки по безопасности, транспорту, авиадвигателям. "Рособоронэкспорт" с этим вполне справится. Он же сейчас занимается не только экспортом вооружений, но и автомобилестроением и многим другим".

Таким образом, в любом случае "Рособоронэкспорт" займется прибыльным бизнесом. По оценке гендиректора консалтинговой компании Infomost Бориса Рыбака, авиашоу в Ле-Бурже приносит прибыль порядка $100 млн. Выручка МАКС-2005, по его оценкам, составила около $25-30 млн. Однако это не единственная выгода "Рособоронэкспорта". Одновременно госкомпания сможет пользоваться единственной в Европе пятикилометровой взлетно-посадочной полосой (ВПП) аэродрома ЛИИ имени Громова в Жуковском. В целом новый оператор МАКСа получит в распоряжение более 400 га территории института.

"Рособоронэкспорту", вероятно, интересна именно ВПП, при наличии которой компания может с успехом развивать авиатранспортный бизнес",- считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. "Рособоронэкспорт" является владельцем 51% акций авиакомпании "Московия" - это бренд авиакомпании ЛИИ имени Громова, основанной одноименным институтом (владеет сейчас 49% акций перевозчика) в октябре 1995 года. В парке перевозчика есть около десятка грузовых и пассажирских самолетов Ан-12, Ту-134 и Ту-154, в 2006 году "Московия" перевезла более 130 тыс. человек, но пассажирские перевозки выполняются из аэропорта "Домодедово".

Однако анонимный участник рынка считает, что для организации полноценного коммерческого авиабизнеса аэродром в Жуковском приспособлен плохо. "Во-первых, это режимный объект. Во-вторых, в нем нет необходимой аэропортовой инфраструктуры - погрузочно-разгрузочного оборудования, спецтехники, соответствующих строений,- говорит он.- В начале и середине 90-х через аэродром в Жуковском вообще возилась контрабанда. Он подходит скорее для организации специальных грузоперевозок в госинтересах". "В новом аэропортовом комплексе в московском авиаузле просто нет необходимости,- приводит свой довод Борис Рыбак.- Аэропорт "Внуково" недозагружен, "Домодедово" и "Шереметьево" после завершения очередных этапов реконструкции и строительства в следующем году окажутся в такой же ситуации, дефицита мощностей, таким образом, не будет". Необходимые же инвестиции, если речь все-таки может идти о создании на базе аэродрома в Жуковском полноценного коммерческого авиаузла, опрошенные Ъ эксперты оценивают в сумму от $700 млн. до $2 млрд.

На что претендует "Рособоронэкспорт" в Жуковском

По данным Ъ, ФГУП "Рособоронэкспорт" претендует на часть территории ЛИИ им. Громова, где расположены выставочные площади Международного авиационно-космического салона (МАКС). Это девять павильонов общей площадью 24 тыс. кв. м, шале общей площадью 4 тыс. кв. м, 16 га открытых выставочных площадок, электроподстанция, подъездные дороги, автостоянки. В Транспортно-выставочный комплекс (ТВК) планируется также включить разгрузочно-погрузочную зону ЛИИ им. Громова. В целом под ТВК планируется выделить примерно четверть территории ЛИИ, который занимает более 1,5 тыс. га в районе подмосковного Жуковского....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка