О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Sukhoi Superjet задержался с вылетом

ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" впервые официально объявило о задержках поставок нового самолета Sukhoi Superjet 100 - самого амбициозного проекта российского авиапрома за последние 15 лет

ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) впервые официально объявило о задержках поставок нового самолета Sukhoi Superjet 100 - самого амбициозного проекта российского авиапрома за последние 15 лет. Стартовый заказчик "Аэрофлот" получит первый самолет на год позже оговоренного в контракте срока. В результате ГСС грозит штраф $45 млн или даже расторжение контракта.

Несмотря на масштабную финансовую и политическую поддержу государства, самый громкий проект российского авиапрома по созданию первого в стране гражданского реактивного самолета нового поколения столкнулся с трудностями. "Аэрофлот" получил официальное уведомление ГСС о задержках поставок самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ). Об этом вчера сообщил гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов, которого цитирует "Интерфакс". Замгендиректора авиакомпании Лев Кошляков подтвердил эту информацию и уточнил, что самолеты начнут поступать в компанию в третьем квартале 2009 года. Это на целый год позже оговоренного в контракте с "Аэрофлотом" срока.

Впервые о возможных срывах сроков поставки SSJ глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров говорил в марте (см. "Ъ" от 25 марта). По его оценкам, задержка может составить год-полтора, а точный срок станет известен тогда, когда будут ясны сроки начала процедуры сертификации самолета. Уже 26 марта слова господина Федорова опроверг тогда еще первый вице-премьер Сергей Иванов, курирующий в правительстве оборонно-промышленный комплекс. "Ничего ОАК не срывает",- заявил он журналистам, пояснив, что "ОАК никогда не объявляла точную дату завершения испытаний".

Разработка регионального SSJ начата в 2001 году. Вместимость в базовой комплектации - 95 мест, дальность - 3,1 тыс. км, каталожная стоимость в разных модификациях - $23,4-28,9 млн. Вчера ЗАО ГСС объявило о завершении первого этапа заводских испытаний первого летного образца. По их итогам, разработчики самолета прогнозируют средний расход топлива на крейсерских режимах в объеме 1,7 т на летный час.

Между тем срыв сроков поставок SSJ 100 заказчикам (сегодня в портфеле твердые контракты на 73 самолета) может обернуться для ГСС финансовыми потерями. В частности, "Аэрофлот", выступивший стартовым заказчиком для проекта SSJ и заказавший 30 самолетов с опционом еще на 15 машин, оговорил в контракте штрафные санкции в размере $12 тыс. за каждый день просрочки, но не более $1,5 млн за каждый самолет. При задержке более пяти самолетов сроком более чем на полгода "Аэрофлот" получает право выйти из контракта, потребовать возврата $15 млн аванса и процентов по депозиту с момента его перечисления. "Вопрос о штрафных санкциях или альтернативных вариантах пока не обсуждался",- сказал "Ъ" Лев Кошляков. Но при задержке на год всей партии штраф ГСС может достигнуть $45 млн.

"На открытый конфликт с ОАК "Аэрофлот" не пойдет, ему слишком нужны SSJ, которые должны заменить уже выведенные из парка Ту-134",- полагает аналитик компании "Ингосстрах-инвестиции" Евгений Шаго, добавляя, что компаниям удастся договориться о приемлемой сумме штрафа. Но глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев считает, что и до выплаты штрафов может не дойти. "Если, например, "Аэрофлоту" разрешат на время задержек ввезти иностранные самолеты беспошлинно, то авиакомпания может отказаться от компенсаций",- считает эксперт. Но в любом случае, по мнению господина Пантелеева, деятельность "Аэрофлота" от задержек SSJ не пострадает: компания уже объявила о том, что намерена взять в "мокрый лизинг" (аренда бортов с экипажем) самолеты Boeing 737-500 у своих дочерних компаний "Аэрофлот-Норд" и "Аэрофлот-Дон"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка