О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Рожденные без метрики

Второй московский международный форум и выставка "Беспилотные многоцелевые комплексы" - "UVS-TECH 2008" закончили работу

Второй московский международный форум и выставка "Беспилотные многоцелевые комплексы" - "UVS-TECH 2008" закончили работу. Представители более 40 ведущих отечественных и зарубежных фирм приняли участие в обсуждении перспектив создания и дальнейшего развития беспилотной техники. Состоялся оживленный обмен мнениями среди разработчиков и производителей техники, которую, по мнению экспертов, в ближайшие годы ждет инновационный бум и все более активное использование в интересах военного дела.

Дороги, которые мы выбираем

По данным международной ассоциации беспилотных систем UVS International, в 57 странах трудятся 259 разработчиков, создавших 789 типов беспилотных авиационных систем (БАС). Например, США обладают - 288 типами БАС, Израиль - 62, Франция - 56, Великобритания - 45, Германия - 31, Пакистан - 23, КНР - 20, Япония - 15. Беспилотники эксплуатируются в 45 государствах, производятся в 42 странах, в 49 - ведутся соответствующие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в 9 - планируют начать такого рода разработки.

К сожалению, Россия, имеющая по самым минимальным оценкам около 35 типов БАС, идет путем национальной самоизоляции. Мы практически не используем передовой международный опыт, не участвуем в работе европейских и других мировых структур, разрабатывающих сертификационный базис, требования по обеспечению безопасности полетов и летной годности этой техники. Если наши фирмы рассчитывают реализовывать за рубежом свою продукцию, то она должна соответствовать требованиям рынка. Без этого ее сочтут неконкурентоспособной.

За примерами далеко ходить не надо. В свое время наши специалисты считали вводимые в мире ограничения на авиадвигатели по шуму и ряду других параметров чьей-то прихотью, не заслуживающей внимания. В дальнейшем нашу авиатехнику пришлось-таки привести в соответствие с европейскими требованиями.

Сегодня повторяется та же история. Мировым сообществом с января прошлого года приняты основные термины по беспилотной технике. В России же все еще используется словосочетание беспилотный летательный аппарат (БПЛА или БЛА). Зарубежные эксперты приняли более емкий термин - беспилотная авиационная система (UVS). Создана и единая классификация БАС по техническим параметрам.

Сотни европейских экспертов вырабатывают единые стандарты, а российские специалисты, образно говоря, умывают руки. В результате западные коллеги ставят Россию в один ряд с Индией, Китаем, Новой Зеландией, Сингапуром и ЮАР, которым в отдаленной перспективе предстоит пройти сертификацию по стандартам и нормативам Европы. Разработчики европейских стран продолжат заниматься развитием этого вида техники, а мы будем топтаться на месте, в очередной раз запаздывая с приведением российских изделий к мировым стандартам.

Выйти из сумерек

Россия имеет возможность занять лидирующие позиции среди мировых разработчиков БАС и принять участие в выработке нормативно-правовой базы. В мире для беспилотников пока еще не приняты сертификационные нормы, не определены правила использования воздушного пространства и летной годности, не выделен радиочастотный спектр для работы.

В результате гражданское применение систем ограничено границами испытательных полигонов. Специалисты относят беспилотные авиационные системы к числу как бы незаконнорожденных. С одной стороны БАС существуют, а с другой - созданы незаконно. В общем, находятся в сумеречной зоне.

Необходимо объединить усилия государства, промышленности и подняться на мировую ступень решения проблем по этой тематике. Для этого в апреле прошлого года после выездного заседания Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ определены фирмы, ставшие головными разработчиками военных БАС: самолетных - Объединенная авиаационностроительная корпорация, вертолетных - "Оборонпром", оборудования для них - "Концерн радиостроения "Вега".

Пришло время на правовой основе обеспечить сертификацию, государственную регистрацию и контроль авиационной деятельности, связанной с использованием БАС. Заняться обучением и аттестацией персонала, эксплуатирующего эту технику, а параллельно с этим обеспечить лицензирование авиационной деятельности с использованием беспилотников и сертифицировать их эксплуатантов.

Разработаны предложения "о порядке допуска к эксплуатации и нормативно-правовом обеспечении использовании БЛА в воздушном пространстве РФ"; "о межведомственной координации работ в интересах единой научно-технической политики по созданию унифицированных комплексов с БЛА"; об изменениях и дополнениях "Положения о создании авиационной техники военного назначения". В стадии разработки находятся предложения по внесению изменений в Воздушный кодекс, Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве, Федеральные правила использования воздушного пространства России. К сожалению, разработчики отечественных беспилотников о предложениях по внесению изменений в перечисленные документы мало что знают. Отметим и то, что инициаторы нормативно-правовых новаций используют не международную терминологию. Это еще одно подтверждение необходимости более тесного взаимодействия всех заинтересованных сторон. В противном случае, могут возникнуть неоправданные и необоснованные расходы.

Мы за ценой не постоим

Военные имеют большой опыт применения БАС. Только с 1993 года около 36 типов беспилотников, разработанных в 15 странах мира, использовались в 18 различных военных операциях. В Ираке с 2003 года США, по официальным данным, задействовали 15 типов БАС.

Однако специалисты отмечают высокую стоимость как самих систем, так и расходов, связанных с их эксплуатацией. К этому приводят малые серии закупаемых систем и отсутствие у военных комплексов гражданских аналогов.

Здесь надо сделать отступление и сказать об одной особенности ценообразования, на которую уже обратили внимание военные. К теме беспилотников в российских силовых структурах проявляется повышенный интерес. Некоторые отечественные разработчики учитывают мировую тенденцию и ориентируются на западные цены, а не на ТТХ техники. На форуме один из представителей фирмы с гордостью рассказал о том, как при демонстрации изделия руководству страны он назвал весьма и весьма примерную стоимость разработки. В дальнейшем "силовики" решили уточнить цену. Разработчик без тени смущения стал доказывать: если заявленная стоимость не вызвала вопросов у самого высокого начальства, то не стоит мелочиться и иным инстанциям.

Необходимо помнить: госбюджет - не кормушка. По оценке экспертов, БАС должны не заменять, а дополнять летательные аппараты с экипажем при выполнении некоторых задач. Цена беспилотника и комплекса обслуживания, практически равная стоимости истребителя, вызывает удивление. Значит, пришло время обратить особое внимание на ценообразование. Кроме того, военные предлагают, как можно снизить себестоимость российских БАС.

Выступая с докладом, начальник отдела 30-го ЦНИИ Минобороны России Валерий Базалевский обратил внимание участников форума на нынешний принцип создания беспилотников. Каждый из них разрабатывается в интересах одного заказчика. Адаптация БАС под требования другого покупателя становится, по сути, новой разработкой.

Экономически выгодна другая схема. Создавать базовый комплекс БАС в интересах максимального количества заказывающих структур. При этом снизятся расходы на адаптацию и дальнейшую опытную эксплуатацию. Стоимость доработок беспилотника под специфические требования заказчика снизится, а многоцелевая БАС будет более привлекательной для потребителей.

Если не идти по предложенному пути, то разработчики вместо использования базовых технологий при создании БАС будут вынуждены закупать зарубежные комплектующие. К примеру, необходимы высокоэкономичные поршневые двигательные установки. В России их не производят по банальной причине: из-за отсутствия заказов на серийное производство.

Заграница нам поможет

Нефтегазовым компаниям для оценки состояния трубопроводов нужны фотоснимки и карты с высоким разрешением. Решения по этому поводу на государственном уровне приняты. Но не в пользу отечественных разработчиков беспилотных авиасистем. Дело в том, что иностранцы готовы представлять более точные и детальные снимки, а у нас продолжают действовать ограничения, установленные в прошлом веке.

Между тем некоторые иностранные компании, проявляющие интерес к рынку БАС, предлагают нам не конкурировать, а объединять усилия.

Директор по маркетингу в странах СНГ и Балтии Группы военных самолетов корпорации Israel Aerospace Industries Ltd. (IAI) Бенни Минц отметил: "Американцы, бельгийцы, швейцарцы и французы, несмотря на свои разработки, заказывают у нас технику под свои требования. На их основе создают совместные предприятия, модернизируют БАС и выпускают под другим наименованием". Его мнение: России в ближайшем будущем потребуется сотрудничество по беспилотникам с другими странами мира не по причине их сертификации, а по требованию технологий. IAI готово к широкому сотрудничеству.

Израиль, по оценке экспертов, занимает второе место в мире по разработке БАС. По их производству эта страна в два раза превосходит все остальные страны - производители, вместе взятые. За 30 лет корпорация IAI израсходовала на НИОКР более 1 млрд. долларов. Около 600 беспилотников IAI, эксплуатирующихся в 34 странах, имеют общий налет свыше 400 000 часов.

На форуме аналогичные предложения по сотрудничеству сделала компания SELEX Sensors and Airborne Systems. Ее системы навигации и управления, наведения и слежения в различных радио- и оптических диапазонах вызывают большой интерес у специалистов во всем мире.

"Типчак" для "Искандера"

Отечественные разработчики видят стоящие перед ними проблемы и стараются решать их в границах своей компетенции. На выставке "Беспилотные многоцелевые комплексы" - "UVS-TECH 2008" рядом БАС заинтересовались российские силовые структуры.

Главный конструктор беспилотных аппаратов ЗАО "Транзас" Геннадий Трубников сообщил: "В производство запущена партия БЛА "Дозор-2" в количестве 12 аппаратов, предназначенных для войсковых испытаний". Испытания должны начаться в первом квартале этого года. В случае успеха "Дозор-2" может быть принят на вооружение Пограничной службой ФСБ России.

Выступивший на форуме представитель Центра авиации МВД России рассказал об опыте применения БАС в интересах милиции.

К сожалению, не оправдали себя микро-беспилотники с целевой нагрузкой до 500 грамм. Непреодолимым препятствием для них стал ветер. Из-за него не представляется возможным эксплуатировать БАС даже среди городских построек. В МВД решили не закупать такие типы беспилотников.

В настоящее время наиболее активно используются многоцелевые комплексы воздушного мониторинга земной поверхности "Элерон", ZALA 421-04 и ZALA 421-05. При взлетной массе от 2 до 7 кг они около часа обеспечивают наблюдение с воздуха за сооружениями, дорогами, мостами, транспортными средствами, нефте- и газопроводами, линиями ЛЭП, группами и отдельными людьми. Они позволяют вести мониторинг обстановки при чрезвычайных ситуациях (наводнениях, пожарах, землетрясениях, техногенных авариях).

Компьютеры станций управления БАС обеспечивают выполнение полета как в автоматическом, так и ручном режиме управления. Получаемый в реальном масштабе времени видеосигнал с беспилотника можно сразу просматривать на мониторе. Видеоинформация записывается на твердотельный диск компьютера в формате MPEG-2 и может просматриваться оператором в удобном для него темпе - на пониженной или повышенной скорости, методом стоп-кадра, увеличения частей кадра.

Не осталось без новинки и Минобороны. Запущен в серийное производство беспилотный мобильный комплекс воздушной разведки "Типчак". Он включен в государственный оборонный заказ, выделены средства на производство 10 комплексов в штатной конфигурации и дополнительный выпуск для них нескольких десятков дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов. Комплекс поступит на вооружение Сухопутных войск России в нынешнем году.

По оценкам военных специалистов, "Типчак" в значительной мере повысит огневые возможности группировок Сухопутных войск на оперативных направлениях. Он обеспечит решение разведывательных задач не только в ближней глубине - до 30-50 км от линии боевого соприкосновения, но и дальше - до 300-350 км. Новинка обеспечит развединформацией ударные комплексы высокоточного оружия "Искандер". Обеспечение определения координат объектов в реальном времени найдет применение при ведении артиллерийской разведки.

На сегодняшний день разработано три варианта комплекса - полный мобильный и облегченный стационарный. Основное отличие первого от второго заключается в комплектации используемых средств, а также в возможности пуска БАС с пусковой установки.

Третий вариант "Типчака" - упрощенный мобильный. В данном случае предусмотрено размещение оборудования на двух автомобилях типа "Тигр". В состав комплекса входят два беспилотника.

В настоящее время "Концерн радиостроения "Вега" совместно с "Рособоронэкспортом" проводит маркетинговые исследования рынка и рассчитывает получить экспортные заказы. Потенциальных зарубежных покупателей интересует также возможность совместного производства комплекса, на что российская сторона уже дала согласие....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка