О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Как нам подрежут крылья

Эксперты полагают, что Америке вскоре придется отвыкать от привычки летать - как для отдыха, так и для бизнеса

Возвращался тут я на днях из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк. Нельзя было не заметить: авиакомпания Delta Air Lines сделала платными ряд услуг. Чтобы посмотреть фильмы, теперь надо платить 6 долларов, за телепрограммы берут по 2-3 доллара, наушники - 2 доллара, еда и напитки - тоже за отдельную плату, за исключением прохладительных, чая-кофе и порции орешков. Мой сосед, экспансивный израильтянин, заметил с сарказмом: "Скоро и туалеты сделают платными".

Эти новейшие полетные огорчения покажутся даже не орешками, а семечками, если попытаться объять "большую картину", то есть те глобальные изменения, которые вскоре коснутся всей системы пассажирских перевозок в стране.

Речь идет о воздействии на гражданский авиатранспорт рекордного роста цен на нефть и нефтепродукты, который продолжается и конца которому не видно. Эксперты полагают, что Америке вскоре придется отвыкать от привычки летать - как для отдыха, так и для бизнеса. Начиная примерно с 1978 года, объем пассажирских авиаперевозок рос в пять раз быстрее, чем население. Тот полетный бум был связан с государственными мерами, в первую очередь, с дерегулированием крылатой индустрии. Авиакомпаниям позволили тогда конкурировать, устанавливая льготные цены и вводя новые маршруты со собственному разумению. В прошлом году самолеты американских авиалиний перевезли 769 млн пассажиров.

Но сегодня буму предрекают неизбежный конец. Чтобы сбалансировать бюджет, отягощенный ценами на топливо, компании должны резко повысить тарифы и не менее резко уменьшить число рейсов. Ведь в текущем году на горючее для авиалайнеров они заплатят на 44 проц. больше, чем в прошлом.

Газета USA Today поместила на прошлой неделе подробную статью об авиаотрасли, в которой предложила такой вот прогноз. Если сохранится нынешняя динамика цен на нефтепродукты, к маю будущего года число мест в самолетах, на которые можно будет купить билет, уменьшится примерно на 20 проц. На практике это адекватно закрытию такой кампании, как American Airlines, которая, будучи крупнейшей в мире, вместе со своими региональными филиалами, ежедневно совершает 4 тысячи рейсов. Сокращение числа рейсов неизбежно увеличит спрос на места и цены на билеты.

Эксперты предрекают сокращение числа рейсов в аэропортах городов любого калибра, от мегаполисов типа Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, до небольших, как Атлантик-Сити в Нью-Джерси и Корпус-Кристи в Техасе. Уменьшится число прямых рейсов, а время ожидания в аэропортах стыковочных вылетов увеличится. Пассажирам не придется привередничать, выбирая удобное время для вылета - бери, что есть, а то и это расхватают.

Отчего растут цены на "черное золото" - известно, и мы об этом писали много раз. Резюмируем в двух словах: стремительный спрос на нефть со стороны растущих экономик Китая и Индии, нестабильность таковых в нефтедобывающих странах, как Венесуэла, Нигерия, Ирак и Иран, упорная игра инвесторов на повышение и другие факторы.

По оценке главы авиакомпании Delta Air Lines Ричарда Андерсона, чтобы покрыть рост цен на топливо, нужно поднять цены на билеты на 15-20 проц.

Удорожание заметно уже сегодня. Достаточно посетить один из популярных билетных сайтов, Travelocity и прицениться к полетам в летние месяцы в самые востребованные места назначения, включая Бостон, Нью-Йорк, Чикаго, Майами, Денвер и Лос-Анджелес, чтобы убедиться: билеты за год подорожали по меньшей мере на 18 проц.

Авторы USA Today подсчитали: семья из четырех человек заплатит предстоящим летом за полет из Цинциннати в Лос-Анджелес рейсом Delta Air Lines примерно 2500 долларов. Оговоримся - если купит билет сейчас. А если помешкает и дождется очередного скачка тарифов, то выложит около 3 тысяч долларов.

Как считает Том Парсонс, возглавляющий туристический сайт BestFares.com, для многих американцев авиационные перелеты постепенно становятся непозволительной роскошью. Скачок цен на билеты больно ударяет по интересам малого и среднего бизнеса. Небогатые коммивояжеры и бизнесмены, стремящиеся расширить рынки сбыта своей продукции, будут вынуждены воздерживаться от полетов к потенциальным партнерам и дистрибьюторам. Явно уменьшится парк небольших самолетов с количеством мест до 50, поскольку даже мак-симальное число пассажиров может не обеспечить окупаемости рейса из-за непомерных цен на авиационный керосин. Такие самолеты обслуживают небольшие города, а, значит, этим городам будет сложнее привлекать визитеров организацией в них съездов, форумов и корпоративных мероприятий.

В соответствии с принципом домино, уменьшение числа рейсов и рост цен на билеты негативно отразится на всей туристической отрасли, включая курорты, гостиницы и морские круизы. Особенно пострадают, по прогнозам экспертов, Флорида, Невада и Гавайи - штаты с очень развитой туристической инфраструктурой.

Рост цен на топливо подтолкнул к недавнему слиянию компании Delta и Northwest, что сделало новый альянс самой крупной авиакомпанией в мире. Может, на радостях компания вернется к дружелюбной практике бесплатного кормления пассажиров?

Пока Delta и Northwest объявили, что не закроют ни одного из своих авиационных депо. Но маловыгодные маршруты уже попали под нож. Не исключено, что в объятия друг другу кинутся и другие компании. Например, идут упорные разговоры о слиянии United и US Airways.

Стало известно, что компания Delta, занимающая третье место по объему пассажирских перевозок, в этом году избавится от 20 реактивных лайнеров среднего размера и 70 небольших самолетов и отменит ставшие нерентабельными рейсы в Атлантик-Сити, Айслип на Лонг-Айленде, Тупело, штат Миссисиппи и Корпус-Кристи, штат Техас. Другая компания, JetBlue, закрывает маршрут Нью-Йорк - Тусон. Почему? Из-за недостаточной заполняемости - 70 проц. А чтобы рейс стал рентабельным, она должна быть не меньше 85 проц.

Вторая в табели о рангах американская авиакомпания, United Airlines со штаб-квартирой в Чикаго, отправит на пенсию по меньшей мере 30 самолетов-ветеранов из-за их недостаточной экономичности.

United уже сильно погорела, когда объявила о финансовой несостоятельности и еле выкарабкалась два года назад с помощью реорганизации из ямы банкротства. За первые три месяца текущего года она потеряла 537 млн долларов. Начиная с декабря, рост цен на топливо выдавил из авиаиндустрии семь небольших перевозчиков - они объявили о закрытии. А 11 апреля Frontier Airlines воспользовалась легальной процедурой, известной как "глава 11", чтобы избежать банкротства.

Вынуждены отказываться от малоэкономичных лайнеров American, Continental и Northwest. Но этих мер недостаточно. Все инсайдеры в один голос говорят о неизбежности нового витка цен. Уже сегодня пассажиры, летящие на расстояние более 1500 миль, платят за билет на 260 долларов больше, чем четыре месяца назад, а на некоторых маршрутах эта разница еще ощутимее.

Дорогие авиабилеты заставляют многих американцев пересматривать свои планы на лето. Опрос общественного мнения, проведенный в апреле совместно газетой USA TODAY и службой Gallup, показал, что 45 проц. потенциальных путешественников склонны отказаться от полетов, если цены еще подскочат.

До недавнего времени лишь одной авиакомпании, Southwest, удавалось искусно лавировать между рифами штормовой экономической си-туации. Это тот самый случай, когда умные менеджеры в течение 17 лет, как говорится, при любой погоде добивались каждый квартал хоть маленькой, но прибыли. Скажем, на бирже агенты компании агрессивно выторговывали льготные фьючерсные контракты на топливо. В ином случае ей приходилось бы покупать авиационный керосин по высоким рыночным ценам. Но даже Southwest в последнем квартале оказалась - впервые за 17 лет! - в минусе.

Наступление на права и кошелек пассажиров идут полным ходом. Вот последнее малоприятное известие: American Airlines влилась в ря-ды перевозчиков, решивших взимать дополнительную плату за второе место багажа. Ранее на эту жесткую меру перешли US Airways, United, Delta, Northwest и Continental. Пассажиры, покупающие билеты экономического класса, начиная с 12 мая, смогут сдать одно место багажа бесплатно, а за второе заплатят 25 долларов. Исключение будет делаться для членов клуба "часто летающих", тех, кто купил би-лет безо всяких скидок и пассажиров международных рейсов, кроме Канады, Пуэрто-Рико и Вирджинских островов (США).

Пока эта мера коснется лишь четырех проц. пассажиров внутренних рейсов American Airlines. Но, как говорится, лиха беда начало. Таким образом, из всех крупных авиакомпаний лишь умная и передовая Southwest не перешла на взимание платы за второй чемодан. Посмотрим, сколь долго она продержится в гордом одиночестве....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новое русское слово». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка