О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Капитаны сменяют подполковников

Во всех видах боевых учений, командно-штабных, тактических, оперативно-тактических и стратегических, развернувшихся в апреле на просторах страны и за ее пределами активное участие принимают российские ВВС

Во всех видах боевых учений, командно-штабных, тактических, оперативно-тактических и стратегических, развернувшихся в апреле на просторах страны и за ее пределами, в том числе на земле, в воздухе и на море, активное участие принимают российские ВВС. Причем как истребительная, так и фронтовая авиация, а также дальняя авиация. Об этом заявил "НВО" главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин.

Одно из самых крупных учений запланировано на ближайшую неделю, точнее на 22 апреля. Правда, оно никак не связано ни с днем рождения Ильича, ни с окончанием зимнего периода обучения и подведением итогов за этот период. В российской армии сейчас нет разделения на зимний и летний периоды обучения. А к участию в тех учениях привлекаются 110 летательных аппаратов. В том числе и из стран Содружества - Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и Украины. В ходе запланированной командно-штабной тренировки будет отработано более 20 различных задач, где задействуют перехватчики МиГ-29, Су-27 и МиГ-31, штурмовики Су-24, дальние бомбардировщики Ту-22 и стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160, самолеты дальнего радиолокационного дозора и наведения А-50, а также транспортные и ударные вертолеты Ми-8 и Ми-24. По словам помощника главкома ВВС полковника Александра Дробышевского, это будет совместная тренировка российских летчиков с органами управления и дежурными силами противовоздушной обороны Объединенной системы ПВО СНГ. Руководить маневрами назначен главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин.

Задачи решаются комплексно

Сам главнокомандующий ВВС в разговоре с обозревателем "НВО" отметил, что отношение к боевой подготовке летчиков в последнее время кардинально изменилось. Причем как в количественном, так и в качественном отношении. "Мы сейчас летаем, - сказал генерал-полковник, - как в добрые советские времена". Если раньше проводили две-три смены в воздухе за месяц, то теперь полеты не прекращаются ни на день. Пару лет назад, заметил Александр Зелин, стратегическая авиация была практически привязана к аэродромам базирования, если бомбардировщики и поднимались в воздух, то радиус их полетов не превышал 50 км. А с августа прошлого года благодаря решению президента мы стали ходить в Атлантику, Северный Ледовитый и Тихий океан, планируем вернуться в Индийский. И это будут не эпизодические вылеты на воздушное патрулирование, а регулярные плановые полеты. По 20-30 в месяц.

Главная задача для нас сегодня, сказал главком, подготовить молодых летчиков. В том числе и в осуществлении длительных полетов в безориентирной местности с ограниченным использованием радиотехнических средств. Если первые вновь возобновившиеся полеты "за угол" выполняли опытные пилоты - командиры эскадрилий - майоры и подполковники, то теперь туда уже летают лейтенанты и капитаны. За три месяца этого года было уже выполнено около 40 самолетовылетов на воздушное патрулирование. С августа прошлого года - более 100.

Мы тренируемся сами и тренируем наших партнеров, говорит генерал. Летчики стран НАТО, смеется он, очень довольны. Английские пилоты даже стали получать дополнительное вознаграждение за полеты на перехват российских стратегических бомбардировщиков. Ведут они себя возле наших машин достаточно корректно, но некоторые все же нарушают правила полета, приближаются к "тушкам" на недопустимую дистанцию.

Мы постоянно ведем объективный контроль всех этих фактов, записываем их на видеокамеру, делаем фотоснимки и, если потребуется, можем предоставить эти материалы в соответствующие органы. Существует соглашение о недопустимости инцидентов на море, напомнил генерал, и мы его неукоснительно выполняем. В том числе и по оповещению наших партнеров о запланированных полетах и их маршрутах.

Те упреки, которые раздаются на Западе, мол, российские "медведи" подлетели к американским авианосцам на 600 метров и угрожали их безопасности, не имеют под собой никаких оснований, сказал Зелин. Это расстояние не является угрожающим ни по каким соглашениям. В то же время, говорит главком, разведывательные самолеты стран НАТО буквально пасутся в нашем воздушном пространстве или на его границе. Особенно норвежские. По 5-6 "Орионов" постоянно находятся в воздухе возле наших полигонов боевой подготовки. Там же, на кромке российских территориальных вод, день и ночь стоит норвежское разведывательное судно "Марьятта". И никого это не беспокоит, замечает генерал Зелин. Видимо, они привыкли к такому положению вещей и очень удивились, когда мы стали летать возле их границ. Соблюдая при этом все зафиксированные в межгосударственных документах позиции.

Еще одной особенностью полетов российских ВВС, рассказал генерал, стало взаимодействие с Сухопутными войсками и моряками российского ВМФ. Все учения, которые проводит боевая авиация, - межвидовые. Все задачи решаются комплексно, они взаимоувязаны. В том числе и с участием истребительной авиации ПВО, которая сопровождает наши бомбардировщики в полетах над океаном с участием самолетов-заправщиков, самолетов ДРЛО, наземных частей ПВО - радиолокационных и зенитно-ракетных. Они тоже тренируются вместе с летчиками по реальным целям, которые обнаруживают и ведут в воздухе в зоне своей ответственности.

Взаимоувязаны они и с действиями кораблей и авиации Военно-морского флота, что подтвердил и первый за последние годы поход отечественных кораблей в Атлантику и Средиземное море. На протяжении всего похода моряки тесно взаимодействовали с самолетами стратегической авиации 37-й армии ВВС Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160. И не только с ними. На дозаправку "стратегов" в район учений летали танкеры Ил-78, находились там и самолеты ДРЛО А-50.

Управление разновидовыми войсками

Недавно еще одно крупное межвидовое учение войск ПВО и ПРО с участием российских ВВС прошло сразу на двух полигонах - в Капустином Яру и Ашулуке. Там решались задачи управления авиацией, соединениями и частями ПВО ВВС и войсковой ПВО на центрально-азиатском стратегическом направлении при отражении массированного нападения воздушного и космического противника. В учениях принимала участие Уральская армия ПВО и ВВС, а так же войска Приволжско-Уральского военного округа. Задачи КШУ решались как на компьютерах, так и на местности. В том числе и в воздухе, и в ближнем космосе. На этих учениях должны были пройти стрельбы дивизиона С-400, хотя состоялись они или нет, военные предпочли умолчать. Правда, потом появилось сообщение, что такие стрельбы пройдут в августе. Как, впрочем, и о том, что в этом году на боевое дежурство в Подмосковье должен встать второй такой комплекс, если промышленность устранит замечания, которые были сделаны военными в ходе его эксплуатации.

Тем не менее побывавший на учениях объединенной группировки войск ВВС и ПВО начальник Генерального штаба Вооруженных сил России генерал армии Юрий Балуевский остался очень доволен увиденным. По его словам, это были первые маневры такого масштаба, а в них приняли участие более 8 тыс. человек и 2 тыс. единиц боевой техники, где российские генералы отработали систему управления разновидовыми войсками.

"Это первые учения в России, где были задействованы авиация ВВС и армейская авиация, соединения и части ПВО ВВС и войсковой ПВО, и все, что их обеспечивает, - заявил Балуевский журналистам. - Самое главное в ходе этих учений было отработать вопросы управления. Теперь мы знаем, какую систему управления должны создать. Сегодня прототип этой системы управления мы испытали и пришли к выводу, что мы делаем то, что нам нужно".

По словам Балуевского, после распада СССР распалась и единая система ПВО. Нельзя прикрывать каждый квадратный метр территории, нельзя у каждой АЭС ставить дивизион или полк ПВО. И "сегодня система ПВО строится по зональному принципу. Для нас основная задача - восстановить систему ПВО России и, я бы добавил, ракетно-космической обороны", - подчеркнул генерал. Он этого не сказал, но учения в астраханской и волгоградской степи должны были ответить на вопрос, который остро поставил на заседании Академии военных наук 19 января нынешнего года Главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин, сможет ли Россия защитить свою территорию от воздушно-космического удара.

Прямого ответа на этот вопрос не прозвучало и после учений в Кап-Яре и Ашулуке. Но то, что Генеральный штаб и Главкомат ВВС стали не только в теории, но и на практике искать на него ответ, вселяет надежду, что он будет найден. По крайней мере интенсивность боевой учебы отечественных пилотов и войск ПВО внушают хоть и небольшую, но уверенность....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка