О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Истребитель нового века

Презентация новейшего многофункционального истребителя Су-35 состоялась на базе Летно-исследовательского института им. Громова в подмосковном Жуковском

Как уже сообщала "Красная звезда", презентация новейшего многофункционального истребителя Су-35 состоялась на базе Летно-исследовательского института им. М.М. Громова в подмосковном Жуковском. Первый демонстрационный полет (до сего момента самолет поднимался в небо 13 раз) успешно завершил этап летных испытаний. Разработала самолет Авиационная холдинговая компания "Сухой".

"Сегодня произошло историческое событие: в воздух поднят самолет Су-35, который является промежуточной машиной между поколением самолетов Су-27 и самолетом пятого поколения. В процессе эксплуатации Су-35 будут изучены новые решения, применяемые в самолете пятого поколения. Надеюсь, что все необходимые испытания завершатся к 2009 году", - так прокомментировал показ самолета главнокомандующий Военно-воздушными силами генерал-полковник Александр Зелин.

Говоря о возможности приобретения нового истребителя нашими ВВС, генерал-полковник Зелин отметил, что современные Военно-воздушные силы хотели бы эксплуатировать Су-35 не в ограниченном количестве, а в численности, позволяющей вооружить им два - три истребительных полка. Об этом главком пообещал доложить министру обороны для принятия в дальнейшем главой военного ведомства решения.

Специалисты отмечают большой потенциал самолета. "Это своего рода летающий командный пункт с очень умными мозгами", - подчеркнул бывший главком ВВС генерал армии Владимир Михайлов. "Су-35 превосходит по своим характеристикам истребители ведущих мировых производителей - "Мираж", "Грипен", "Хорнет", а также стоящие на вооружении ВВС России Су-27 и Су-30", - высказал свою оценку летчик-испытатель АХК "Сухой" Сергей Богдан. Более того, он отметил, что у двигателей Су-35 - очень высокая тяга, поэтому форсаж уже не так актуален, как прежде. Положительно летчик-испытатель оценил и информационно-управляющую начинку самолета.

"Су-35 - более эргономичная машина по сравнению с предшественниками, в ней снижена радиолокационная заметность, а силовая установка отвечает требованиям самолета пятого поколения. Самолет показал высокую устойчивость, управляемость и маневренность. Словом, это истребитель, предшествующий самолету пятого поколения. Остается изменить планер и доработать некоторые характеристики", - рассказал Сергей Богдан.

Самолет воспринимается как очень комфортный, "мягкий", очень послушный, с прекрасными переходными характеристиками, энергичный при маневре, обеспечивающий повышенную безопасность полетов за счет использования управляемого вектора тяги.

По мнению Сергея Богдана, с точки зрения пилотирования у строевых летчиков не возникнет серьезных проблем при переучивании на Су-35, однако установленная на нем современная компьютерная система потребует от них дополнительных знаний и навыков.

По словам испытателя, увеличенная тяговооруженность улучшает характеристики разгона, благодаря чему пилоту легче уйти от противника или его нагнать. К этому следует добавить увеличенную дальность полета, а также то, что бортовая радиолокационная станция обнаруживает и захватывает цели на большей дальности, позволяя поражать противника на дальних рубежах.

К достоинствам истребителя относится увеличенный почти на 20% запас топлива во внутренних емкостях, что позволяет, по предварительным оценкам, увеличить дальность полета до 4,5 тыс. километров.

Генеральный директор компании "Сухой" Михаил Погосян полагает, что в 2011 году начнутся серийные поставки самолета российским ВВС.

"Cерийное производство и поставки истребителей российским и зарубежным заказчикам запланированы на 2010-2011 годы. Поступление Су-35 на вооружение российских ВВС будет способствовать укреплению обороноспособности страны, а также позволит компании "Сухой" сохранить конкурентоспособность до выхода на рынок истребителя пятого поколения", - отметил он.

Михаил Погосян также выделил отличительные особенности самолета. "Летно-технические характеристики были интегрально увеличены. Самолет трансзвуковой, с изменяемым вектором тяги двигателей, что позволяет приумножить возможности машины", - подчеркнул гендиректор компании "Сухой".

Новый истребитель вызвал неподдельный интерес со стороны потенциальных зарубежных заказчиков. На аэродроме ЛИИ им. М.М. Громова пристально наблюдали за высшим пилотажем на

Су-35, а после приземления практически не отходили от самолета представители военных ведомств Венесуэлы, Индии, Индонезии. Большинство из них попробовали машину на ощупь, посидели в кабине пилота, выслушав краткий курс по эксплуатации от техника самолета.

Су-35 - глубоко модернизированный сверхманевренный многофункциональный истребитель поколения "4++", призванный стать мостиком к самолетам 5-го поколения. В нем широко используются технологии авиационного комплекса пятого поколения, обеспечивающие превосходство над самолетами аналогичного класса, в том числе по критерию "эффективность-стоимость".

Истребители пятого поколения начнут поступать в войска не ранее 2015-2017 гг., в то время как серийные поставки Су-35 планируются на 2010-2011 гг. Таким образом, будет обеспечен плавный переход к авиационным комплексам нового поколения без ослабления обороноспособности страны.

Название Су-35 уже давно известно в мире авиации. Под таким именем с 1992 года на международных авиасалонах неоднократно демонстрировалась экспортная модификация истребителя Су-27. К середине первого десятилетия нового века в целом сформировалась концепция глубоко модифицированного истребителя семейства Су-27, за которым и было сохранено название Су-35.

Что нового в конструкции Су-35? Истребитель получит усовершенствованный планер, что позволит добиться существенного увеличения ресурса самолета - до 6 тысяч часов, или 30 лет эксплуатации (ресурс до первого контрольно-восстановительного ремонта и межремонтный повышен до 1.500 часов, или 10 лет эксплуатации). По аэродинамической схеме он аналогичен самолету Су-27. В отличие от Су-30МКИ на нем уже не будет переднего горизонтального оперения, при этом во всех трех каналах устанавливается электродистанционное управление без механической проводки. Применение новой комплексной системы управления (КСУ), выполняющей функции сразу нескольких систем (системы дистанционного управления, системы автоматического управления, системы ограничительных сигналов, системы воздушных сигналов, системы торможения колес шасси), повысит пилотажные и маневренные возможности истребителя.

У Су-35 нет традиционного для самолетов Су-27 верхнего тормозного щитка - его функции переходят к дифференциально отклоняемым рулям направления. В связи с увеличением взлетной и посадочной масс на Су-35 усилено шасси, а передняя опора выполнена двухколесной. Используется технология снижения радиолокационной заметности, которая уменьшает отражающую способность истребителя.

Важным отличием Су-35 от предшествовавших ему самолетов Су-27 стало применение в его силовой установке новых двигателей. Конструктивно эти двигатели - глубокое развитие серийных аналогов с использованием технологий пятого поколения. На них применяются новый вентилятор, новые турбины высокого и низкого давления, новая цифровая система управления. Предусматривается также использование сопла с управляемым вектором тяги. В результате проведенной модернизации тяга двигателя на особом режиме повышена на 16%. По сравнению с нынешним существенно - в 2-2,7 раза - возрастут показатели: межремонтный ресурс увеличится с 500 до 1.000 ч.

Применение на Су-35 принципиально нового комплекса бортового оборудования выводит его в число самых передовых истребителей в мире. В его основе лежит информационно-управляющая система (ИУС), предназначенная для функциональной, логической, информационной и программной увязки всего бортового оборудования в единую интегрированную систему и обеспечивающая взаимодействие между летчиком и оснащением. В состав ИУС входят два центральных цифровых вычислителя, средства коммутации и преобразования информации и система индикации, реализующая концепцию "стеклянной кабины".

Основу информационно-управляющего поля кабины Су-35 составляют два цветных многофункциональных жидкокристаллических индикатора, многофункциональный пульт со встроенным дисплейным процессором, широкоугольный индикатор на фоне лобового стекла и пульт управления и индикации.

Они предназначены для приема, обработки и отображения в мультиоконном режиме графической, цифробуквенной и символьной информации, отображения телевизионной информации от бортовых телевизионных датчиков с наложением на нее цифробуквенной и символьной синтезированной информации, а также формирования и выдачи видеосигнала в цифровом виде в систему видеорегистрации. Многофункциональный пульт со встроенным дисплейным процессором предназначен для отображения необходимых данных и выдачи команд путем нажатия кнопок на обрамлении на всех этапах полета.

Управление бортовым оборудованием, системами и вооружением в новой кабине Су-35 обеспечивается кнопками и переключателями на ручке управления самолетом и рычагах управления двигателями, а также кнопочным обрамлением многофункциональных индикаторов.

Основу системы управления вооружением Су-35 составляет новая радиолокационная система управления (РЛСУ) с фазированной антенной решеткой (ФАР)

"Ирбис-Э", обладающая уникальными на сегодня характеристиками по дальности обнаружения целей. Конструктивно она представляет собой многофункциональную РЛС Х-диапазона с пассивной ФАР, размещенной на двухстепенном гидропроводе (по азимуту и крену). Антенное устройство сканирует при электронном управлении лучом по азимуту и углу места в секторах не менее 60 градусов. Кроме того, электрогидропривод механически доворачивает антенну по азимуту на угол до 60 градусов и по крену на угол 120 градусов.

РЛСУ "Ирбис-Э" обнаруживает и сопровождает до 30 воздушных целей на встречных курсах на дальности до 400 километров при сохранении непрерывности обзора пространства, ведет одновременный обстрел до восьми воздушных целей. Комплекс обеспечивает обнаружение, селекцию и сопровождение до четырех наземных целей в нескольких режимах картографирования с различной степенью разрешения на дальности до 400 километров при сохранении контроля над воздушным пространством.

По этим показателям "Ирбис" находится на уровне самых современных зарубежных разработок в этой области, превосходя большинство американских и западноевропейских РЛС с пассивными и активными ФАР.

Среди других новых бортовых систем Су-35 - современное навигационное оборудование, системы, обеспечивающие групповые действия истребителей, а также высокоэффективный комплекс радиоэлектронного противодействия.

Помимо всего спектра вооружения, используемого современными Су-30МК, на Су-35 планируется интегрировать и новые типы управляемого оружия "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", в том числе большой дальности. Максимальная масса боевой нагрузки Су-35 составляет 8.000 кг и размещается на 12 точках подвески.

В настоящее время в Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении собирают еще два опытных Су-35. Они присоединятся к программе испытаний в этом году....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка