Jewish
11 января 2008, 16:52
12 января - 115 лет со дня рождения создателя самолетов "МиГ" Михаила Гуревича
12 января - 115 лет со дня рождения создателя самолетов "МиГ" М.Гуревича
Окончив в 1910 году гимназию с серебряной медалью, Михаил поступает на математический факультет Харьковского университета. Но студенческая жизнь длилась недолго: через год его исключили из университета за активное участие в акциях протеста против политики самодержавия, в том числе - политики национальной.
Желая продолжить образование, в 1912 году Гуревич едет во Францию и поступает на факультет математики в университет Монпелье. Первая мировая война застала Мишу в России, куда он приехал летом 1914 года на каникулы. Не имея возможности вернуться к учебе, юноша вынужден жить на средства от случайных заработков, выполняя чертежные работы, рисуя плакаты, подрабатывая частными уроками.
Лишь в начале 1917 года Гуревич смог, наконец, продолжить учебу, на этот раз - в Харьковском технологическом институте. Именно здесь Михаил, слушая лекции по воздухоплаванию, которые читали ученики Жуковского, проникся горячей любовью к авиации и пронес ее через всю свою жизнь.
Окончив в 1925 году институт, 33-летний Михаил Гуревич начинает работать инженером-конструктором в Харьковском отделении общества "Тепло и сила". Но так и не найдя достойного применения своим знаниям в Харькове и помыкавшись по разным проектным конторам, в 1929 году он уехал в Москву, где начал работать в конструкторском бюро на заводе "Десятилетие Октября". Пройдя тяжелый конкурсный отбор, он попадает в бюро известного французского авиаконструктора Поля Эме Ришара, перед которым была поставлена задача создать первые советские гидросамолеты. В бюро Ришара Гуревич обретает опыт конструирования самолетов, участвует в создании морского торпедоносца и крупнотоннажных летающих лодок.
После возвращения Ришара во Францию Гуревич переходит в Центральное конструкторское бюро Авиапрома, где выполняет первую самостоятельную работу - проект штурмовика "ТШ-З", в котором молодой специалист применяет новые оригинальные решения.
В начале 1936 года Гуревич, ставший к тому времени известным в авиационных кругах конструктором, в составе советской авиационной делегации отправляется в служебную командировку в США. Там он работает на авиационных заводах Дугласа и Мартина в Балтиморе, участвует в закупке лицензии на производство в Советском Союзе американских самолетов "Дуглас ДС-3", принимает техническую документацию и технологическое оборудование.
Вернувшись летом 1937 года в Москву, Гуревич получает приглашение от известного авиаконструктора Николая Николаевича Поликарпова поработать у него в КБ. У Поликарпова Михаил Иосифович работал над несколькими опытными самолетами, в том числе над "И-200" - проектом будущего "МиГа".
В декабре 1939 года на базе "поликарповского" КБ был образован новый Опытный конструкторский отдел, а по сути - новое ОКБ. Руководителем ОКО-1 был назначен молодой военпред завода Авиахим Артем Иванович Микоян, родной брат Анастаса Микояна, а его заместителем был назначен Гуревич. Между Микояном и Гуревичем сразу установились деловые отношения, перешедшие вскоре в дружеские, хотя Гуревич был на 13 лет старше Микояна. Они совместно начинают работать над проектом сверхскоростного истребителя-моноплана.
"Артем Иванович произвел на меня впечатление очень мягкого, доброго человека, очень внимательного ко всему, - вспоминал Гуревич. - В первый момент даже показалось, что как будто бы и не очень волевой человек, но это только внешне был он тих и мягок. Артем Иванович был очень корректным, доброжелательным, но воли, можете мне поверить, у него хватало. Он всегда был внимателен ко всему и не стеснялся учиться, причем учился очень успешно, впитывал и накапливал опыт. Мы тогда еще очень многого не знали. Приходилось до всего доходить своим умом, буквально своими руками ощупывать каждую заклепку, каждый болт. У нас сложились очень хорошие отношения. И такими они были на протяжении долгих лет совместной работы".
Единству профессиональных воззрений сопутствовали уважение к людям, выдержка, доброжелательность, умение юмористически взглянуть на неприятности, без которых не обходится ни одна серьезная работа. Все это способствовало тому, что один из сотрудников КБ назвал его "удивительно гармоничным душевным и творческим единением". К тому же конструкторы отлично дополняли друг друга. Гуревич поосторожнее, поосмотрительнее. Микоян энергичнее, темпераментнее. Известный английский авиационный журналист Вильям Грин написал, что содружество Микояна и Гуревича оказало "значительное влияние на ход развития русской истребительной авиации в течение ближайших двадцати пяти лет". 5 апреля 1940 года прошли испытания первенца нового КБ - истребителя "И-200" ("МиГ-1"), который стал одним из боевых самолетов нового поколения, созданных и принятых на вооружение накануне войны. 1 мая 1940 года, завершая воздушный парад, над Красной площадью столицы пронеслись, вызвав удивление и восторг, новые скоростные советские самолеты "МиГ".
Высокоскоростной истребитель "МиГ-3" (аббревиатура от "Микоян и Гуревич"), предназначенный для ведения воздушного боя на больших высотах, нашел широкое применение на фронтах Второй мировой. "МиГ-3" по своим скоростным и боевым характеристикам в то время превзошел зарубежные аналоги.
После войны коллектив Микояна и Гуревича включился в разработку реактивных самолетов. Уже 14 апреля 1946 года прошли испытания на первом серийном отечественном реактивном самолете "МиГ-9". Но мировую славу его творцам принес истребитель "МиГ-15".
С 1957-го по 1964 годы Михаил Гуревич возглавлял КБ Микояна. Он был удостоен Сталинских (1941, 1947, 1948, 1949, 1953 гг.) и Ленинской (1962 г.) премий. В 1957 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Знакомые лично с Михаилом Иосифовичем люди вспоминали о нем как о невероятно скромном, простом в обращении с людьми, доброжелательном и, что особенно характерно, стремящемся всегда и во всем помочь другим человеке. Круг его интересов был широк и многообразен. Он любил и хорошо знал художественную литературу, в том числе зарубежную, которую читал в оригинале на английском и французском языках.
Михаил Иосифович Гуревич скончался 25 ноября 1976 года в Ленинграде. Несмотря на все заслуги, родственникам легендарного авиаконструктора так и не удалось выхлопотать достойные похороны. В то время ленинградский обком партии возглавлял одиозный Григорий Романов, слывший своей неприязнью к евреям. И даже многочисленные звонки из Москвы не повлияли на градоначальника-антисемита. Гуревич был похоронен на Серафимовском кладбище в Ленинграде скромно без каких-либо почестей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Jewish». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции