Коммерсантъ - Казань
19 июля 2007, 12:06
Ми-38 притормозил
Запуск серийного производства тяжелого вертолета Ми-38 на ОАО "Казанский вертолетный завод" отложен с 2007 до 2009 года
Вчера, выступая на 8-й Международной конференции эксплуатантов вертолетов КВЗ, помощник заместителя гендиректора предприятия Михаил Костров заявил, что серийное производство вертолета Ми-38, идущего на замену Ми-8/Ми-17, начнется не ранее 2009-2010 годов. Прежний гендиректор КВЗ Александр Лаврентьев, под руководством которого программа создания вертолета начиналась, ранее говорил, что вертолет планируется запустить в серию в 2007 году. Таким образом, реализация федерального проекта создания Ми-38 отстает от заданных сроков как минимум на два года.
Генеральный конструктор МВЗ, в кооперации с которым КВЗ разрабатывает Ми-38, Алексей Самусенко вчера подтвердил "Ъ", что сроки выхода Ми-38 в серию переносятся на 2009 год. Однако двухлетнее отставание не пугает партнеров, которые не видят в нем угрозы срыва проекта. По словам господина Самусенко, к концу 2008 года МВЗ планирует завершить программу сертификационных испытаний Ми-38, предполагающую строительство трех опытных образцов с последующим их налетом необходимого количества летных часов. "В этом году КВЗ должен сдать на сертификационные испытания вторую опытную машину, третья подключится в следующем году. Мы ожидаем получение сертификата летной годности в 2009 году, после чего КВЗ сможет приступить к серийному производству", - отметил господин Самусенко, добавив, что на эти цели из федерального бюджета в этом году выделено 300 млн. рублей из предусмотренных 800 млн. рублей.
Многоцелевой транспортный Ми-38 взлетным весом до 15,8 т создается для замены парка вертолетов Ми-8/17 и Ми-6. В разработке находится семейство вертолетов Ми-38 различного назначения. Базовый вариант вертолета грузоподъемностью 5-6 т (с возможностью ее повышения до 7-8 т) будет оснащен двумя турбовинтовыми двигателями типа PW127T/S мощностью 2500 л. с. (в чрезвычайном режиме - 3600 л.с.).
Максимальная взлетная масса Ми-38 - 15,6 т. Максимальная скорость - 285 км/ч, динамический потолок - 5500 м, максимальная дальность полета - 820 км.
КВЗ - производитель вертолетов семейства Ми-8, Ми-17, разработчик и производитель легких вертолетов "Ансат".
ОАО "КВЗ" входит в вертолетостроительный холдинг ОПК "Оборонпром". "Оборонпрому" принадлежит 29,92% акций КВЗ, 21% акций завода находится в управлении "Оборонпрома", этот пакет принадлежит ФГУП "Рособоронэкспорт".
Медленные темпы прохождения сертификационных испытаний Ми-38, первый демонстрационный полет опытного образца которого состоялся в 2004 году, скорее всего, связаны с незавершенностью переговоров основного поставщика двигателей канадской компании Pratt Whithey c российскими двигателестроительными предприятиями о начале лицензионного производства в России. "В настоящее время стратегическим партнером в этой программе пытается стать Pratt Whithey, чьи моторы устанавливаются на опытных образцах вертолетов. Я думаю, что до конца года иностранный поставщик сможет договориться с одним из российских предприятий об организации промышленной сборки двигателей", - сообщил он, добавив, что в случае неудачи этих переговоров серийному производителю Ми-38 придется импортировать двигатели из Европы.
Несмотря на отставание, участники проекта уверены в благоприятной рыночной перспективе Ми-38. Как заявил господин Самусенко, прогнозная стоимость вертолета Ми-38 составит $12 млн., что вдвое ниже ближайших конкурентов - американского вертолета S 92 и британского EH 101. "У нас - МВЗ и КВЗ - опцион на 80 вертолетов среди российских заказчиков, причем без учета заказов Министерства обороны", - отметил генеральный конструктор. По его словам, в покупке вертолетов заинтересованы основные эксплуатанты вертолетов Ми-8 и Ми-26 из Тюмени, Нижневартовска, Архангельска, Дальнего Востока.
Отраслевые эксперты полагают, что двухлетнее отставание не снижает шансы на успешное продвижение новой вертолетной техники. "Для выхода на экспортные рынки Ми-38 немного опоздал, но, учитывая его низкую стоимость, отечественный тяжеловес сможет претендовать на сегмент коммерческих эксплуатантов, для которых EH 101 в $22-25 млн. остается дорогой машиной. К тому же Ми-38 обладает привлекательными тактико-техническими показателями, главное - чтобы заявленная цена не изменялась", - считает главный редактор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. При этом он отмечает, что выдержать новые заданные сроки также будет сложно, поскольку сейчас разработчики вступили в самый дорогой этап программы, требующей значительных вложений в строительство опытных образцов техники. Говоря о партнерстве Pratt Whithey, господин Пантелеев полагает, что лицензионное производство может быть начато на базе разработчика турбовальных двигателей ОАО "Завод имени Климова" (Санкт-Петербург)....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Казань». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
