О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Закрытый показ в Геленджике

С 4 по 7 сентября в Геленджике, прошла 7-я Международная выставка и научная конференция по гидроавиации "Гидроавиасалон-2008"

С 4 по 7 сентября на территории испытательно-экспериментальной гидробазы Таганрогского авиационного предприятия (ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева") в Геленджике, прошла 7-я Международная выставка и научная конференция по гидроавиации "Гидроавиасалон-2008". Основной целью выставки декларировалась демонстрация современного состояния и перспектив развития гидроавиации. В этом плане он, собственно не отличался от предыдущих шести Гидроавиасалонов.

Традиционная осенняя экспозиция совершенно уникальна. Ни одна из авиационных выставок не подходит так близко и конкретно к вопросам взаимодействия техники со всеми тремя стихиями: землей, водой и небом. А потому, только на этом Салоне представлена широкая экспозиция образцов авиационной техники, авиационных двигателей, агрегатов и систем, средств наземного обслуживания, ракетных комплексов, средств связи и навигационного оборудования, средств спасения на воде и экологического мониторинга, технологического оборудования и материалов. И Салон продолжает расширяется по числу охватываемых тематик.

На выставке зарегистрировано 146 участников. В летной программе и на статических стоянках было задействовано свыше 20 летательных аппаратов различных типов. Помимо отечественных организаций и компаний в "Гидроавиасалоне-2008" участвуют фирмы из Беларуси, Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Сингапура, США, Украины. Франции, Швеции. Всего за 4 дня работы экспозицию посетило более 15 000 человек. Работу выставки освещало 144 российских и иностранных журналистов. В рамках Салона было подписано контрактов более чем на 600 млн. рублей. Впервые в истории Салонов происходил слет выпускников авиационных университетов различных городов России - Казани, Рыбинска, Самары, Москвы и других.

Наибольший объем на выставке заняли экспозиционные стенды ОАК, а также ТАНТК и ОАО "Мотор Сич" - основных разработчиков планера и двигателей главной машины Салона - Бе-200. Чуть меньший объем заняли экспозиции ФГУП "ММПП "Салют" и ОАО "Концерн "ВЕГА".

Подробную презентацию своего климатического центра провел ВИАМ. Причем вел ее сам руководитель этого института академик Е.Н. Каблов. Презентации провели ЦАГИ, АССАД, фирма "Кулайт", ОАО "Вега", ТАНТК, Объединение "Сигнал".

К "Гидроавиасалону-2008" был проявлен значительный интерес со стороны деловых кругов. Выставку посетили и на ней провели переговоры делегации и представители Азербайджана, Греции, Венесуэлы, Индии, Ирана, Казахстана, Китайской народной республики, Филиппин. Традиционно большое число деловых посетителей прибыло из стран Европейского союза - Германии, Швейцарии, Франции, Польши, а также из США, Таиланда, Филиппин, Франции и Венгрии.

С 5 по 6 сентября 2008 года, в рамках "Гидроавиасалона-2008". прошла Международная научная конференция по гидроавиации. Заседания проводились в отеле "Надежда" (поселок Кабардинка) и в Геленджикском центре климатических испытании Всероссийского института авиационных материалов. В ее работе приняли участие более 130 специалистов из США, Франции, Таиланда, Украины. Конференция проводилась в семи секциях, на которых были заслушаны и обсуждены 111 докладов.

Как и всегда, выше всяких похвал была демонстрационная программа, развернутая в небе над Геленджикской бухтой пилотажными группами "Русские Витязи" (Су-27) и "Стрижи" (МиГ-29). Только здесь можно видеть весь уникальный пилотаж летчиков Кубинки "на расстоянии вытянутой руки" и без мешающих просмотру складок местности и загородок всякого рода. Парные полеты Бе-200ЧС, устроивших "пожарную карусель" с забором-выбросом по 12 тонн воды, произведенным поочередно каждой машиной то ли шесть, то ли восемь раз, весьма убедительно показали противопожарную эффективность этой уникальной машины.

На выставке прошли единственные в стране и в СНГ показательные соревнования элиты парашютного спорта - чемпионов мира, Европы и России на Кубок "Гран При ПараЭлит-2008" посвященные 100-летию со дня рождения основателя современных ВДВ Героя Советского Союза, генерала армии В.Ф. Маргелова. А 5 сентября прошел гала-концерт Третьего Всероссийского фестиваля патриотической песни "Крылья России", посвященного авиации и космонавтике.

И все-таки прошедшая выставка оставляет двоякое ощущение. При всей значимости сделанного оргкомитетом, мастерства рабочих, конструкторов, летчиков, спортсменов, руководителей производственных и эксплуатационных фирм, резким диссонансом смотрелось почти полное отсутствие информации о Салоне в центральной, и, как это ни удивительно, в краевой прессе и ТВ. Даже в самом Геленджике плакаты о проводимом мероприятии висели только у входа на саму Гидробазу ТАНТК, где уже и без них все было ясно. На противоположной стороне Геленджикской бухты люди спрашивали: "Это еще тренировочные полеты, или Гидроавиасалон уже открылся?" В центральной прессе первые упоминания о происходящем в Геленджике появились только через два дня после начала события. А сразу после его закрытия, поисковый сервер "Яндекс" смог насчитать только 3 (три!) упоминания о салоне, попавшие в прессу. Через неделю положение несколько выправилось за счет спец. корреспондентов, приехавших с черноморского побережья. На этом фоне несколько непонятно смотрятся заявления руководителей Страны о значимости отечественной гидроавиации для своей МЧС и международного сотрудничества.

Уже и в самой церемонии открытия выставки прослеживалась закономерность: из первых лиц были только руководители фирм-организаторов (В.А. Кобзев, генеральный директор - генеральный конструктор ТАНТК им. Г.М. Бериева, а также О.Ф. Демченко - президент корпорации "Иркут"), ОАК (А.И. Федоров, президент ОАО "OAK"), да мэр Таганрога Н.Д. Федянин. Все остальные инстанции - из администрации страны, края и даже города Геленджика - представлены либо заместителями руководителей, либо сотрудниками аппарата, либо вообще, советниками. Оставалось впечатление о намеренном дистанцировании органов власти всех уровней от проходящей уникальной экспозиции. Впрочем, может быть, этому есть и весьма прозаическое объяснение.

Построенная более чем за $50 млн. новая взлетно-посадочная полоса Геленджикского аэропорта пролегает аккурат поперек горной седловины, пролегающей от одной горной гряды, окружающей геленджикскую бухту, к другой. Именно этим горным проходом прорываются на город печально знаменитые Норд-осты: местные ветра почти ураганной силы, треплющие город каждую зиму. Как и все ущелья в горных грядах, это, скорее всего, тоже является ложем подземной реки, не выходящей на поверхность. Можно предположить, что именно ее сток обеспечивает уникальную циркуляцию воды в бухте Геленджика: придонные слои (вместе со всеми городскими и ливневыми стоками) постоянно выносятся в открытое море, а им взамен, приходят верхние чистые, с нагретой водой из того же открытого моря. Поэтому в бухте более чистая и теплая, чем у других черноморских берегов вода. Вернее сказать, так было все прошедшие миллионы лет, но не сейчас. Построенная полоса, похоже, "придавила" русло реки, в результате чего, примерно посередине бетонки видна ощутимая просадка, а около предполагаемой стоянки для самолетов образовалось целое озеро "выжатой" воды. Эксплуатировать ВПП в таком виде невозможно, а что с ней делать - неясно.

Это, скорее всего, послужило основной причиной столь прохладного отношения администрации края к некогда любимому ею Гидроавиасалону. Отказаться от проведения последнего невозможно, а пока перспективы дальнейших действий с аэродромом неясны, лучше излишнего внимания руководства страны не привлекать: пусть себе ходит по таманским степям в совершенно надуманном празднике, случайно, видимо совпавшем с открытием Геленджикского Салона.

В самой же бухте значительно увеличилось количество тины: неукорененных зеленых водорослей (каких раньше в таком количестве никогда не наблюдалось), что также свидетельствует об изменившемся режиме течений. Это может быть началом перемен в самой бухте "по невскому типу" перед знаменитой питерской дамбой. Для курорта это возможно катастрофа. А может, и нет: это все же не единственная река, впадающая в геленджикский залив. В общем, довольны только жители поселков с другой стороны хребта: у них в колодцах появилась почти у самой поверхности вода, какую раньше приходилось добывать почти с тридцатиметровой глубины.

Но Гидроавиасалон, прежде всего - техника. Всем, кто хотя бы раз был на Салоне в Геленджике, понятно, что наиболее перспективный и востребуемый изо всего, что наша авиационная промышленность поставляет - самолет Бе-200. В первую очередь - в модификации ЧС - пожарного и спасателя. Причем, все сказанное касается не только гидроавиации. Спроектированный в Таганроге, самолет в различных модификациях выпускался в Иркутске, а теперь - возвращается в ТАНТК. Но известно, что по наносимому урону "два переезда равны одному пожару". Интереснейшая судьба Бе-200 требует, конечно же, отдельного рассказа, что выходит за рамки данной статьи. Могу позволить себе только ряд коротких замечаний.

Как утверждает главный конструктор этого самолета, А.В. Явкин, по функциональной загруженности Бе-200ЧС - самый сложный самолет, когда-либо созданный по требованиям к гражданским транспортным самолетам (АП-25 и их зарубежные аналоги). Это самолет-амфибия, сочетающий возможности противопожарного, грузового, спасательного и пассажирского. Причем все эти функции сертифицированы. По условиям применения в противопожарной функции Бе-200ЧС наиболее близок к штурмовику, используемому по наземным целям с дистанцией применения "оружия" - 50 и менее метров над пересеченной местностью. Если добавить к этому требуемую энергичность выполнения маневров (например, при тушении пожара в Италии в течении одного полета Бе-200ЧС выполнил 20 заборов и сбросов воды с интервалом 2-3 мин), то можно себе представить сложность доводки и сертификации такого типа самолета.

За эти годы построено 7 летных экземпляров самолетов (2 -экспериментальных, 5 -серийных). На сегодняшний день в летном состоянии 4 (2 - в МЧС, 1 экспериментальный принадлежит Бериеву, 1 - осваивается в Азербайджане). Первый серийный самолет МЧС, получивший незначительные повреждения во время тушения пожаров в Индонезии (при посадке выкатился за пределы ВПП и подломил переднюю стойку шасси) два года ремонтируется (реально, по словам заводчан, просто "работает памятником" в цехе из-за споров, кто должен приобрести стойку). Другой самолет МЧС не может бросить товарища и занимает место на стоянке Бериева. Еще два незавершенных самолета, из первоначально 7-ми заказанных МЧС, занимают сборочный цех ИАЗ (Иркутск). Как утверждает командир экипажа Бе-200 В.А. Крузе, под руководством которого и ведутся в основном все противопожарные работы Бе-200, по опыту эксплуатации технику постоянно приходится совершенствовать. Но из-за несоответствий постоянно дорабатываемому опытному самолету и отсутствия решения, кто должен заплатить за доработку, МЧС отказывается их принимать. И еще одна беда: производство в Иркутске прекращено, а в Таганроге планируется его возобновление … не ранее 2011 года. Мало того: при всех панегириках, которые поются в прессе, Бе-200 не входит в продуктовый ряд ОАК, о нем больше не упоминает премьер, проект почти лишается бюджетной поддержки. В МЧС чувствуют себя обманутыми.

Потребность в самолетах Бе-200ЧС есть. И она совершенно неудовлетворенная. С 2004 года ежегодно Бе-200ЧС тушат пожары в Европе по лизинговым контрактам. Начали с одного экспериментального самолета, а прошлым летом на пожарах в Португалии и Греции работали уже 4 самолета. Годом раньше, после известных катастроф в зону применения авиации МЧС попала Индонезия. Спрос значительно превышает предложение. Почему российские самолеты Бе-200ЧС не демонстрируют свою эффективность при тушении пожаров в России и где контракты? Ответы на эти вопросы выходят далеко за рамки проекта самолета. Вкратце: МЧС не несет ответственности за тушение лесных пожаров, эта функция идейно возложена на Минприроды, в состав которой входит Авиалесоохрана. Деньги, предназначенные для борьбы с лесными пожарами, несмотря на энергичную борьбу министра Сергея Шойгу с распылением средств, распределены по регионам. Губернаторы ответственности за ущерб, причиненный лесными пожарами, не несут. Таким образом, России, по мнению власти (за исключением, конечно, МЧС), противопожарные самолеты, если и нужны, то разве что для выставок.

Вот мы и видим в Геленджике прекрасные возможности техники, в расширении применения которой особой энергичности не чувствуется. При этом, такое ощущение вызывают заявления даже тех, кто вроде бы больше других заинтересован в ее продвижении на рынок. Генеральный директор ТАНТК в интервью на Сардинии, где Бе-200ЧС в этом году демонстрировался в международных учениях, заявил, что России необходимо аж целых 15 таких самолетов! Для сравнения - в США в пожарные сезоны для тушения лесных пожаров используются до 1000 самолетов и вертолетов, в Европе - сотни. Лесные пожары горят в России (никак не меньше, чем в Штатах или Европе), а решения по выделению финансовых средств принимаются в Москве. И "пока эти два государства не обменяются хотя бы посольствами", как предлагал В. Шендерович, самолеты Бе-200ЧС будут каждый сезон тянуться на юга, как курортники или перелетные птицы.

…Гидроавиасалон завершился. А вы слышали, что он вообще открывался? Значит, вы почти наверняка сами были в Геленджике....
Авторские права на данный материал принадлежат «Двигатель». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка