О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ОПК: пошел обратный отсчет

В госструктурах продолжаются дискуссии на тему, нужна ли госкорпорация "Ростехнологии". Решения заморожены, полгода "Ростехнологии" не могут приступить к выполнению прямых функциональных обязанностей

В госструктурах продолжаются дискуссии на тему, нужна ли госкорпорация "Ростехнологии". Решения заморожены, полгода "Ростехнологии" не могут приступить к выполнению прямых функциональных обязанностей. Что таит в себе создавшаяся ситуация, поясняет заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Михаил Бабич.

- Михаил Викторович, не так давно состоялась выездная сессия комитета Госдумы по обороне непосредственно в корпорации "Ростехнологии". Какие вопросы ставились и как решались?

- Напомню, что корпорация "Ростехнологии" была создана в ноябре 2007 года в соответствии с Федеральным законом "О государственной корпорации "Ростехнологии". Руководство корпорации прилагает максимум усилий для реализации целей, сформулированных законом, поручениями президента РФ и председателя правительства РФ.

Тем не менее начать полноценную работу пока не удалось. Главное - до сих пор не сформирован имущественный взнос государства, на что в соответствии с законом отведен месячный срок, то есть по сути дела нет того материала, с которым корпорация должна работать, а государственный пакет акций промышленных предприятий так и не получил эффективного управляющего. Продолжаются бесконечные согласования между различными ведомствами.

Появляются новые интересанты государственного имущества и соответствующие этому аргументы. А оборонка как была без руля и без ветрил, так и продолжает выживать, вместо того чтобы, используя благоприятную экономическую ситуацию в стране, развиваться самой и потянуть за собой инновационное развитие всей промышленности. Тенденции, которые сегодня происходят в государственном секторе ОПК, очень тревожны, и об этом мы тоже откровенно говорили на заседании комитета. В этом заседании принимали участие наши коллеги из комитета по промышленности и комитета по науке и наукоемким технологиям. И это не случайно - международный опыт и опыт развития промышленности в СССР говорит о том, что оборонка может быть локомотивом в развитии фундаментальной и прикладной науки, наукоемких технологий, производства продукции двойного и гражданского назначения.

Кроме того, мы обсудили, каким образом следует синхронизировать закон о корпорации с другими законодательными и нормативными актами, в частности Таможенным, Налоговым, Бюджетным кодексами, и какие изменения в них и в сам закон о "Ростехнологиях" следует внести.

Сегодня комитет по обороне готовит соответствующее постановление. Мы его выверяем с коллегами из других комитетов, "Ростехнологиями", другими структурами, участвующими в этом процессе. Комитет намерен установить контроль за выполнением его решений, так как время разговоров на эту тему прошло и необходимо принимать системные и профессиональные меры.

- И все же если корпорация "Ростехнологии" является инструментом государственной политики, так почему же она не заработает в полную силу?

- Буду называть вещи своими именами. Очень много незаинтересованных лиц. Одни хотели бы ликвидные промышленные активы перепрофилировать под какие-то другие свои коммерческие задачи. Например, на месте оборонного завода построить комплекс элитного жилья. Другие норовят оставить государственный актив в "доверительном управлении" и управлять им в меру своего понимания и т.д. Все побудительные мотивы перечислить невозможно, но ясно одно - создано много кормушек вокруг предприятий оборонно-промышленного комплекса. И, к сожалению, зачастую интересы отдельных лиц преобладают над интересами развития как ОПК, так и всего промышленного потенциала страны.

Показательно, что в дискуссиях на тему об эффективности госкорпорации, когда ставишь вопросы, каковы альтернативы, где иная концепция или программа, четкого и ясного ответа не услышишь. Да, решение проблемы сохранения и развития оборонно-промышленного комплекса затянулось, и это может привести к необратимым последствиям, соглашаются оппоненты. Но как решать ее, рецептов не дают, ответственность за последствия на себя не берут. Госкорпорация не нравится, а что вместо нее - не знают и ничего не предлагают. Вот, например, Минфин пустился в рассуждения о некой скрытой приватизации в рамках госкорпорации. А разве сегодня государственные пакеты ОПК эффективно управляются и защищены от преднамеренных банкротств, рейдерских атак, "размывания" и т.д.? Или сегодня для кого-то секрет, что ни одно ведомство этим процессом не управляет и, наоборот, отсутствие согласованной государственной политики ведет к утрате имущественных активов, кадров и технологий.

Нам очевидно, что еще два-три года такой промышленной политики, и многие возможности будут безвозвратно утрачены. Поэтому от беспредметных споров необходимо перейти к реализации комплекса мер по инвентаризации государственных активов в промышленности, процедурам финансового оздоровления, привлечения инвестиционных ресурсов, подготовки кадров, построения эффективных финансово устойчивых, вертикально интегрированных компаний.

Именно для этого создана государственная корпорация "Ростехнологии", которая является лишь эффективным инструментом реализации государственной политики, и после выполнения возложенных функций государство может определиться по судьбе сформированных предприятий. Не исключено, что часть из них, которые не попадут в перечень стратегических, может быть реализована на рынке полностью или частично. Но только достигнув максимальной капитализации, по рыночной цене, а не за бесценок, как это зачастую происходит сейчас. Если у кого-то есть иные предложения и готовность взять ответственность на себя за конечный результат, то мы с удовольствием изучили бы альтернативные программы. Комитет неоднократно проводил заслушивания представителей различных ведомств, предприятий, экспертного сообщества, но, повторюсь, никаких других эффективных инструментов по решению должных проблем никто предложить не смог. В такой ситуации возникают подозрения о возможной небескорыстной заинтересованности отдельных чиновников в продолжении противодействия эффективной работе "Ростехнологий".

- С какими проблемами могут столкнуться "Ростехнологии" в ближайшее время? Какие задачи стоят перед новой структурой?

- Приступая к этой работе, "Ростехнологии" исходят из того, что треть предприятий ОПК имеет отрицательные финансовые показатели или находятся накануне банкротства. Еще треть еле-еле сводит концы с концами. И только треть - относительно успешны.

Но все они в той или иной степени могут являться участниками кооперации по производству систем вооружений и военной техники, быть звеньями единой технологической цепочки, потеря одного из которых может привести к невозможности производства всего изделия. Поэтому прежде всего предстоит провести финансовый аудит, определить целесообразность и комплекс мер по финансовому оздоровлению, перспективе развития каждого из предприятий, подконтрольных государству. И затем либо включить их в состав холдингов по функциональному предназначению, либо реализовать на рынке по максимальной цене, предварительно решив, чем заменить это выпадающее звено.

Вторая задача - разобраться с ростом тарифов на услуги монополий, формированием цены на комплектующие изделия для производства финальной продукции, механизмом индексации стоимости этих изделий в соответствии с отраслевыми дефляторами, а не виртуальным процентом инфляции, заложенным в Законе "О Федеральном бюджете". Процесс производства современных систем вооружений и военной техники четвертого и пятого поколений занимает иногда несколько лет, и без решения этих проблем ни о каком бизнесе, планировании, привлечении инвестиций, модернизации производства не может быть и речи. Кроме того, количество заказываемых систем вооружений и военной техники определяется в том числе на основе анализа военно-политической обстановки, концептуальных документов по строительству вооруженных сил, и уменьшение поставляемых в рамках гособоронзаказа изделий из-за неконтролируемого роста цен и тарифов ставит под угрозу всю систему обороны и безопасности государства.

Третья задача - преодоление технологического отставания, модернизация предприятий, находящихся в государственной собственности. Мы практически не вкладываем средства в их техническое перевооружение. В результате по показателям производительности труда мы отстаем от наших зарубежных конкурентов по различным направлениям от 5 до 15 раз! В итоге мы становимся не просто неконкурентоспособны, но и неэффективно распоряжаемся средствами, выделенными из бюджета на выполнение гособоронзаказа.

Кадры выходят на первый план. Существует точка зрения, что если закупается современное импортное оборудование, то следует вместе с ним завозить и специалистов. Своих, мол, не из кого готовить. Действительно низкий уровень заработной платы, невозможность приобрести жилье, отсутствие государственной политики по подготовке кадров и закреплению их в промышленности привели к массовому оттоку специалистов из оборонки. Средний возраст работников отрасли приближается к 50 годам. Эту тенденцию необходимо переломить. Срочно нужна эффективная, подкрепленная ресурсами программа по подготовке и закреплению кадров, особенно молодежи, на предприятиях промышленности. В оборонке должны работать российские ученые, инженеры, рабочие, и эта работа должна достойно оплачиваться, быть престижной и уважаемой в обществе.

Еще одна задача - наконец сформировать полноценную нормативную базу по поддержке государством предприятий, выполняющих гособоронзаказ. Прежде всего я говорю о проекте закона "О гособоронзаказе". Этот многострадальный закон разрабатывается уже четвертый год. Мы сбились, какая по счету редакция рассматривается профильными министерствами, а закона как не было, так и нет. Как нет вместе с ним и мер поддержки предприятий, определяющих гособоронзаказ. Где налоговые льготы? Где льготные кредиты? Где условия для подготовки специалистов? Где инвестиции для обновления технологического оборудования в тех объемах, в которых требуется? Пока, к сожалению, все это только обещания, которыми мы уже какой год кормим промышленность. Кроме того, нужны специальные законы "О мерах государственной поддержки предприятий ОПК", "О холдингах", нормативно-правовые акты правительства о реализации принятых и принимаемых законов.

- Интересно, в свете того, что вы сообщаете, какова реакция предприятий ОПК, выполняющих гособоронзаказ?

- Знаете, сейчас некоторые предприятия стараются уйти от гособоронзаказа. Такие вот создали условия. Судите сами, для выполнения гособоронзаказа предприятию необходимо вложить собственные средства в разработку изделия, закупку соответствующего оборудования, внести депозит для обеспечения участия в конкурсе, оно находится под тотальным мониторингом различных контрольно-надзорных органов и т.д. При этом рентабельность на продукцию минимальная или нулевая. Парадокс, так как во всех развитых индустриальных странах получить подряд на выполнение гособоронзаказа очень выгодно и престижно.

- Какова ваша оценка предприятий, планируемых к передаче в уставный капитал "Ростехнологий"?

- Они очень разные - и успешные, и находящиеся накануне банкротства. Пакеты акций есть и стопроцентные, и меньше блокирующего. Управляются и федеральными министерствами, и региональными администрациями. Задача "Ростехнологий" - ввести единые стандарты корпоративного управления, прозрачные и комплексные критерии и механизмы оценки эффективной работы менеджмента предприятия. Сформулировать унифицированные подходы к кадровой политике, найти компромисс между интересами государства и частными акционерами. Совместно с ними независимо от величины пакета акций разработать и реализовывать стратегию развития каждого предприятия со смешанной формой собственности. Если это удастся сделать, то бизнес будет заинтересован развивать оборонку, привлекая туда частные инвестиции. Другого пути просто нет, о чем говорит и опыт крупнейших международных корпораций.

- Высказывается беспокойство, что структуры госкорпорации довольно непрозрачные, закрытые для проверок. Вы согласны с таким утверждением?

- Это еще одно заявление из серии абсурдных. Кто назначает руководителя госкорпорации? Президент РФ. Из кого состоит наблюдательный совет госкорпорации? Из одних чиновников во главе с вице-премьером. Какие формы отчетности? Все те же самые, что и для любого коммерческого предприятия. Кто контролирует госкорпорацию? Все надзорные структуры, существующие в нашей стране. Мало того, заключили специальное соглашение со Счетной палатой РФ о постоянном мониторинге. Ежегодно Счетная палата будет представлять президенту и правительству специальный отчет о деятельности "Ростехнологий".

Ну, а когда мы слышим подобные высказывания, мне представляется, что их делают либо по некомпетентности, либо по умыслу. Об умыслах мы уже говорили. Других мотивов для таких заявлений я не нахожу.

- Чем конкретно "Ростехнологии" смогут помочь предприятиям, находящимся в плачевном состоянии?

- Вопрос не стоит так, чтобы всем предприятиям раздать деньги. Образно говоря, нет задачи раздать всем по золотой рыбке, а необходимо создать условия, чтобы предприятия были обеспечены удочками и в дальнейшем могли ловить свою золотую рыбку в бурном экономическом море. Мы не должны поддерживать психологию иждивенцев, но сегодня есть целый ряд вопросов, которые без участия государства в ОПК решить невозможно. Мы их достаточно подробно с вами обсудили.

- Когда, по вашей оценке, можно ожидать подписания соответствующего указа президента? Интересно узнать, когда интрига вокруг имущественного взноса госкорпорации разрешится?

- Если идти на поводу у каждой согласующей организации, то еще и год, и два никакого движения не произойдет. Просто наступит такой момент, когда согласовывать будет нечего - активы потихоньку разойдутся и перегруппируются вне оборонного сектора.

Мы надеемся, что указ будет подписан на следующей неделе. В создавшейся ситуации нужна только политическая воля. Есть особое мнение Минфина - пусть оно таким и остается. Есть мнение другой организации - пусть также таким и остается. Даже если практика подтвердит верность каких-либо утверждений оппонентов, то государство всегда сможет скорректировать свой подход. Очевидно то, что работать надо начинать немедленно. И дорогу осилит идущий. У России есть исторический шанс стать крупнейшей промышленной державой, и мы не должны его упустить.

Михаил Викторович Бабич родился 28 мая 1969 года в Рязани. Окончил Рязанское высшее военное командное училище связи им. Маршала Советского Союза М.В. Захарова; Московский институт экономики, менеджмента и права; Государственный университет управления; Высшие академические курсы Военной академии Генерального штаба. Служил на командных должностях в Воздушно-десантных войсках, работал заместителем председателя правительства Московской области, первым заместителем главы администрации Ивановской области, председателем правительства Чеченской Республики, помощником директора Федеральной пограничной службы РФ, помощником министра экономического развития и торговли РФ. Депутат Государственной Думы четвертого и пятого созывов, заместитель председателя комитета ГД по обороне....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка