О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Беспосадочный перелет в Америку. Экипаж готовили к худшему

Ровно 70 лет назад успешно завершился легендарный беспосадочный перелет В.Чкалова через Северный полюс в Америку

Ровно 70 лет назад успешно завершился легендарный беспосадочный перелет Валерия Чкалова через Северный полюс в Америку. В экипаж входили также летчики Георгий Байдуков и Александр Беляков.

Самолет АНТ-25 вылетел из Москвы 18 июня 1937 года и 20 июня приземлился в американском городе Ванкувер. Авиаторы преодолели расстояние свыше восьми с половиной тысяч километров. Полет проходил в сложнейших погодных условиях.

"Я пустил самолет по бетонной дорожке. Начался самый трудный, самый сложный перелет. Ревущий на полных оборотах мотор понес самолет. Теперь только бы не свернуть. С каждой секундой самолет набирает скорость. Последний привет рукой в сторону провожающих, и я отрываю самолет от земли. Подпрыгнув раз-другой, машина остается висеть в воздухе. Байдуков убирает шасси. Мелькают ангары, фабричные трубы. Мы летим. Внизу леса, поля, реки. Утро. Страна просыпается", - так начал книгу о легендарном полете сам Чкалов.

Одномоторный самолет АНТ-25 для дальних перелетов конструкции Андрея Туполева был построен к осени 1934 года. В машине были такие технические новшества, как убирающееся в полете шасси с масляным амортизатором и электроподъемом. 10-12 сентября 1934 года экипаж под командованием Михаила Громова установил на АНТ-25 мировой рекорд дальности, покрыв за 75 часов непрерывного полета по замкнутому маршруту расстояние в 12411 км. Советское правительство стремилось открыть воздушный мост с США и Канадой через Северный полюс. 3 августа 1935 года летчики Сигизмунд Леваневский, Георгий Байдуков и штурман Виктор Левченко подняли в воздух перегруженный маслом и топливом арктический вариант самолета, взяв курс на полюс и далее - на Америку. По причине технической неисправности перелет не состоялся.

Тогда реализовать идею беспосадочного перелета и командовать новым экипажем предложили Валерию Чкалову. 20 июля 1936 года был совершен "контрольный" перелет по маршруту: Москва - остров Виктория - Земля Франца-Иосифа - Северная Земля - бухта Тикси - Петропавловск-Камчатский. Было преодолено 9374 км за 56 часов 20 минут в сложных погодных условиях. Одномоторный АНТ-25 испытание выдержал, и мировой рекорд дальности по ломаной линии стал советским. Чкалова, Байдукова и Белякова наградили орденами Ленина, удостоили званий Героев Советского Союза и выдали крупные денежные премии. Однако для того, чтобы совершить рекордный полет и преодолеть воздушное пространство между СССР и Америкой, потребовался еще год.

Утром 18 июня 1937 года АНТ-25 поднялся в воздух с подмосковного аэродрома Щелково и взял курс на Северный полюс. Особое внимание было уделено вопросу загрузки самолета. По настоянию Чкалова общий вес продуктов питания снизили с 350 кг до 115. Лишь десятая часть продовольствия предназначалась для трехсуточного полета, остальное бралось на случай вынужденной посадки в необитаемом месте. Из тех же соображений был снижен и запас кислорода. Более 15 часов АНТ-25 летел в экстремальных условиях: на крыльях, стабилизаторе, антеннах образовалась ледяная корка. Был момент, когда закончилась вода в системе охлаждения мотора, а в резервном бачке вода замерзла. В любую минуту двигатель могло заклинить.

Из-за сильных встречных ветров топлива было израсходовано больше, чем рассчитывали. Основная задача перелета, пройти всю Арктику через полюс и сесть в США или Канаде, была выполнена. Чкалов принял решение приземлиться в Портленде. В середине дня 20 июня АНТ-25 начал снижение. Через 63 часа 16 минут после взлета, преодолев 8504 км, экипаж посадил самолет на военном аэродроме Баракс в пригороде Портленда Ванкувере. Топлива в баках практически не осталось. Печать и радио США в течение многих дней говорили в восторженных тонах об уникальном перелете. Летчиков в Овальном кабинете Белого дома принял президент страны Франклин Рузвельт.

К сорокалетию перелета Ленинградский монетный двор выпустил памятную бронзовую медаль. На лицевой стороне медали были изображены герои этого перелета, а на оборотной - монумент в честь перелета, установленный в Ванкувере 20 июня 1975 года. А на Московском монетном дворе к 50-летию перелета были изготовлены медаль и два памятных значка.

"Тогда просто восхищение было такое детское, это были герои. Конечно, на одном двигателе пролететь шестьдесят часов, даже больше - шестьдесят три часа, это настоящий героизм", - вспоминает Иван Ведерников, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка