О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В Россия создана уникальная система защиты самолетов

На МАКСе-2007 впервые была продемонстрирована система, которая позволяет обходить пилотам вихревые потоки, которые часто приводят к авиакатастрофам

На МАКСе-2007 впервые была продемонстрирована система, которая позволяет обходить пилотам вихревые потоки, которые часто приводят к авиакатастрофам. Эксперты уверены, что российской новинкой заинтересуются многие страны, т.к. проблема безопасности полетов сегодня как никогда остра.

Проблема обеспечения вихревой безопасности полетов в современной авиации не нова. Так называемый спутный след, который оставляет после себя самолет, волнует авиаконструкторов с момента появления реактивной техники.

Этот след опасен для наземных объектов и летательных аппаратов, попадающих в него. К примеру, попадание самолета в вихревой след может привести к неконтролируемому крену и потере управляемости.

Спутный след зависит от компоновки воздушного судна, полетного веса и режима обтекания. Под действием сил различной природы он опускается ниже траектории самолета на 150-300 м и более, а также смещается в горизонтальном направлении из-за ветра и влияния земли. В зависимости от состояния атмосферы длина вихревого следа может составлять от нескольких до десятков километров.

С ростом размеров самолетов и мощности двигателей этот вопрос сейчас, наверно, самый актуальный с точки зрения безопасности. Количество аварий в гражданской и военной авиации исчисляется десятками из-за попадания техники в вихревые потоки.

Если обычный лайнер Ту-154 или Boeing 737 оставляют за собой опасную зону длинной в 11 километров, то аэробус А380 имеет длину спутного следа вдвое больше, почти 25 километров. Это значит, что после взлета такой машины в попутном направлении не сможет взлететь ни один самолет в течение двух минут.

Особенно опасны такие вихревые потоки, возникающие в горах. Подчас именно попадание в такой поток становится причиной столкновения военного самолета с вершинами скал.

Военные летчики до сих пор работают вслепую. О том, что у них когда-нибудь появится возможность определять спутный след от самолетов, летящих в группе, от танкера при дозаправке или при посадке на авиаиносец они знают, но когда это произойдет, сказать никто не может, в то время как рисковать жизнью и самолетом приходится ежедневно.

Как сообщил Newsinfo.ru исполнительный директор ЗАО "РАА "Спецтехника" Игорь Пасекунов, 17 августа этого года впервые в мире была поднята в воздух и показала свою работоспособность интегрированная система обеспечения вихревой безопасности.

"Несмотря на то, что это пока небольшой шаг в области вихревой безопасности, Россия в данном направлении имеет мировой приоритет", - отметил он.

Разработка интегрированной системы обеспечения вихревой безопасности полетов в России предусмотрена Концепцией создания и развития Аэронавигационной системы России и планом мероприятий по ее реализации, а также другими федеральными программами.

Как отмечают специалисты главным элементом этой системы, обеспечивающим вихревую безопасность полетов, является Система вихревого зрения.

Система вихревого зрения представляет собой аппаратно-программный комплекс, обеспечивающий индикацию летчикам и диспетчерам информации о состоянии вихревой обстановки и предупреждение о возможности возникновения опасной вихревой ситуации.

В соответствии с международной концепцией CNS/ATM и ее принципом "все видят всех" информация о положениях самолетов и данные о вихревой обстановке, необходимые для расчета опасных вихревых зон, поступают на борт самолета и рабочее место диспетчера по согласованным информационным протоколам открытой УКВ-линии передачи цифровых данных.

С этой целью разработаны специальные алгоритмы, ядром которых являются алгоритмы прогнозирования дальнего следа. Для визуализации вихревой обстановки летчику предоставляется необходимая информация о вихревых следах, достаточная для выполнения в случае необходимости эффективного маневра, предотвращающего попадание самолета в вихревой след.

Диспетчер УВД должен на основе поступающей ему информации принять правильное решение управления этапом полета, за который он отвечает. Предоставление такого рода информации должно устранять ситуацию информационной неопределенности и давать возможность летчику своевременно принять меры для предотвращения попадания самолета в опасную зону вихревого следа, а диспетчеру - способствовать этому.

Внедрение Системы вихревого зрения позволит принимать летчику без участия диспетчера обоснованные решения в задаче обеспечения вихревой безопасности. При этом практически исключается вход в вихревые следы и обеспечивается возможность сокращения интервалов эшелонирования воздушных судов.

Эксперты отмечают, что проблемой обеспечения вихревой безопасности как части общей проблемы обеспечения безопасности полетов сейчас активно занимаются в США, Европе и России. Это связано, прежде всего, с развитием авиастроения, созданием тяжелых самолетов и повышением интенсивности воздушного движения.

В ближайшие годы только объем авиационных транспортных перевозок возрастет более чем в два раза. В Европе, например, работы по созданию системы вихревой безопасности полетов проводятся с 1990-х годов. На сегодняшний день в Европе и США на правительственном уровне созданы координационные советы по проблемам вихревой безопасности полетов, которые обеспечивают возможность расширения разработок в рамках новых программ.

В то же время эксперты отмечают, что российская концепция построения Системы безопасности не только соответствует существующим и перспективным требованиям по планированию обслуживания воздушного движения, но обладает рядом преимуществ по сравнению с зарубежными аналогами.

Российские специалисты нашли самое дешевое и рациональное решение. Пока в США экспериментировали с дорогостоящей лазерной локацией, в России научились рассчитывать спутный след на основе геометрических размеров, параметров бортовых систем самолета и метеорологической обстановки вокруг него. После чего всю информацию свели к индикации, которая проецируется на дисплей в кабине пилота.

"Информация на экране схожа с сигналами светофора. Желтый цвет означает приближение к опасности, красный обозначает опасность, соответственно вход в опасную зону не желателен, поскольку поведение самолета будет непредвиденным для летчика", - пояснил Newsinfo.ru начальник конструкторского отдела ЗАО "РАА "Спецтехника" Руслан Шикутин.

Как отметил летчик-испытатель ЛИИ им. Громова Леонид Чикун система, обнаруживающая спутный след, очень важна для современной авиации, потому что интенсивность воздушного движения возрастает многократно. В ведущих аэропортах мира требуется уменьшение интервалов для взлета и посадки самолетов, что естественно влечет за собой возможность попадания в спутный след.

Испытания российской системы вихревой безопасности только начались, но к ней уже проявили интерес американские, европейские и китайские специалисты. На МАКСе-2007 уже стало ясно, что данная система позволит повысит конкурентоспособность отечественной авиатехники на мировом рынке, потому что в перспективе она может быть внедрена для обеспечения безопасности воздушного движения на международном уровне, отмечают эксперты....
Авторские права на данный материал принадлежат «News Info». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка