Время и деньги
25 июля 2007, 15:14
Татарстан покупает "Суперджеты". А пока гордится тем, что в аэровокзалах есть туалеты
Нынешнее состояние татарстанского авиатранспорта и его инфраструктуры подрывает инвестиционную привлекательность республики
Растут пассажиропотоки, вводятся прогрессивные системы продажи билетов, частично совершенствуется техническая оснастка аэропортов и так далее. Но вместе с тем по ряду важных показателей мы уступаем ближайшим соседям, например, аэропортам Самары и Уфы. До сих пор туманен вопрос с реконструкцией Международного аэропорта "Казань" (МАК). Ее проект разработан еще в 2000 году, но с того времени он настолько устарел, что требует существенной корректировки.
Как явствует из доклада заместителя Премьер-министра РТ - министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Владимира Швецова, недостаток у авиапредприятий оборотных финансовых средств не позволяет закупать новое технологическое оборудование, спецавтотехнику и даже вовремя проводить ремонт воздушных судов, а это - одна из причин задержек авиарейсов. За последние три месяца этого года по различным причинам были задержаны вылеты около 200 рейсов. Ощущается и недостаток квалифицированных специалистов: водителей спецтехники, летного и технического состава.
Среди бытовых вопросов - постоянное недовольство пассажиров интерьером, а также санитарным состоянием бортов и аэровокзалов. Впрочем, среди перечисленных следом многочисленных плюсов местной авиаинфраструктуры не было забыто даже строительство туалетов...
По словам ведшего совещание Премьер-министра РТ Рустама Минниханова, состояние, например, аэропорта "Бегишево", обслуживающего важнейшую по экономическим показателям и перспективам зону Закамья, таково, что "думать о том, будто к нам рекой потекут инвестиции, нереально". Весьма эмоциональным было выступление по этому поводу генерального директора ОАО "КАМАЗ" Сергея Когогина:
"Приезжающие к нам зарубежные партнеры не понимают, почему они должны лететь на таких самолетах и довольствоваться таким обслуживанием на борту и в аэропорту, являющемся нашей визитной карточкой. Мы хотим инвестиций в экономику и активного продвижения текущего бизнеса. Но сегодняшнее положение авиаинфраструктуры этого не допускает. И одна из причин такой ситуации - монополизм в аэропортовом обслуживании и авиаперевозках. Я переговорил с генеральными директорами "Татнефти", "Нижнекамскнефтехима". Мы единодушны: "Бегишево" надо оснащать по последнему слову техники. И мы готовы в это инвестировать. Но мы хотим инвестировать в прозрачный бизнес, а не в тот, какой существует сегодня в Бегишево под руководством авиакомпании "Татарстан". Если срочно не предпринять конструктивных шагов, надо думать о выводе бизнеса из этого региона".
По словам Рустама Минниханова, в течение недели вопрос с будущим аэропорта "Бегишево" будет решен. Принято решение и о финансировании реконструкции МАК - в ближайшее время будет объявлен соответствующий конкурс. Но главное, по мнению Премьера, надо менять идеологию МАК, чтобы он органично вписался в мировую авиационную систему.
Эта проблема тесно связана с вопросом присутствия на татарстанском рынке "чужих" авиакомпаний. По словам генерального директора ОАО "МАК" Петра Трубаева, "очень много компаний желают развивать здесь авиаперевозки, но по определенным причинам мы им отказываем". Так, только на летний сезон 2007 года были отклонены запросы ряда авиакомпаний, предложивших 849 авиарейсов из Казани и Бегишево.
Как заявил Рустам Минниханов, необходимо срочно решить проблемы с самолетным парком. В частности, надо разобраться с тем, почему авиационные власти России отказываются сертифицировать приобретенные авиакомпанией "Татарстан" канадские ближнемагистральники CRJ 900, в отсутствие отечественных новых самолетов, остро необходимые местным авиаперевозчикам. "Люди летают черт знает на чем, а новые самолеты стоят! - посетовал Премьер. - Но это тема для обсуждения в другом месте". И пообещал, что "мы приложим максимум усилий, чтобы CRJ прошел сертификацию".
В аналогичном духе высказался и генеральный директор ОАО "Авиакомпания "Татарстан" (АКТ) Магомед Закаржаев: экономика морально и физически устаревших Ту-134 и Як-42 не позволяет вести нормальный бизнес. Он также рассказал о том, что 29 июля в Казань пригонят два из шести купленных "Татарстаном" CRJ 900. Впрочем, отметил генеральный директор, если проблемы с сертификацией все же не будут разрешены, авиакомпания не намерена зацикливаться именно на этих самолетах. Уже есть предварительное соглашение о приобретении "Татарстаном" восьми перспективных российских Sukhoi SuperJet-100. Также в планах - приобретение Ту-214 и ряда зарубежных самолетов.
Но у Магомеда Закаржаева были принципиальные возражения по поводу допуска на местный рынок слишком большого числа авиаперевозчиков. Уже сегодня процент загрузки девяти рейсов на Москву таков: из Казани - 61%, из Бегишево - 57,2%. Если пустить сюда еще 25 авиакомпаний, то никому от этого лучше не станет. Как резонно отметил глава АКТ, у рынка есть предел, и очень жаль, что в России до сих пор не выработан механизм его фиксации, введения определенных ограничений. - И каждый защищает свой рынок как только может, - добавил Магомед Закаржаев....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время и деньги». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
