О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Российский флаг вернулся в Мировой океан

Но морские террористы этого события не заметили. Складывается впечатление, что и в Генштабе, и в главкоматах ВМФ и ВВС алгоритм восприятия угроз несколько искаженный

Два месяца - с 4 декабря по 3 февраля - корабельная группировка Северного флота совершала поход в водах Атлантики и Средиземного моря. Навязчивый рефрен не сходил с газетных полос, звучал из радиоприемников и телеэкранов - ВМФ России возвращается в Мировой океан. Дальняя авиация сопровождала поход авианосца "Адмирал Кузнецов" и двух больших противолодочных кораблей, в ходе которого проводились совместные учения, на раз-два уничтожалась морские цели. Кроме того, с ВМС Италии и Франции были отработаны "задачи по противодействию терроризму" на море и "совместные досмотровые действия", "условно отражались атаки малоразмерных целей".

Боевая работа кипела, и чередой шли доклады, напоминавшие победные реляции. "Возвращение в Мировой океан" в Москве оценили на отлично. Министр обороны подчеркнул это в приказе по случаю прибытия группировки в родную гавань.

Все хорошо, и, казалось бы, сознание должно наполняться гордостью за родное Отечество, вновь обретшего силу и власть на океанских просторах. Если бы не одно обстоятельство…

...В середине января на пути в Гонконг бесследно пропал российский сухогруз "Капитан Усков" с 4,5 тыс. тонн металла на борту. Доминирующая версия - захват пиратами, то есть морскими террористами. Буквально через десять дней в районе Аравийского моря опять-таки пираты из Сомали завладели буксиром "Свитцер Корсаков", направлявшимся к Сахалину из Санкт-Петербурга. Показательно, что владелец "Корсакова" воззвал о помощи НАТО, хотя экипаж по большей части российский.

Испытывая определенную неловкость ситуации, командование ВМФ вложило в уста помощника главкома по связям с общественностью и СМИ капитана 1 ранга Игоря Дыгало оправдательную фразу: "к руководству Военно-морским флотом никто не обращался с просьбой о помощи". Ну а самим предложить ее как бы недосуг - учения дело серьезное. А ведь подобные разбойные нападения происходят не впервые. Однако наши адмиралы не совершили ни одного телодвижения, хотя бы для соблюдения приличий, демонстрации понимания своего долга по защите попавших в беду сограждан.

Между тем Игорь Дыгало отметил: "Конвенция ООН по морскому праву 1982 года определяет, что все государства должны вести борьбу с пиратством, а военным кораблям любой страны этой же конвенцией предоставлено право захватывать пиратское судно". Сформулирован и вывод: "Участившиеся факты пиратских нападений на российские суда еще раз подтверждают правильность курса на возвращение Военно-морского флота России в различные районы Мирового океана и особенно в районы интенсивного судоходства и рыболовства, районы, где Россия ведет морскую экономическую деятельность".

Получилось что-то наподобие размахивания кулаками после драки. Не более того. Дальний морской поход обошелся в миллиарды рублей, как отмечали эксперты. Потрачены они были главным образом на то, чтобы объявить о якобы возрождающейся военно-морской мощи России. Задача из разряда априорных. А вот более конкретная, насущная - охрана от пиратов, морских террористов - отнюдь не обладает статусом военно-морских оперативных приоритетов. А ведь знали о существовании этой опасности, признается капитан 1 ранга Игорь Дыгало вместе с адмиральской элитой. Еще бы. Только у берегов Сомали зафиксировано в прошлом году свыше трех десятков корабельных захватов. В среднем по одному каждую декаду. Высшие военные инстанции, утверждавшие планы похода, также склонны скорее пиарить ВМФ в военно-стратегической игре с Западом, чем возлагать на него конкретные задачи по защите российских граждан в Мировом океане.

Тем более что средства у отечественного ВМФ весьма скудные по меркам сверхдержавы. Но никто никого не спрашивает за то, что вылетают они фактически на показательные акции, на пропагандистские брызги в глаза "извечных недругов". Два месяца патрулирования в насыщенных пиратами районах близ Сомали и на торговых путях в Юго-Восточной Азии, представляется, дали бы больше толка, смогли бы предотвратить похищение судов с нашими соотечественниками.

Странно ведет себя в этой ситуации и дальняя авиация. Ей подвластен весь земной шар. Во время учений в Атлантике российские летчики оперативно обнаруживали и уничтожали цели, дальнозоркие радиолокационные воздушные махины А-50 на сотни миль, до мельчайших подробностей просматривали водное пространство и наводили боевые самолеты. На отлично отработали пилоты, а тут на тебе - пираты угоняют судно, а о действиях военной авиации ничего не слышно, никто ее не видит. Что же так? К учебной работе готовы, а к выполнению внезапно возникающих задач нет? Или учебные задачи задаются не те, не имеющие отношения к сегодняшним реалиям?

Нельзя не вспомнить громогласные заявления экс-министра обороны, а ныне вице-премьера о том, что российские силовики способны уничтожать террористов повсюду в мире. Этот тезис получил и законотворческое подкрепление. И что? Гром грянул, а практической реакции никакой. Затянувшееся молчание в ответ. Лишь МИД что-то предпринимает в вялотекущем режиме.

Складывается впечатление, что и в Генштабе, и в главкоматах ВМФ и ВВС алгоритм восприятия угроз несколько искаженный. Оттого и происходят сбои, которые больно ударяют по гражданам России в чрезвычайных обстоятельствах....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка